мужской интерес / увлечение

 

Мария КАЛИНИНА

Фото из архива клуба «Ретромобиль»

 

Автопробег в стиле ретро

 

 

…Их появление на улицах города вызывает живой интерес и улыбку на лицах прохожих. Сразу возникает желание запечатлеть увиденное на камеру или фотоаппарат. Им уступают место на дорогах водители современных иномарок, их уважают сотрудники ГИБДД.

Речь идет о ретро-автомобилях и их владельцах – участниках омского клуба автомотостарины «Ретромобиль».

Автомобиль – не роскошь, а историческая ценность!

Клуб «Ретромобиль» существует в Омске уже двадцать лет как неформальное объединение любителей раритетных машин. В 2003 году он был зарегистрирован официально. В клубе два десятка человек, самых активных  участников – пять. Владельцами старинных машин они становятся, чтобы восстановить и сохранить их для истории. Ведь многие из этих автомобилей – свидетели масштабных исторических событий XX века, в том числе второй мировой войны и, конечно, Великой Отечественной.

Президент клуба Сергей Капитанов считает, что всех его участников объединяет какой-то ген в крови, формирующий эту необъяснимую тягу к старинной технике:

– Все мы влюблены в старинные машины. Они дарят радость. Самое главное для нас – восприятие автомобиля как части истории. Такой автомобиль является исторической ценностью города, большой редкостью. Когда видишь старинную машину, возникает ощущение присутствия в другом времени. Благодаря этой «автомотостарине» ощущаешь себя лично причастным к далеким событиям в истории страны и всего мира…

В коллекции Сергея Капитанова несколько ретро-машин. Особенно он гордится «Доджем» 1939 года выпуска. Этот автомобиль прошел всю войну. Присланный американцами по ленд-лизу, возил командующего Вторым Украинским фронтом. Когда Сергей приобрел автомобиль, в лобовом стекле, напротив водителя, было отверстие от пули… До наших дней из семи таких автомобилей сохранилось всего два. В России это вообще единственный экземпляр. Два года ушло на то, чтобы из кучи металлолома по фотографиям восстановить его облик.

Не меньший интерес среди раритетов Сергея Капитанова представляет автомобиль «Опель-Олимпия» 1936 года выпуска. Этим автомобилем был награжден омич - участник войны, разведчик. Награду он получил за то, что взял «языка», майора немецкой армии. На «Опеле» фронтовик вернулся в Омск после войны.

Еще одна машина из коллекции президента клуба, «Форд-Эйфель» 1938 года выпуска, тоже колесила по военным дорогам. Жаль только, достоверных сведений о ее пути у владельца нет.

Художник по профессии и по призванию, Сергей Капитанов и к своим автомобилям относится творчески. Задача максимально точно воссоздать дизайн, или внешний облик машин, для него на первом месте. Салон автомобиля отражает стиль определенной эпохи, для антуража он использует детали военной поры и муляжи оружия. А еще водитель обязательно должен быть в шляпе и с сигарой. Завершает композицию музыка, соответствующая времени и стране - производителю машины. Гараж Капитанова - настоящий музей предметов, сделанных руками мастера. Скоро в его коллекции появится еще один шедевр старинной техники.

Автомобильный адреналин

В личной коллекции участника клуба «Ретромобиль» Михаила Засорина шесть старинных машин, три из них военные – «ГАЗ-М-1», «ГАЗ-67-Б» и немецкий «Опель-Адмирал». У каждого экземпляра своя история. К своим машинам Михаил Кузьмич относится с большим трепетом, тщательно изучает историю каждой. Увлечение, по его словам, дает ему адреналин, который помогает не терять жизненной энергии и бодрости духа.

– Почти три десятка лет я отдал военной службе, – рассказывает Михаил Засорин о том, как все начиналось. –  Вся моя жизнь связана с техникой. Старинными автомобилями я «заболел» с 2004 года. Купил у соседа по даче, еще сам не зная зачем, полуразрушенный «ГАЗ-21». Не решив, что делать с машиной, продал. Потом случайно ко мне попала старинная «Волга». Вот тогда я понял, что все эти случайности закономерны. Вступил в клуб «Ретромобиль». Это и стало основным моим занятием после выхода на пенсию. За эти годы отреставрировал шесть машин.

Самый старый автомобиль в коллекции М. Засорина – «ГАЗ-М-1», или знаменитая «эмка». Выпуск этого автомобиля был налажен в 1936 году. «Черным воронком» называли его в период кровавых сталинских репрессий тридцать седьмого года. Именно на них агенты НКВД по ночам ездили арестовывать так называемых «врагов народа». «ГАЗ-М-1» сыграли большую роль в годы Великой Отечественной войны, ездили на этом авто исключительно командиры.

