У
войны такого масштаба, какой была Великая Отечественная, тысячи и тысячи
сюжетов для книг, фильмов, картин… И просто для воспоминаний.
Память
– драгоценное наше достояние. Валентин Распутин сказал: «Чем больше в человеке
Памяти, тем больше в нем человека».
Перед
вами, дорогие читатели журнала «Сибирь и Я», только маленький ручеек
воспоминаний – отрывки из очерков, монологов, интервью. Это очень личные,
сокровенные признания людей, наших земляков, о пережитом ими в годы войны. Остальное
вы выскажете сами своим разумом и сердцем.
Прости,
сынок!
(Монолог
матери)
–
А я не успела к эшелону. Он ночью ишо ушел. Старший-то у меня еще с озера Хасан
воюет, а Филя… совсем мальчишечка. Вот «подорожники» ему принесла. Говорит:
«Мама, испеки «подорожников!». Он всегда мне хлеб печь помогал. Три парня у
меня, помощницы нетути. Ждет-ждет, да и уморится. А я ему от горячей булки
корочку. Любил корочку. Так с ней и засыпал. А нынче! Ой, лихонько! Всей улицей
на квашонку муку сбирала. И не ладился хлеб-то. И птица все об окно чиркала. Не
к добру… Люди добрые, как же так, чтобы без материнского благословения сынок в
такую беду? Он же еще теплый совсем, хлебушек. Прости, сынок…
Анна
Иванова получила «похоронку» на сына, Иванова Филиппа Сафоновича, с
Калининского фронта в феврале 1942 года.
Высота
43,3
Из
очерка о Руфине Васильевне Пушкарской «Мой милый, если б не было войны…»
–
Вот я сейчас, Петя, чаю налью. Порушь эту тишь, ведь я жена тебе. Ты на
портрете молодой, красивый, а я побелела. Сыновей, Петя, я вырастила. И внуки у
нас хорошие. Вот сейчас поплачу и письма твои почитаю. Всегда их 9 Мая читаю…
«Руфа,
сегодня 26-е число – одиннадцать месяцев, как ты проводила меня на фронт. Мне
сон приснился, как будто я дома, видел тебя и ребят. У меня сахару накопилось
немного, ты же знаешь, какой я любитель сладкого, а ребята, наверное, забыли,
что такое сахар… Как далеко вы сейчас находитесь! Мне хочется сейчас быть там,
где решается судьба нашего Отечества.
Помнишь,
я говорил тебе еще дома, что с гитлеровской Германией будет то же, что и с
Наполеоном. За грабеж, за насилие и поруганную землю, за убийство невинных
людей у нас может быть только один ответ – смерть подлым гадам. Я, возможно,
писать буду редко, это письмо и то не знаю, когда смогу отправить. Ребят жалей,
особо не серчай. Ты большую карточку мою постарайся поместить в рамку за
стекло, чтобы дети меня не забывали…
Высота
43,3… Твой Петя».
Там,
на высоте 43,3, Петра Михайловича Пушкарского из Москаленского района и ранило.
Увезли в медсанбат. И все!
–
Пропал без вести… Люди, как же без вести? Ведь он же по земле ходил, шел в
атаку? Он же не песчинка – человек! Я иной раз, Петя, думаю, что ты жив. Только
бы разочек увидеть тебя – живым…
А
ты не откликаешься, и земля молчит. Зачем эти войны? Господи…
«Это
я сказал, Мукажан!»
Из
монолога Мукажана Бисембаева, совхоз «Победа» Нововаршавского района:
–
Вот ты спроси у меня, какой я был в сорок первом? Жениться – рано, а воевать не
рано? А какой я боец в восемнадцать лет? А нас таких сколько – стрелковый полк
Третьего Украинского фронта! Понимаешь? Вот медаль у меня – «За отвагу».
Хорошая медаль! Это я говорю, Мукажан. Мы снайпера выследили и уложили, а
сколько он наших парней уложил, ай-ай-ай!..
И
бросили нас в сорок втором – куда! К Сталинграду! Знаешь, что это такое, когда
танки – на тебя, самолеты – на тебя, все осколки и бомбы – на тебя! И кровь из
ушей, и грохот!..
