подмостки/ событие

 

Эльвира КАДЫРОВА

Фото Андрея КУДРЯВЦЕВА

 

Золотая осень, Омск, фестиваль…

 

 

В середине сентября в Омске прошел II Международный театральный фестиваль «Академия». Как и два года назад, двери Омского театра драмы  распахнулись для  лучших театров Европы и России. Фестиваль охватил также сценические площадки театра «Арлекин», музыкального и «Пятого» театров, и даже залы музея им. М. А. Врубеля. Зрителей ожидало немало сюрпризов.

Кто в «Тереме» живет

Русский размах гости нынешнего форума ощутили уже в первый фестивальный день. По случаю открытия возле театра драмы развернулась театрализованная ярмарка. Гостей потчевали пирогами и медом, удивляли изделиями народных промыслов. Тут были и свистульки, и матрешки, и куклы, и диковинная посуда. Женщины за прялками, мастера травяного плетения создавали свои изделия на глазах у прохожих. Ближе к вечеру по главной улице города прошло карнавальное шествие, в котором приняли участие театральные и фольклорные коллективы со всей области. Рожечники, ложечники, балалаечники, скоморохи и ряженые создавали атмосферу народного гулянья. Об открытии фестиваля громогласно возвещали глашатаи на лошадях.  

На «разогрев» Омский театр драмы показал спектакль «Бумбараш» – проект, осуществленный совместно с известным питерским ансамблем «Терем-квартет».

Уже на следующий день музыканты из Северной столицы выступили с собственной концертной программой «Отзвуки театра». Театральной музыки, впрочем, там вовсе не было – только кинохиты и смелая интерпретация классики. Но артистизм самих музыкантов позволил сделать из каждой музыкальной композиции целый спектакль. Например, такой,  как «Путешествие Чайковского к народам Севера». А представьте себе музыку Шуберта, органично переходящую в русскую плясовую и гопак, мелодию знаменитой песни «Помоги мне», срывающуюся на романс из «Метели». А как классно звучит на баяне (!) саундтрек к фильму «Миссия невыполнима». И как чаруют «Прогулки с Феллини» или «Чаплиниана».

«Терем-квартет» давно уже признан уникальным явлением. Музыканты квартета играли для Папы Римского и королевы Елизаветы, для Матери Терезы и всех президентов. Из русских народных инструментов (двух домр, баяна и балалайки-контрабаса) они способны извлекать практически любую музыку. А баянист Андрей Смирнов еще и неплохо поет.

Старые друзья и новые знакомые

Особым теплом были наполнены встречи омичей с актерами Театра им. Евгения Вахтангова. Еще со времен Великой Отечественной, когда столичный театр находился в эвакуации в Омске, сибиряки признали его своим. Те времена не устает вспоминать  старейшая актриса театра Галина Коновалова. Кроме этого, долгие годы Вахтанговский театр возглавлял наш земляк Михаил Ульянов.

 С возложения цветов к памятнику героям тыла в парке им. 30-летия ВЛКСМ началось пребывание вахтанговцев на омской земле. Потом были прогулки по городу, во время которых народному артисту России Сергею Маковецкому удалось даже позвонить в колокола Успенского кафедрального собора. А дальше – дважды подряд был сыгран премьерный спектакль «Дядя Ваня» (режиссер – Римас Туминас), по-литовски изящный, аскетичный и концептуальный, и совсем по-русски трогательно щемящий. На прошлом фестивале Туминас покорил зрителей «Мадагаскаром», поставленным еще в Малом театре Вильнюса. На нынешнем – не разочаровал «Дядей Ваней». Будучи сегодня  главным режиссером Вахтанговского театра, Туминас прояснил вопрос о дальнейших творческих связях с омской «драмой»: «Мы намерены продолжать сотрудничество не только историческое, но и конкретное. Нам исполняется девяносто лет, так вот надо придумать что-то совместное».

Впервые Омск посетил Хорватский национальный театр из города Загреба. Загреб в эти дни захлебывался  в наводнении, что не помешало актерам забыть личные тревоги и мысли о доме и погрузиться в атмосферу Америки 30-х годов прошлого века. В культовую пьесу Х. Маккоя «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?» постановщики добавили славянских имен, современных и конкретно национальных проблем. Но всего этого было чуть-чуть, чтобы только подчеркнуть, что жестокое реалити-шоу актуально во все времена и в любой стране. Танцевальный марафон, куда самые разные люди пришли со своими мечтами и надеждами, даже чем-то напомнил нашу «Фабрику звезд», только со смертельным финалом.