«Эмка» Михаила Кузьмича – из первой партии выпуска. По сведениям, которые ему удалось найти, в 1936 году автомобиль попал в областное управление НКВД. «Участвовал» в репрессиях на территории Омской области. Потом машина была задействована в системе потребкооперации, в ней ездил ее председатель. Примерно в начале 70-х она была продана омичу, многодетному отцу, который был ее владельцем до 2005 года. Когда он умер, автомобиль остался бесхозным в районе городка Нефтяников. Участники ретро-клуба узнали о нем случайно, а Засорин купил и полностью восстановил.

Старинные автомобили Михаил Кузьмич находит в самых разных местах. В 2005 году из Тары пригнали «ГАЗ-67-Б», который с 1955 года находился в гараже Тарского райкома КПСС. Автомобили этой марки выпускались с 1942 года. Широко использовались как штабные и разведывательные автомобили, перевозчики пехоты и раненых. Военная история машины Михаила Засорина так и осталась тайной.

«Опель-Адмирал» для жениха и невесты

Необычна судьба немецкого автомобиля «Опель-Адмирал», который М. Засорин приобрел по цене металлолома. Почти десять лет автомобиль ржавел в разобранном виде, под открытым небом, на одном из омских дворов. Там, где был двигатель, вырос клен высотой более трех метров. Чтобы сдвинуть машину с места, пришлось пилить дерево.

Специалисты утверждали, что автомобиль восстановлению не подлежит. Но Михаил Кузьмич не просто мастер своего дела, но и человек увлеченный. В течение полутора лет, по двенадцать-четырнадцать часов в сутки он упорно шел к своей цели. Первый выезд «Опеля-Адмирала» в роли свадебного экипажа молодоженов состоялся 12 сентября 2009 года.

– Я старался приблизить дизайн «Опеля» к оригиналу, – делится Михаил Кузьмич секретами реставрации. – Не принимал инженерных решений, работал без чертежей. Здесь все – чистая импровизация, варианты реставрации приходят внезапно. «Опель» собирал буквально по кусочкам, из деталей других машин. Например, крыло состоит из частей крыла «ГАЗ-51», дальше кусок крыши от «Волги», «Победы», задняя часть – кусок крыши «Москвича-401». Оригинал крыла «Опеля» я сохранил. За семьдесят два года на нем наварено пять слоев металла.

Сегодня «Опель-Адмирал» – редкость даже в Германии. Их начали выпускать в феврале 1938 года как автомобили представительского класса. Но путь этой марки оказался коротким, фирма выпустила чуть более шести тысяч машин. По одной из версий, команду прекратить производство дал Гитлер в 1939 году, когда началась вторая мировая война. Все самые мощные двигатели начали устанавливать на грузовые машины. Длина «Опеля» – пять с половиной метров. Когда наши войска захватили Берлин, основная часть этих автомобилей была вывезена в Советский Союз. В Омск ее привез офицер, который служил в должности заместителя начальника одного из штабов Красной Армии, принимавшего участие в штурме Берлина. Он ездил на нем до 1963 года. Затем машина перешла во владение преподавателя политехнического института М. Ф. Степанова, который в конце 90-х продал ее одному автолюбителю. Тот решил его восстановить, но успел только разобрать. И если бы не любовь Михаила Засорина к технике и его золотые руки, не видать омичам легендарное авто на улицах города.

Улыбнись автомобилю

За годы существования клуба благодаря его участникам новую жизнь обрели  многие знаменитые отечественные и зарубежные автомобили. Сегодня старинные машины из коллекции клуба – неизменные участники главных праздников омичей – Дня Победы и Дня города. Полюбоваться ими можно на ежегодной левобережной губернаторской ярмарке и Сибирской агротехнической выставке «Агро-Омск». Старинные автомобили – участники праздников на мотодроме ДОСААФ, слетов байкеров и свадебных кортежей. А также гости выставки «АвтоСиб» в Новосибирске. И везде они вызывают повышенный интерес и море положительных эмоций у зрителей. 

В честь Дня Победы клуб «Ретромобиль» традиционно проводит парад и пробег ретро-автомобилей по улицам города. Главная мечта участников клуба - создание музея автостарины. По их мнению, только так можно сохранить историю для омичей и дать им возможность ежедневно любоваться машинами.