Команда
«вперед!». Вставай, Мукажан, тащи свой пулемет. Стреляй! Угу, я злой уже стал.
Зачем на нашу землю пришли, кто звал? Мы – не звали. Ну и получай гостинец! Это
я стреляю, Мукажан. Не знали такого? Сейчас узнаете!
Осколок
мины в бедро, вот сюда. Вот и вся война. Хромаю. Починили маленько, два костыля
дали, медсестра в Омске на баржу посадила… Иди домой, солдат!
А
берег в Черлаке какой? Крутой! Иду и падаю, иду и падаю. Упал на песок и
заплакал. Никогда не плакал, а тут… Женщины с ведрами пришли за водой, на берег
вынесли, на «попутку» посадили, махали руками, кричали: «Родной ты наш, живи!»
Вот я и живу… Все помню. Это я говорю, Мукажан…
В
Березовке плачут березы
Из
рассказа ветерана войны Ивана Рябова, родом из деревни Березовка:
–
Для Ивана Рябова служба воинская еще с финской войны началась. Только вернулся
домой – вертайся, Иван, труба зовет! Четыре года таскал гаубицы, где шестеркой
лошадей, а часто и сам – вместо лошади. Это уж когда «студебеккеры» на подмогу
пришли! Союзнички же со вторым фронтом шибко не спешили, все свысока глядели –
кто кого и где добыча? Был под началом у Рокоссовского. И когда стали мы
наступать – решительно и безоглядно – на душе радость. Займешь позицию, да как
врежешь «огурец» – 32 килограмма, аж пых летит!
До
Берлина дотопал. Хотелось, конечно, в фашистское логово заглянуть: какой он,
Гитлер, неужто на человека похож, а то на картинках мы такое чудо-юдо видели,
только плеваться! Охрана не пустила, мол, чином Рябов не вышел. И еще хотелось
мне вот так запросто чокнуться – за Победу! – со Сталиным, Черчиллем,
Рузвельтом! Да где там! Ладно, от Сталина мне медали, от Рузвельта –
«студебеккеры», от Гитлера – четыре года войны, а от Черчилля? Ладно,
согласился не глядя на английскую шинель. Сукно хорошее.
Кто
подарки домой вез, а я себя, сам – как подарок. Живой и невредимый. Увидел свою
деревню со взгорка – ноги не держат. Вот, милые мои, что такое – родина… Пешком
отмахал тыщи верст, не запыхался, а тут дышать не могу. И плачу, плачу…
Березовка моя милая…И когда плачут березы – сок идет – я с ними роняю слезы.
Повыбила война мужиков моей деревни.
«И
мы пахали…»
Из
рассказа Марии Павловны Шипуновой, жительницы села Лежанка Горьковского района:
–
Да, пахали. И убирали хлеб. Ночью снопы вязали, аж до Нового года молотили. И
все с песнями: грустную, если беда – «похоронка», веселую, чтоб не спать, когда
из сил выбьешься. А награда какая была: опять наши город отбили, в наступление
идем, к Берлину идут солдатики – скоро конец войне. И все в Лежанке, кто
постарше, помнят тот май, он так и живет в памяти – светлый, незамутненный… У
меня два брата с фронта не пришли. Я их помню молодыми. Я и сама-то гляжу, как
в зеркало, на молодость свою, на фотокарточку: я ли это – мамина ягодиночка? Трактористочка
военной поры…
Бабочка
Рассказ
омского писателя и художника Владимира Полторакина. У него была своя война – на
Дальнем Востоке, в разведке при артиллерии.
«На
коротенькой остановке в вагон к солдатам залетела бабочка. У нее были черные
крылышки с желтой каймой и багряными кружочками в голубых ободках. Несколько
раз бабочка садилась на оконную раму, но выпорхнуть из вагона боялась, уж очень
сильно шумел ветер за дверью.
А
потом как-то сразу эшелон угодил в полосу мокрого бурана. Бабочка сникла,
забилась в угол под крышей. Она уснула. Как осенью, укрытая в пригоршне
старшины. Она, видимо, решила, что лето кончилось. Старшина осторожно дышал в
пригоршню, хотелось вернуть бабочке жизнь. А когда он курил, его пригоршню
согревали дыханием солдаты.
