В середине
сентября в Омске прошел II Международный театральный фестиваль «Академия». Как
и два года назад, двери Омского театра драмыраспахнулись длялучших театров
Европы и России. Фестиваль охватил также сценические площадки театра «Арлекин»,
музыкального и «Пятого» театров, и даже залы музея им. М. А. Врубеля. Зрителей
ожидало немало сюрпризов.
Кто в
«Тереме» живет
Русский
размах гости нынешнего форума ощутили уже в первый фестивальный день. По случаю
открытия возле театра драмы развернулась театрализованная ярмарка. Гостей
потчевали пирогами и медом, удивляли изделиями народных промыслов. Тут были и
свистульки, и матрешки, и куклы, и диковинная посуда. Женщины за прялками,
мастера травяного плетения создавали свои изделия на глазах у прохожих. Ближе к
вечеру по главной улице города прошло карнавальное шествие, в котором приняли
участие театральные и фольклорные коллективы со всей области. Рожечники,
ложечники, балалаечники, скоморохи и ряженые создавали атмосферу народного
гулянья. Об открытии фестиваля громогласно возвещали глашатаи на лошадях.
На «разогрев»
Омский театр драмы показал спектакль «Бумбараш» – проект, осуществленный
совместно с известным питерским ансамблем «Терем-квартет».
Уже на
следующий день музыканты из Северной столицы выступили с собственной концертной
программой «Отзвуки театра». Театральной музыки, впрочем, там вовсе не было –
только кинохиты и смелая интерпретация классики. Но артистизм самих музыкантов
позволил сделать из каждой музыкальной композиции целый спектакль. Например, такой,
как «Путешествие Чайковского к народам
Севера». А представьте себе музыку Шуберта, органично переходящую в русскую
плясовую и гопак, мелодию знаменитой песни «Помоги мне», срывающуюся на романс
из «Метели». А как классно звучит на баяне (!) саундтрек к фильму «Миссия
невыполнима». И как чаруют «Прогулки с Феллини» или «Чаплиниана».
«Терем-квартет»
давно уже признан уникальным явлением. Музыканты квартета играли для Папы
Римского и королевы Елизаветы, для Матери Терезы и всех президентов. Из русских
народных инструментов (двух домр, баяна и балалайки-контрабаса) они способны
извлекать практически любую музыку. А баянист Андрей Смирнов еще и неплохо поет.
Старые друзья
и новые знакомые
Особым теплом
были наполнены встречи омичей с актерами Театра им. Евгения Вахтангова. Еще со
времен Великой Отечественной, когда столичный театр находился в эвакуации в
Омске, сибиряки признали его своим. Те времена не устает вспоминатьстарейшая актриса театра Галина Коновалова.
Кроме этого, долгие годы Вахтанговский театр возглавлял наш земляк Михаил
Ульянов.
С возложения цветов к памятнику героям тыла в
парке им. 30-летия ВЛКСМ началось пребывание вахтанговцев на омской земле.
Потом были прогулки по городу, во время которых народному артисту России Сергею
Маковецкому удалось даже позвонить в колокола Успенского кафедрального собора.
А дальше – дважды подряд был сыгран премьерный спектакль «Дядя Ваня» (режиссер
– Римас Туминас), по-литовски изящный, аскетичный и концептуальный, и совсем по-русски
трогательно щемящий. На прошлом фестивале Туминас покорил зрителей
«Мадагаскаром», поставленным еще в Малом театре Вильнюса. На нынешнем – не
разочаровал «Дядей Ваней». Будучи сегодняглавным режиссером Вахтанговского театра, Туминас прояснил вопрос о
дальнейших творческих связях с омской «драмой»: «Мы намерены продолжать
сотрудничество не только историческое, но и конкретное. Нам исполняется
девяносто лет, так вот надо придумать что-то совместное».
Впервые Омск
посетил Хорватский национальный театр из города Загреба. Загреб в эти дни
захлебывалсяв наводнении, что не
помешало актерам забыть личные тревоги и мысли о доме и погрузиться в атмосферу
Америки 30-х годов прошлого века. В культовую пьесу Х. Маккоя «Загнанных
лошадей пристреливают, не правда ли?» постановщики добавили славянских имен,
современных и конкретно национальных проблем. Но всего этого было чуть-чуть,
чтобы только подчеркнуть, что жестокое реалити-шоу актуально во все времена и в
любой стране. Танцевальный марафон, куда самые разные люди пришли со своими
мечтами и надеждами, даже чем-то напомнил нашу «Фабрику звезд», только со
смертельным финалом.
Живой
оркестр, живой вокал, прекрасная хореографическая подготовка актеров не могли
не восхитить омского зрителя. Хорваты же в свою очередь восторгались сибирской
природой, золотой осенью, а также тем, что успели увидеть на «Академии».
«Мы никогда
не были в Омске, поэтому нам было очень приятно получить приглашение на
фестиваль, – сказала директор хорватского театра Ана Ледерер. – Город, который
мы видели на фотографиях и на картинках, мы смогли увидеть вживую».
