Александр
Гончарук: «Театр – это тайна, которую я постигаю»
Театр-студия
Александра Гончарука пользуется феноменальным успехом в Омске. Билеты раскупают
мгновенно, спектакли идут с аншлагами. За три года существования в творческой
копилке театра – награды и дипломы общероссийских и международных фестивалей. О
коллективе, репертуаре и секретах популярности театра – наш разговор с его главным
режиссером Александром Гончаруком.
Действующие
лица
–
Александр Анатольевич, вы заслуженный артист России. Когда вы решили
организовать свой театр?
–
Каждый человек думает, что когда-нибудь у него будет все: свой дом, дети, любимая
работа и хорошая зарплата. Я тоже думал: когда-нибудь у меня будет свой театр. Настал
момент, когда мне захотелось все изменить, перевернуть в своей жизни, профессии.
Была жажда творческой свободы. Ведь свой театр означает, что ты сам выбираешь
пьесы, набираешь команду и создаешь то, чего еще нет в городе.
Четкого
организационного плана у меня не было, все произошло стихийно. Театр в
санатории «Рассвет» предложила создать директор Натела Олеговна Полежаева. Многие
считали это безумием – в годы кризиса открывать театр. Когда в 2006 году мы
начинали, 99 процентов наших знакомых говорили, что сюда никто не пойдет. Я и сам,
честно говоря, не думал о глобальных масштабах, о том, что создадим какой-то
великий театр. Сегодня у нас аншлаги, награды, приглашения на фестивали, заграничные
поездки. В декабре прошлого года мы показали 46 спектаклей при полных залах.
Конечно,
без поддержки Нателы Олеговны все это было бы невозможно. Она безумно любит
театр. Работать совместно с ней очень комфортно: наши взгляды в сфере
театрального искусства, в вопросах репертуара полностью совпадают.
–
Основу вашей труппы составляет молодежь. В чем, по-вашему, особенности работы с юными артистами?
–
Чтобы заинтересовать молодого человека, мне кажется, нужно быть интересным
самому себе. Я играю на гитаре, и они пробуют, начал заниматься фитнесом, ребята
тоже. Самое главное – найти общие темы, которыми сейчас болеет молодежь. Так,
например, возник спектакль «Бешеные парни», который пользуется невероятным
успехом.
Готовят
ребят лучшие специалисты Омска. В репетиционном и актовом залах санатория с
ними занимаются педагоги, артисты, психологи. В их числе В. Д. Тзапташвили –
хореограф ТЮЗа, В. М. Корфидов – актер театра драмы. Э. В. Кремель ведет сценическую
речь, я – актерское мастерство. Практически все последние спектакли поставил
совместно с Анной Бабановой, режиссером драмы. У ребят также есть возможность
ходить в бассейн, заниматься восточными единоборствами, фитнесом.
–
У вашего театра необычный репертуар. Чем вы руководствуетесь при выборе
драматургии?
–
Я считаю, что репертуар в молодежном театре не должен быть консервативным.
Хочу, чтобы мои спектакли были интересными и вызывающими, молодыми и дерзкими. Классические
спектакли никто не отрицает, но в городе их ставит масса театров. Для меня
главное – новизна. Мне очень важно мнение Анны Бабановой. Идея «Бешеных парней»
и «Кукушки» принадлежит ей.
Марк
Захаров все время задавал вопрос: «Чем будем удивлять?» Театр должен взрывать, удивлять,
будоражить сознание зрителя, поднимать современные темы. В «Бешеных парнях» это
тема неустроенности нашей жизни, проблема невостребованности личности. Парень
оказывается «за бортом» – его увольняют с завода. Как ему быть? В спектакле пытаюсь
ответить на волнующие молодых людей вопросы. При этом подать все весело, без
назидательности, которую они не любят, – это тоже «фокус»...
Сквозь
кровь и мясо – к мечте и вере
–
В чем выражается идея театра, основная режиссерская концепция?
–
У меня во многом романтический театр. Причем романтика соединяется с
натуральностью, реалистичностью действия. Это мясо, кровь, но при этом вера. Вера
в исключительность каждого человека. Ведь человек рождается, чтобы сделать
что-то особенное в жизни, осуществить свое предназначение. Неважно, где он
работает, открыл он свой талант или нет. Я стараюсь вскрывать то, о чем человек
догадывается, но выразить не может. А театр выражает это. И зритель думает: это
же про меня, это то, чего мне не хватает...