И
бабочка проснулась! Ее пробуждения ждал весь солдатский вагон. Эшелон
километров через сорок вырвался под солнечное небо. Старшина подошел к двери,
вынес руку за дверь. Бабочку мигом сорвало, закружило и смяло, но солдаты
успели увидеть ее летящей от вагонов к лесу…
Было
это в самом конце мая сорок пятого года. Солдаты ехали из Германии.Домой»
«Батя!»
Из
воспоминаний омского поэта Владимира Балачана:
–
С крыши далеко видно. Все фронтовики, кому было суждено не умереть, уже
вернулись. От отца – никаких вестей! Но я упрямо каждый день забираюсь на крышу
и смотрю на дорогу. И вот – это был самый прекрасный день в моей жизни! – из
Средне-Яркого вышел человек. Интуиция или какое-то неведомое чувство во мне
сработало, и я закричал: «Батя!» Свалился с крыши и побежал навстречу этому
человеку. Отца я в лицо не помнил – маленький был, когда его призвали на войну.
Но вижу: навстречу мне бежит солдат, в руках мешок, на гимнастерке – медали. Он
поднял меня, и у него на руках я потерял сознание. Очнулся уже дома. В избе
шумно – разговорчиво. Отец сидел в красном углу – под иконами. Батя прижал мою
голову к своей щеке. До сих пор ощущаю на своих щеках покалывание отцовской
щетины…
Журавленок
У
ночного костра на берегу реки озорно и весело пели ребята. Им было лет по
пятнадцать. Школьный комсомольский актив. К ним по вечерам подтягивались и
местные парнишки. Одного из них звали Журавленком. Не только потому, что он
долговязо вытянулся – еще не птица, но уже не птенец! – но и потому, что он
замечательно пел только что появившуюся тогда френкелевскую песню «Журавли». Он
все умел, этот Славка: и разжечь костер одной спичкой, и сварить походный обед,
и грести на стремнине на лодочке, и ловко сладить скамейку.
–
Золотые руки – чье наследство?
–
Отцовское!
С
такой гордостью сказал, что подумалось: какой, наверное, сильный и красивый у
него отец...
Потом
увидела: шел поселковой улицей почти слепой, седой, совсем не героического вида
мужичок, нашпигованный, как о нем рассказывали местные жители, осколками, и был
для него Славка и поводырем, и нянькой, и помощником, и другом. Он и на гитаре
научил сына играть, и этой песне научил – очень она ему была по душе. И рассказывал
парнишка об отцовской войне, словно рядом с ним прошел солдатский путь от
Москвы до Берлина, через пекло боев под Сталинградом, через переправу на
Днепре, через Сандомирский плацдарм, а потом и через Хинган. И было у отца три
ордена Славы, что равно званию Героя Советского Союза.
«Мне
кажется порою, что солдаты…», – пел Журавленок. Ему
помогала гитара. И на старенькой гармошке подыгрывал отец.
Ни
имени, ни фамилии – забылись. Картина на крутом берегу - помнится.
Маюров
Николай Петрович, доктор юридических наук, кандидат исторических наук,
заслуженный юрист РФ, полковник полиции в отставке, профессор кафедры
административного права и процесса Юридического института Санкт-Петербургского
университета технологий управления и экономики. Победитель конкурса «Ученый
года-2022»; член Ассоциации юристов России. Эксперт комиссии по обороне и
безопасности МПА СНГ. Профессор кафедры теории и истории государства и права
Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О.
Макарова;
Кудринский
Владимир Федорович, член Союза журналистов России, член Союза фотохудожников
России, первый председатель Омского отделения Союза фотохудожников России,
директор Омского филиала Союза фотохудожников России, автор 40 персональных
выставок, дипломант и призер многочисленных выставок и фотоконкурсов; изданы 30
авторских фотоальбомов; награжден Почетной грамотой Администрации Омской
области
РЕЙТИНГ ПО СТАТЬЯМ
Когда
плачут мужчины…
«All
inclusive» Андрея Сабитова
Людмила
Чичерина: Мечты сбываются!
Андрей
Бессонов: «Залог успеха – наши знания, опыт, традиции»