увлечение/ колесо истории

 

Ольга ВАСИЛЕНКО, Мария КАЛИНИНА

Фото Александра МАКСИМОВА и из архива клуба «Ретромобиль»

 

Лимузин из прошлого  

 


 

Наш журнал уже рассказывал об участниках омского клуба «Ретромобиль» и их машинах, по большей части возрожденных энтузиастами для новой жизни из груды металлолома. В августе представители клуба приняли участие в первом межрегиональном фестивале старинных автомобилей «Ретро-Сибирь-2010», который прошел в городе Кемерово. Автомобиль представителя Омска Сергея Шмидта оказался столь впечатляющим, что жюри присудило ему гран-при фестиваля. Белоснежный красавец представительского класса ГАЗ-12 ЗИМ 1954 года выпуска произвел неизгладимое впечатление как на профессионалов, так и на рядовых зрителей.

Журнал «Сибирь и Я» выступил в роли информационного спонсора фестиваля.

Гран-при для омичей

– Фестиваль проходил на территории горнолыжного комплекса «Люскус» и был организован на высоком уровне, – рассказал нам участник клуба «Ретромобиль» Вадим Анохин, студент СибАДИ и второй член экипажа победного ЗИМа. – Главная цель фестиваля – сплотить любителей автомобильного ретро, обменяться опытом, наметить перспективы. И, конечно, пробудить у молодежи интерес к истории. В роли организаторов выступили продюсерский центр «Д.Арт» и клуб «Ретрогуберния». Было представлено около тридцати  ретроавтомобилей из разных регионов, подготовлена обширная культурная программа. Кроме омичей, приехали участники из Новосибирска, Кемерова, Анжеро-Судженска, Белова и других городов.

Так получилось, что приехали мы с Сергеем Шмидтом в Кемерово раньше всех других участников, преодолев за двенадцать часов трассу длиной в тысячу километров. Сергей бессменно был за рулем своего ЗИМа. В итоге первое место в ретро-ралли «Колесо истории» досталось нам, омичам. Следом приехали представители клубов «Ретротехника» и «Автомототуризм» из Новосибирска, замыкала тройку лидеров команда из Анжеро-Судженска.

Твердой уверенности, что гран-при достанется омскому авто, у нас не было – на фестивале было представлено много раритетов, как российских, так и иномарок. При выборе участника от  клуба «Ретромобиль» предпочтение отдавалось автомобилям, которые постоянно задействованы в различных мероприятиях. Сергей на своем ЗИМе ездит постоянно, и на работу, и на отдых. И выглядит авто впечатляюще – несмотря на возраст, у него оригинальный мотор и запчасти, салон обит сукном вишневого цвета. Автомобиль вместительный (на семь человек) и очень комфортабельный – недаром представительского класса! Да и сам по себе белый цвет придает машине импозантность. Мы так и ехали – на белом автомобиле, с белым флагом «Сибири и Я». Думаю, омский экипаж выглядел достойно.

Кстати, на фестивале было всего два ЗИМа, второй – кемеровский,  черный, полноприводный, но он оказался со значительными  переделками. А Сергею при реставрации машины удалось сохранить дух того времени, эпохи 50-х. Интерес зрителей к раритету был очень большой, к нам постоянно подходили и молодежь, и ветераны, которые еще помнят эти машины на улицах городов. Можно сказать, знакомство с омским авто стало обязательной частью программы фестиваля.

Среди представленных образцов отечественного автопрома было немало машин марки «Победа» и ГАЗ-21. Хватало и легендарных «запорожцев», известных как «горбатые». В номинации «Самый старый автомобиль» победителем стала новосибирская «эмка» 1938 года выпуска. Жаль, что в Кемерово не приехала наша омская «эмка», она бы точно заняла первое место, так как выпущена еще раньше, в 36-м. Учитывая, что фестиваль организаторы решили проводить ежегодно и в разных городах, есть надежда, что в следующем году омичи представят больше ретроавтомобилей.

Возрождая историю

Практически каждый автомобильный раритет достался нынешнему владельцу в плачевном состоянии. Не является исключением и шикарный белый ГАЗ-12 ЗИМ Сергея Шмидта. Когда-то это машина принадлежала его другу. Затем волею различных обстоятельств она оказалась в Оконешниковском районе Омской области. Вросший в землю автомобиль находился в полуразрушенном состоянии, половина деталей за давностью лет была утрачена. Сергей собирал лимузин по крохам в течение двух лет.

Ретроавтомобилями Сергей Владимирович увлекся с 1994 года, когда стал владельцем лимузина 1953 года выпуска. До этого машина принадлежала Омско-Тарской епархии. В начале 90-х она еще была на ходу. К сожалению, уже будучи собственностью Сергея, авто серьезно пострадало во время пожара. От былой красы стался лишь суконный салон вишневого цвета. Именно его Сергей использовал, восстанавливая свой победоносный ЗИМ.

В настоящее время Сергей Шмидт реставрирует еще два старинных экипажа. Восстанавливая ретроавтомобили, он стремится к тому, чтобы машина полностью соответствовала подлиннику.

– Мне всегда нравился стиль тех времен и представительский класс автомобилей. Поэтому я не использую современных деталей, подбираю только оригинальные запчасти. Найти их – задача не из простых. С каждым годом подобрать нужные детали становится все сложнее, ведь с момента выпуска этих машин прошло полвека, а то и больше. Железо ржавеет, превращается в кучу лома. На реставрацию иногда требуются годы кропотливой работы. И, конечно, терпение. Главная награда – увидеть воссозданный твоими руками автомобиль, который явился словно живой свидетель прошлого. У каждого из них своя судьба, своя история. И когда ты прикасаешься к ней, это счастье…