подмостки / персона

 

Мария КАЛИНИНА

Фото из архива А. ГОНЧАРУКА

 

Александр Гончарук: «Театр – это тайна, которую я постигаю»

 

Театр-студия Александра Гончарука пользуется феноменальным успехом в Омске. Билеты раскупают мгновенно, спектакли идут с аншлагами. За три года существования в творческой копилке театра – награды и дипломы общероссийских и международных фестивалей. О коллективе, репертуаре и секретах популярности театра – наш разговор с его главным режиссером Александром Гончаруком.

Действующие лица

– Александр Анатольевич, вы заслуженный артист России. Когда вы решили организовать свой театр?

– Каждый человек думает, что когда-нибудь у него будет все: свой дом, дети, любимая работа и хорошая зарплата. Я тоже думал: когда-нибудь у меня будет свой театр. Настал момент, когда мне захотелось все изменить, перевернуть в своей жизни, профессии. Была жажда творческой свободы. Ведь свой театр означает, что ты сам выбираешь пьесы, набираешь команду и создаешь то, чего еще нет в городе.

Четкого организационного плана у меня не было, все произошло стихийно. Театр в санатории «Рассвет» предложила создать директор Натела Олеговна Полежаева. Многие считали это безумием – в годы кризиса открывать театр. Когда в 2006 году мы начинали, 99 процентов наших знакомых говорили, что сюда никто не пойдет. Я и сам, честно говоря, не думал о глобальных масштабах, о том, что создадим какой-то великий театр. Сегодня у нас аншлаги, награды, приглашения на фестивали, заграничные поездки. В декабре прошлого года мы показали 46 спектаклей при полных залах.

Конечно, без поддержки Нателы Олеговны все это было бы невозможно. Она безумно любит театр. Работать совместно с ней очень комфортно: наши взгляды в сфере театрального искусства, в вопросах репертуара полностью совпадают.

– Основу вашей труппы составляет молодежь. В чем, по-вашему,  особенности работы с юными артистами?

– Чтобы заинтересовать молодого человека, мне кажется, нужно быть интересным самому себе. Я играю на гитаре, и они пробуют, начал заниматься фитнесом, ребята тоже. Самое главное – найти общие темы, которыми сейчас болеет молодежь. Так, например, возник спектакль «Бешеные парни», который пользуется невероятным успехом.

Готовят ребят лучшие специалисты Омска. В репетиционном и актовом залах санатория с ними занимаются педагоги, артисты, психологи. В их числе В. Д. Тзапташвили – хореограф ТЮЗа, В. М. Корфидов – актер театра драмы. Э. В. Кремель ведет сценическую речь, я – актерское мастерство. Практически все последние спектакли поставил совместно с Анной Бабановой, режиссером драмы. У ребят также есть возможность ходить в бассейн, заниматься восточными единоборствами, фитнесом.

– У вашего театра необычный репертуар. Чем вы руководствуетесь при выборе драматургии?

– Я считаю, что репертуар в молодежном театре не должен быть консервативным. Хочу, чтобы мои спектакли были интересными и вызывающими, молодыми и дерзкими. Классические спектакли никто не отрицает, но в городе их ставит масса театров. Для меня главное – новизна. Мне очень важно мнение Анны Бабановой. Идея «Бешеных парней» и «Кукушки» принадлежит ей.

Марк Захаров все время задавал вопрос: «Чем будем удивлять?» Театр должен взрывать, удивлять, будоражить сознание зрителя, поднимать современные темы. В «Бешеных парнях» это тема неустроенности нашей жизни, проблема невостребованности личности. Парень оказывается «за бортом» – его увольняют с завода. Как ему быть? В спектакле пытаюсь ответить на волнующие молодых людей вопросы. При этом подать все весело, без назидательности, которую они не любят, – это тоже «фокус»...

Сквозь кровь и мясо – к мечте и вере

– В чем выражается идея театра, основная режиссерская концепция?

