В знаменитом омском лицее №
64 Сергея Викторовича Савченко знают все. Во-первых, в коллективе здесь всего
трое учителей-мужчин, причем каждый из них яркая личность. А во-вторых,
преподает Сергей Викторович такой увлекательный и жизненно важный в наши дни
предмет, как информатика. В нынешнем году у него как у классного руководителя
был первый выпуск. И если вы спросите учеников лицея, как они относятся к своему
преподавателю информатики, они не сговариваясь ответят: «Савченко – классный!
Во всех смыслах».
День рождения – 1 сентября
Что любопытно, руководитель
кафедры информатики, победитель конкурса грантов в рамках приоритетного
национального проекта «Образование» Сергей Савченко и не думал, что
когда-нибудь станет учителем. В школу его привели два обстоятельства: огромная
любовь к царице наук математике и…гены.
Его бабушка по линии матери,
Зоя Карловна Мадер, дочь пленного австрийца и русской женщины, родом с Алтая. Будучи
выходцем из семьи «врага народа», в юности она не могла поступить в вуз, хотя
всю жизнь мечтала преподавать в школе. Долго не могла устроиться на работу, а
диплом об окончании пединститута получила в сорок лет. И всю жизнь посвятила
школе, где преподавала географию. Благодаря бабушке Сергей едва ли не с пеленок
назубок знал названия японских островов. Кстати, день рождения у Зои Карловны –
1 сентября. Каждый год в День знаний внук по телефону поздравляет бабушку с
днем рождения, а она его – с началом учебного года...
Его детские годы прошли в
старом Кировске. Учился без троек, увлекался точными науками. В обычном классе типовой
советской школы мальчику было трудно развить природные способности к
математике. И тут Сергею Савченко, по его словам, повезло – в Омске открылась уникальная
для того времени физико-математическая школа:
– После окончания восьмого
класса в 1989 году я совершенно сознательно поступил в только что открывшуюся
школу с углубленным изучением физики и математики при Омском государственном
университете и Омском политехническом институте. Организована она была на базе
школы № 64, нынешнего лицея. История этой школы удивительна сама по себе. В
1937 году, когда ее открыли в старом здании, основной костяк преподавателей
составили жены «врагов народа» – интеллигентнейшие, образованные люди. И школа отличалась
какой-то особой интеллигентностью. Такой она является и сегодня. Здесь очень
сильный педагогический коллектив, учителя отличаются не только высоким
интеллектом, они очень внимательные, интересные в общении люди.
Когда школа переехала на
улицу Чкалова, где в силу специфики местного населения было мало детей, ее
тогдашний директор Нина Алексеевна Ковалёк активно боролась за сохранение
школы. В итоге городской Совет принял решение о создании городской физико-математической
школы. Время было переломное, конец 80-х.
Когда я пришел сюда учиться в
девятый класс, мне понравилось всё. Нас учили математике и физике преподаватели
вузов – интересные, умные люди. Любимых учителей было много, и если бы их не
было, я бы здесь не работал. В первую очередь это основатель физматшколы
Георгий Петрович Кукин – профессор, доктор физико-математических наук. А также Вильям
Иосифович Радле-Десятник, Григорий Ефимович Купчик, Александр Савельевич Штерн,
Элеонора Игоревна Перистых – наш классный руководитель, преподаватель истории.
Наши выпускные экзамены
засчитывались сразу как вступительные в Омский госуниверситет, поэтому никаких
сомнений в выборе пути у меня не было. Поступил на математический факультет
ОмГУ.
Когда в студенческие годы
меня спрашивали, куда пойду работатьпосле окончания вуза, я отвечал: «В школу – ни в коем случае. Ну а если
пойду, то только в родную 64-ю!» Во время учебы в качестве общественной нагрузки
преподавал математику в четверговой математической школе при университете, так
что опыт преподавания у меня был. А в 1996 году пришел работать в лицей…
Компьютер как инструмент
познания
В «лихие 90-е» Сергей
Савченко, как многие в те годы, искал себя в разных сферах. В лицей его позвал
старый знакомый, преподаватель информатики Дмитрий Валерьевич Кузнецов. Молодому
специалисту сразу предложили взять учебные часы по информатике. В 64-м лицее,
который уже славится физико-математическим уклоном, этому предмету отводится
особая роль.