Если
бы я знал, что мой театр создается, чтобы лишить человека веры, окунуть его в
депрессию, я бы никогда этим не занимался. Театр-студия Гончарука – это театр радости
и света, романтики и юмора, авангарда и смешения традиций. У нас работают люди,
которые любят летать. Они поднимаются над суетой, мечтают и фантазируют – чтобы
дать человеку надежду, чтобы он забыл о своих проблемах, безработице, кризисе и
не боялся мечтать.
–
Какова аудитория вашего театра? Нарисуйте портрет зрителя.
–
Два года назад я бы мог сказать, что к нам ходит только молодежь.
Играя
в драме, я привык, что зритель внимательно слушает. В моем театре это случилось
не сразу. Мы сделали несколько спектаклей и решили поднять цену на билеты. В
итоге ушла та молодежь, которая ходит в театр с чипсами и «колой».
Сегодня
в репертуаре постановки для разных поколений – для подростков и для молодежи от
двадцати лет. Спектакль «Чудесный сплав» – для старшего поколения, но на него
ходит и множество молодых людей.
–
Ваш театр существует три года. Каковы первые достижения?
–
Через три месяца после открытия театра мы поехали на Всероссийский театральный фестиваль
в Сочи. Там спектакль «Любовь Дона Перлимплина» получил гран-при и дипломы в
пяти номинациях. Затем последовали поездки за границу, призовые места на
фестивалях в Венгрии, Германии, Латвии, Словакии. В 2008 году на Международном
театральном фестивале в Италии мы выиграли премию «TERZO TEATRO». Как самому
перспективному молодежному коллективу на фестивале «Коляда-Plays» театру-студии
был вручен приз с символическим названием «Надежда».
–
Каким вы видите театр в перспективе?
–
Верим, что в ближайшем будущем на территории санатория будет построено здание
театра. Архитектурная компания уже подготовила макет.
Театр,
в который стремится попасть весь город, за билетами в который ночью выстраиваются
очереди, спектакли идут с аншлагами – вот моя мечта.
Сейчас
мы готовим «Ромео и Джульетту» Шекспира, «Пролетая над гнездом кукушки» Кена
Кизи и спектакль, соединяющий пьесы и ранние рассказы Чехова. В этих работах
прозвучат апокалипсические нотки нашей жизни – разрушение традиций, вымывание
корней.
–
Во всем мире 27 марта отмечается День театра. Что для вас, как актера и
режиссера, значит сцена?
–
Театр – это тайна, которую я постигаю. Сцена – это жизнь, воздух. Здесь я
провожу больше времени, чем где-либо. Количество пройденных по сцене шагов
удлиняет мою жизнь.
ДОСЬЕ
Дата
и место рождения: 22 августа 1963 года, г. Темиртау Карагандинской обл.
(Казахстан)
Знак
зодиака: Лев - Кот
Образование:
Екатеринбургский театральный институт
Творческий
путь: с 1983 - актер в драматическом театре г. Нижний Тагил; с 1987 - Омский
театр юного зрителя; с 2004 - арт-директор развлекательного центра «Летур»; с 2005
- актер Омского академического театра драмы
Семья:
женат, два сына – Александр работает в театре, Виталию 12 лет
Звания:
заслуженный артист РФ, лауреат общероссийских фестивалей
Литературные
пристрастия: А. Пушкин, О. Мандельштам
Музыкальные
пристрастия: П. Чайковский, С. Рахманинов, Ф. Шопен, Д. Шостакович, «Травиата»
Д. Верди, испанский рок
Формула
личного успеха: «упорно трудиться, воспринимать жизнь как игру, держать язык за
зубами»
Любимые
высказывания: «если тебе скучно, то ты бездарен», «собака лает, караван идет»
Маюров
Николай Петрович, доктор юридических наук, кандидат исторических наук,
заслуженный юрист РФ, полковник полиции в отставке, профессор кафедры
административного права и процесса Юридического института Санкт-Петербургского
университета технологий управления и экономики. Победитель конкурса «Ученый
года-2022»; член Ассоциации юристов России. Эксперт комиссии по обороне и
безопасности МПА СНГ. Профессор кафедры теории и истории государства и права
Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О.
Макарова;
Кудринский
Владимир Федорович, член Союза журналистов России, член Союза фотохудожников
России, первый председатель Омского отделения Союза фотохудожников России,
директор Омского филиала Союза фотохудожников России, автор 40 персональных
выставок, дипломант и призер многочисленных выставок и фотоконкурсов; изданы 30
авторских фотоальбомов; награжден Почетной грамотой Администрации Омской
области
РЕЙТИНГ ПО СТАТЬЯМ
Когда
плачут мужчины…
«All
inclusive» Андрея Сабитова
Людмила
Чичерина: Мечты сбываются!
Андрей
Бессонов: «Залог успеха – наши знания, опыт, традиции»