– У меня во многом романтический театр. Причем романтика соединяется с натуральностью, реалистичностью действия. Это мясо, кровь, но при этом вера. Вера в исключительность каждого человека. Ведь человек рождается, чтобы сделать что-то особенное в жизни, осуществить свое предназначение. Неважно, где он работает, открыл он свой талант или нет. Я стараюсь вскрывать то, о чем человек догадывается, но выразить не может. А театр выражает это. И зритель думает: это же про меня, это то, чего мне не хватает...

Если бы я знал, что мой театр создается, чтобы лишить человека веры, окунуть его в депрессию, я бы никогда этим не занимался. Театр-студия Гончарука – это театр радости и света, романтики и юмора, авангарда и смешения традиций. У нас работают люди, которые любят летать. Они поднимаются над суетой, мечтают и фантазируют – чтобы дать человеку надежду, чтобы он забыл о своих проблемах, безработице, кризисе и не боялся мечтать.

– Какова аудитория вашего театра? Нарисуйте портрет зрителя.

– Два года назад я бы мог сказать, что к нам ходит только молодежь.

Играя в драме, я привык, что зритель внимательно слушает. В моем театре это случилось не сразу. Мы сделали несколько спектаклей и решили поднять цену на билеты. В итоге ушла та молодежь, которая ходит в театр с чипсами и «колой».

Сегодня в репертуаре постановки для разных поколений – для подростков и для молодежи от двадцати лет. Спектакль «Чудесный сплав» – для старшего поколения, но на него ходит и множество молодых людей.

– Ваш театр существует три года. Каковы первые достижения?  

– Через три месяца после открытия театра мы поехали на Всероссийский театральный фестиваль в Сочи. Там спектакль «Любовь Дона Перлимплина» получил гран-при и дипломы в пяти номинациях. Затем последовали поездки за границу, призовые места на фестивалях в Венгрии, Германии, Латвии, Словакии. В 2008 году на Международном театральном фестивале в Италии мы выиграли премию «TERZO TEATRO». Как самому перспективному молодежному коллективу на фестивале «Коляда-Plays» театру-студии был вручен приз с символическим названием «Надежда».

– Каким вы видите театр в перспективе?

– Верим, что в ближайшем будущем на территории санатория будет построено здание театра. Архитектурная компания уже подготовила макет.

Театр, в который стремится попасть весь город, за билетами в который ночью выстраиваются очереди, спектакли идут с аншлагами – вот моя мечта.

Сейчас мы готовим «Ромео и Джульетту» Шекспира, «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи и спектакль, соединяющий пьесы и ранние рассказы Чехова. В этих работах прозвучат апокалипсические нотки нашей жизни – разрушение традиций, вымывание корней.

– Во всем мире 27 марта отмечается День театра. Что для вас, как актера и режиссера, значит сцена?

– Театр – это тайна, которую я постигаю. Сцена – это жизнь, воздух. Здесь я провожу больше времени, чем где-либо. Количество пройденных по сцене шагов удлиняет мою жизнь.

 

ДОСЬЕ

Дата и место рождения: 22 августа 1963 года, г. Темиртау Карагандинской обл. (Казахстан)

Знак зодиака: Лев - Кот

Образование: Екатеринбургский театральный институт

Творческий путь: с 1983 - актер в драматическом театре г. Нижний Тагил; с 1987 - Омский театр юного зрителя; с 2004 - арт-директор развлекательного центра «Летур»; с 2005 - актер Омского академического театра драмы

Семья: женат, два сына – Александр работает в театре, Виталию 12 лет

Звания: заслуженный артист РФ, лауреат общероссийских фестивалей

Литературные пристрастия: А. Пушкин, О. Мандельштам

Музыкальные пристрастия: П. Чайковский, С. Рахманинов, Ф. Шопен, Д. Шостакович, «Травиата» Д. Верди, испанский рок

Формула личного успеха: «упорно трудиться, воспринимать жизнь как игру, держать язык за зубами»

Любимые высказывания: «если тебе скучно, то ты бездарен», «собака лает, караван идет»