Живой оркестр, живой вокал, прекрасная хореографическая подготовка актеров не могли не восхитить омского зрителя. Хорваты же в свою очередь восторгались сибирской природой, золотой осенью, а также тем, что успели увидеть на «Академии».

«Мы никогда не были в Омске, поэтому нам было очень приятно получить приглашение на фестиваль, – сказала директор хорватского театра Ана Ледерер. – Город, который мы видели на фотографиях и на картинках, мы смогли увидеть вживую».

Эксперимент, эксперимент…

«Уникальный», «удивительный» – подобные эпитеты применимы практически к каждому фестивальному спектаклю.  Но то, что показал Большой театр кукол из Санкт-Петербурга, не укладывается ни в какие рамки. Сам театр находится уже в солидном возрасте, ему 79. Однако «Шекспир-Лаборатория» – это экспериментальный спектакль, сделанный с актерским курсом Руслана Кудашова (СПб ГАТИ) по студенческим же этюдам. «Иногда будет скучно, иногда интересно, иногда – непонятно и раздражающе» – предупреждала сорежиссер спектакля Яна Тумина. Действительно, было и то, и другое, и третье. Творческие поиски иногда заканчивались чем-то  заумным или же китчем в стиле КВН. И все же спектакль содержит крупицы блестящих находок, которые можно было бы использовать впоследствии. Например, монолог Гамлета в режиме реального времени или сцена дуэли из «Ромео и Джульетты», «сыгранная» намагниченными булавками. Вот если бы таким образом сделать целый спектакль...

Удивили и поляки. Классический «Вертер» был сыгран актерами Старого театра из Кракова в отстраненно-современных декорациях и более чем откровенных мизансценах. Противостояние романтизма и прагматизма чем-то напомнило героев «Обломова». Вечный конфликт переносится и в наши дни.

Спектакль «Ромео и Джульетта» в Театре Оскароса Коршуноваса (Литва) круто замесили и вылепили. В буквальном смысле. Тут враждуют два клана хлебопеков, и тесто – критерий всего. Оно постоянно присутствует на сцене. Происходящему придан национальный литовский колорит, что вовсе не делает менее значимой печальную историю Ромео и Джульетты. Их чувство расцветает где-то над шкафами с кухонной утварью, а чан с мукой становится и чашей, из которой рождается жизнь, и усыпальницей.

Звездные гости

Имя Мартина Вуттке, которого называют одним из лучших актеров современности, хорошо знакомо тем, кто посещал первый фестиваль «Академия». Сыграв тогда моноспектакль «Арто и Гитлер в романском кафе», он изумил всех возможностями внутренней и внешней пластики, лепя образы, словно из податливой глины. Оказывается, и сам Вуттке все это время вспоминал Омск, где, по его словам, у него были лучшие гастроли. В этом году германский театр «Берлинер ансамбль» привез спектакль «Гретхенский Фауст», в котором Вуттке снова перевоплощался то в Фауста, то в Мефистофеля. Он блистательно сыграл это болезненное состояние, когда «две души живут во мне, и обе не в ладах друг с другом». После спектакля Мартин дал автограф для  журнала «Сибирь и Я», в котором поздравил его с пятилетием,

пожелал всего наилучшего и дальнейшего процветания.

Легендарный театр «Комеди Франсез» не то что в Омск – в Сибирь приехал впервые. Наслышанные о сибирских морозах актеры оделись в теплые пальто и меховые шапки, а город встретил их почти летним теплом.

Увидеть на омской сцене знаменитый французский театр, родившийся еще во времена Мольера и за все это время только несколько раз выезжавший на гастроли в Россию, было сродни чуду. Привез он не что-нибудь, а «Женитьбу Фигаро» – спектакль, являющийся визитной карточкой театра. Французы оказались легкими в общении и невероятно виртуозными в актерской игре. «С богом!» – «К черту!» – путали они перед выходом русские поговорки на удачу. А после спектакля смешивали «мерси» и «спасибо», когда мы, тоже перепутав  слова, пытались выразить им свой восторг. Поскольку эта воздушная смесь подлинной театральности, изыска и в то же время доступной простоты ничего другого и вызвать не могла.

Хочется  верить, что и на этот раз об Омске с теплом будут вспоминать в разных уголках Европы, где слово «Сибирь» произносится, как название нашего журнала – «Сибирия». А сравнительно молодой омский фестиваль, который, несмотря на это, уже становится, мероприятием российского масштаба, будет желанным и престижным даже для лучших театров мира.