При всей своей внешней ироничности
Сергей Савченко – учитель увлеченный. Помимо преподавания информатики он занят
во множестве образовательных проектов. Самые известные – летняя и зимняя школы,
интеллектуальные игры. Он же был инициатором проведения в Омске областной
олимпиады по информатике. Не случайно его ученики почти каждый год становятся
победителями и призерами различных олимпиад. Большинство поступает в престижные
вузы страны. Вот и в нынешнем году многие его ученики намерены штурмовать
ведущие технические вузы Москвы и Санкт-Петербурга.
С лицеистами у коммуникабельного
Сергея Викторовича отношения всегда складывались, как принято сегодня говорить,
конструктивные:
– К каждому человеку нужен
свой подход. За 14 лет работы в этой школе я был вынужден повысить голос во
время урока раза три. Вообще, я убежден, что учитель – это не тот, кто передает
знания. Их можно получить и из книг, и из Интернета. Главная роль учителя –
воспитание, передача опыта. Со многими своими выпускниками нахожусь в хороших
товарищеских отношениях не один год. Многие делают успешную карьеру. В какой-то
момент мы переходим на «ты», при этом обращаемся друг к другу по
имени-отчеству.
…Наивно думать, что преподаватель
информатики – тот, кто помешан на компьютерах. Компьютер – это просто
инструмент, как и любой другой. Все зависит от того, кто им пользуется.
Возьмите «Мерседес» и «Жигули», кто из этих машин придет первой в гонке? Та, за
рулем которой хороший водитель. Посадите Шумахера за баранку «шестерки» – он
придет первым. Все зависит от человека. То же самое с Всемирной паутиной.
Интернет для меня – главным образом инструмент для общения и поиска информации.
Он дает возможность оперативно найти нужную информацию, главное при этом
отделить достоверную от ложной. При этом я всегда говорю ученикам: ни один
компьютер, ни одна социальная сеть не заменят живого человеческого общения.
А вообще, Сергея Викторовича
Савченко хватает на все. И на проведение очередных интеллектуальных турниров, и
на любимый русский рок эпохи 90-х, и на просмотр киноклассики по списку «300
лучших фильмов мирового кинематографа», и на общение с маленьким сыном Мишей,
который едва ли не с годовалого возраста освоил компьютер. Вот только на главное хобби
– рыбалку – выкроить время не удается уже года два.
– Меня иногда спрашивают, чем
я увлекаюсь. Увлекаюсь общением с людьми. Я когда-то попытался сам себе ответить
на вопрос: «Почему я работаю в школе?». И пришел к выводу: если хочешь общаться
с умными, интересными людьми, воспитай их сам! Вот этим я и занимаюсь…
644024, г. Омск, ул. Чкалова, 3
тел. 31-64-27, e-mail:
Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Дроботенко
Иосиф Иосифович, бывший вице-мэр Омска, экс-руководитель представительства
Администрации города Омска в Москве, предприниматель, руководитель
регионального отделения политической партии «Российская партия пенсионеров за социальную
справедливость»;
Пуха
Татьяна Анатольевна, директор БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа №
107», координатор, председатель общественного совета проекта ВПП «Единая
Россия» «Новая школа» на территории Омской области;
Коваленко
Инга Борисовна, педагог БОУ г. Омска «Лицей № 64», победитель конкурса лучших
учителей РФ (2007), награждена Почетной грамотой Министерства образования и
науки РФ, Почетный работник общего образования РФ, занесена на Доску почета
работников муниципальной системы образования;
Быструшкин
Сергей Васильевич, представитель врачебной династии, председатель Омской
областной организации профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации.
РЕЙТИНГ ПО СТАТЬЯМ
Вечный
дозор Ивана Стрельникова
Траектория
будущего Татьяны Пуха
Выпускается
четвертый «в»...
Да
разве сердце позабудет…
Будь
вечно молод, наш лицей…
Иосиф
Дроботенко: «Идти по жизни с верой и любовью…»
«Сириус
55» – территория будущих побед
Сергей
Моисеенко: «Миссия профсоюзов остается неизменной»