Эксперимент,
эксперимент…
«Уникальный»,
«удивительный» – подобные эпитеты применимы практически к каждому фестивальному
спектаклю.Но то, что показал Большой
театр кукол из Санкт-Петербурга, не укладывается ни в какие рамки. Сам театр
находится уже в солидном возрасте, ему 79. Однако «Шекспир-Лаборатория» – это
экспериментальный спектакль, сделанный с актерским курсом Руслана Кудашова (СПб
ГАТИ) по студенческим же этюдам. «Иногда будет скучно, иногда интересно, иногда
– непонятно и раздражающе» – предупреждала сорежиссер спектакля Яна Тумина. Действительно,
было и то, и другое, и третье. Творческие поиски иногда заканчивались чем-тозаумным или же китчем в стиле КВН. И все же
спектакль содержит крупицы блестящих находок, которые можно было бы
использовать впоследствии. Например, монолог Гамлета в режиме реального времени
или сцена дуэли из «Ромео и Джульетты», «сыгранная» намагниченными булавками.
Вот если бы таким образом сделать целый спектакль...
Удивили и
поляки. Классический «Вертер» был сыгран актерами Старого театра из Кракова в
отстраненно-современных декорациях и более чем откровенных мизансценах.
Противостояние романтизма и прагматизма чем-то напомнило героев «Обломова».
Вечный конфликт переносится и в наши дни.
Спектакль
«Ромео и Джульетта» в Театре Оскароса Коршуноваса (Литва) круто замесили и
вылепили. В буквальном смысле. Тут враждуют два клана хлебопеков, и тесто –
критерий всего. Оно постоянно присутствует на сцене. Происходящему придан
национальный литовский колорит, что вовсе не делает менее значимой печальную
историю Ромео и Джульетты. Их чувство расцветает где-то над шкафами с кухонной
утварью, а чан с мукой становится и чашей, из которой рождается жизнь, и
усыпальницей.
Звездные
гости
Имя Мартина
Вуттке, которого называют одним из лучших актеров современности, хорошо знакомо
тем, кто посещал первый фестиваль «Академия». Сыграв тогда моноспектакль «Арто
и Гитлер в романском кафе», он изумил всех возможностями внутренней и внешней
пластики, лепя образы, словно из податливой глины. Оказывается, и сам Вуттке
все это время вспоминал Омск, где, по его словам, у него были лучшие гастроли.
В этом году германский театр «Берлинер ансамбль» привез спектакль «Гретхенский
Фауст», в котором Вуттке снова перевоплощался то в Фауста, то в Мефистофеля. Он
блистательно сыграл это болезненное состояние, когда «две души живут во мне, и
обе не в ладах друг с другом». После спектакля Мартин дал автограф дляжурнала «Сибирь и Я», в котором поздравил его
с пятилетием,
пожелал всего
наилучшего и дальнейшего процветания.
Легендарный
театр «Комеди Франсез» не то что в Омск – в Сибирь приехал впервые. Наслышанные
о сибирских морозах актеры оделись в теплые пальто и меховые шапки, а город
встретил их почти летним теплом.
Увидеть на
омской сцене знаменитый французский театр, родившийся еще во времена Мольера и
за все это время только несколько раз выезжавший на гастроли в Россию, было
сродни чуду. Привез он не что-нибудь, а «Женитьбу Фигаро» – спектакль,
являющийся визитной карточкой театра. Французы оказались легкими в общении и
невероятно виртуозными в актерской игре. «С богом!» – «К черту!» – путали они
перед выходом русские поговорки на удачу. А после спектакля смешивали «мерси» и
«спасибо», когда мы, тоже перепутавслова, пытались выразить им свой восторг. Поскольку эта воздушная смесь
подлинной театральности, изыска и в то же время доступной простоты ничего
другого и вызвать не могла.
Хочетсяверить, что и на этот раз об Омске с теплом
будут вспоминать в разных уголках Европы, где слово «Сибирь» произносится, как
название нашего журнала – «Сибирия». А сравнительно молодой омский фестиваль,
который, несмотря на это, уже становится, мероприятием российского масштаба,
будет желанным и престижным даже для лучших театров мира.
Маюров
Николай Петрович, доктор юридических наук, кандидат исторических наук,
заслуженный юрист РФ, полковник полиции в отставке, профессор кафедры
административного права и процесса Юридического института Санкт-Петербургского
университета технологий управления и экономики. Победитель конкурса «Ученый
года-2022»; член Ассоциации юристов России. Эксперт комиссии по обороне и
безопасности МПА СНГ. Профессор кафедры теории и истории государства и права
Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О.
Макарова;
Кудринский
Владимир Федорович, член Союза журналистов России, член Союза фотохудожников
России, первый председатель Омского отделения Союза фотохудожников России,
директор Омского филиала Союза фотохудожников России, автор 40 персональных
выставок, дипломант и призер многочисленных выставок и фотоконкурсов; изданы 30
авторских фотоальбомов; награжден Почетной грамотой Администрации Омской
области
РЕЙТИНГ ПО СТАТЬЯМ
Когда
плачут мужчины…
«All
inclusive» Андрея Сабитова
Людмила
Чичерина: Мечты сбываются!
Андрей
Бессонов: «Залог успеха – наши знания, опыт, традиции»