Престижное образование

Автор: Виктория ЛУГОВСКАЯ
Фотограф: Александр МАКСИМОВ

Николай Колычев: "Зачем агроуниверситету гуманитарный факультет?"

 

Омскому государственному аграрному университету - 90 лет. И золотая медаль "Европейское качество", и диплом лауреата в номинации "Сто лучших вузов России" красноречиво говорит о том, что старейший вуз Омска находится в лидерах не только в регионе. Мы пригласили в гости для беседы ректора университета, доктора ветеринарных наук, профессора, академика Международной академии наук высшей школы, заслуженного деятеля науки и образования Николая Матвеевича Колычева
и предложили для разговора тему: "Зачем агроуниверситету гуманитарный факультет?"

- Итак, мне задан вопрос: "Зачем аграрному университету гуманитарный факультет?" В наше непростое время, когда непонятно, кто в почете - физики или лирики, можно подобный вопрос и не ставить. Ни теоретически, ни практически. Но для нашего университета, основанного в 1918 году, старейшего аграрного вуза в азиатской части России, не быть в лидерах как-то неловко. И золотая медаль "Европейское качество", и диплом лауреата в номинации "Сто лучших вузов России", и наш кадровый потенциал, и техническая оснащенность, и результаты внедрения научных разработок говорят сами за себя - мы, сами понимаете, находимся на уровне передовых вузов страны. С таким настроем отметил вуз свое 90-летие и терять завоеванные за столько десятилетий позиции не намерен. Ни в коем случае!

Конечно, время не только меняется, оно настойчиво вводит нас в зону общеевропейского пространства, где двухуровневые стандарты образования - магистратура, бакалавриат, следование установкам единого Болонского соглашения… Так указано сверху! ТАК и ТАМ решили за нас! Хотя ни для кого не секрет, что качественный уровень подготовки специалистов у нас - по нашим методикам! - был гораздо выше уровня европейской школы.

А нам говорят: равняйтесь на западные образцы! Как тут не вспомнить великого Пушкина, пророчески сказавшего: "Мне мешает восхищаться этой страной, которой теперь принято очаровываться, то, что там слишком забывают, что человек жив не хлебом единым…" Когда сказал! А я и сегодня поддерживаю каждое слово. И тем самым отвечаю на заданный вопрос.

Мне лично очень не нравится сокращение часов на преподавание дисциплин гуманитарного цикла и даже их исключение из списка базовых предметов в любом вузе независимо от профессионального профиля! И мне такая "перспектива" как-то не очень понятна как ректору высшего учебного заведения с наработанным умом и опытом традициями, которые мы выстраивали. А строить - это не ломать! Для этого есть другие сферы бытия: кто рвется ломать - попутного ветра!

Я по глубинным своим корням человек деревенский и могу по личному опыту судить, чего стоит диплом, если из него выбросить его гуманитарную составляющую. Мы громко кричим о духовном возрождении России, но "очарованные" Западом, манящим многих материальным благополучием Америки, бездумно готовы подписать любой документ, "чтобы как у них". И вместо истинно духовных ценностей, делающих человека Человеком с нормальными понятиями о долге, чести, совести, милосердии, достоинстве, хотим "взять за образцы" правила и нормы жизни узкопрагматичные, словно пружины биологического робота. Для забугорных хозяев это удобно и привычно. Но мы-то другие! Значит, конструируемое сегодня по чужим калькам общество антидуховно, антиисторично и антикультурно. Разработчики знаменитой "Доктрины Даллеса" четко понимали, что победить нас можно, только если выбить основу бытия - духовность!

Ну, кто сдается - пусть сдается, а мы поборемся! Чтобы потом, потерявши голову, не плакать, надо понять элементарные вещи. Не шарахаться от "мрачных прогнозов", по которым предстоит перестраиваться и перекраиваться нам всем на огромной географической карте. Нельзя никому позволить забыть, что великая Россия была и должна быть!

Что же может и должен дать гуманитарный факультет для молодых, которые предпочли негуманитарные специальности для строительства судьбы? Не будем лукавить и посмотрим правде в глаза: среднее образование сельских школ (за редким исключением) явно недодает своим выпускникам даже необходимого стартового минимума. Его надо подтянуть всеми возможными средствами. Но еще - на государственном уровне, потому что растущая коммерциализация в сфере высшего образования привела и будет нарастать дальше к мощнейшей преграде для сельских ребят. Не будь в нашем университете целевой губернаторской программы "Кадровое обеспечение АПК Омской области", которая нас поддерживает с 2000 года, мы бы все хлебнули горюшка.

Платить за учебу из своего (точнее - родительского) кармана - это выжимание последних соков из сельского труженика. А в рамках нашей программы молодым  специалистам выплачивают подъемные, увеличили заработную плату, строится жилье, которое на 70 % оплачивается правительством Омской области, а на 30 - тем хозяйством, где они трудятся. Вы скажете: так и было! Мало ли что было! Опять с нуля… И тревожно говорить о том, что до пунктов назначения не доехало 40 % "целевиков". Разве только в Омской губернии? Это же проблема страны, если 70 % выпускников российских вузов работают не по специальности. А между тем в российской экономике самый настоящий кадровый голод.

У нас принято считать, что учитель - это тот, кто учит. Я бы процитировал древних: "Учитель - это тот, к кому идут учиться". В нашем ОмГАУ еще есть кому учить. Еще не утрачен золотой фонд. Я считаю, что в ближайшее время в ОмГАУ должен быть сформирован учебно-научно-инновационный комплекс. Для детей открыты двери. Есть потребность рынка, да! И образование должно быть качественным, и доступным, и востребованным рынком.

12 000 студентов в год - наш контингент, это солидный резерв для агропромышленного комплекса региона, если его использовать с умом.
Это абсолютно неверно, что государство отказалось от системы планового распределения специалистов и пока еще не хочется к ней возвращаться. Разве в село не едут только наши выпускники? Возьмите любой вуз! Но упрекать их за это? Не будем думать об инфраструктуре села (карьера специалиста, больница, хорошая школа, клуб) - дефицит специалистов не сократится!

О чем говорит мониторинг социальной сферы села? Да, две трети выпускников собираются в вузы, но 22 % - в Медицинскую академию, 18 - в Педагогический университет, а в ОмГАУ - только 13! А мы-то всегда считали, что сельские ребята - вот наше поле! А "собака зарыта" в том, что многие считают наш университет "запасным аэродромом".

Правда, есть благая весть, и в газете научных сообщений "Поиск" (30 ноября 2007 года) можно прочесть: "Сенаторы одобрили,.. а члены Совета Федерации единогласно поддержали Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки"… Что важно для нас - разрешение устанавливать самостоятельно образовательные стандарты. И уж коли мы сочли нужным иметь у себя гуманитарный факультет с глубоким изучением регионоведения, философии, социологии, культурологии, основ делового этикета, то теперь это уже не частная инициатива, а одобренная на законодательном уровне.
Мы понимаем, что "новации европейской школы" настойчиво ведут к полной ликвидации предметов гуманитарного цикла, которые формируют всесторонне развитую личность с высокой нравственностью, широким кругозором, о чем не один век думали, мечтали великие люди многих стран. И все вместе мы немалого достигли, пока не крутнулся шар земной в другую сторону, и становятся предпочтительнее роботы, зомбированные "недочеловеки". Это что - прогресс? И не на страницах "желтой прессы", а в солидной московской газете всерьез утверждается мнение молодых столичных "бакалавров", которым уже внушили, что в скором будущем должны "умереть" и историки, и филологи. А мы у себя ввели обязательный социокультурный практикум, чтобы наши студенты посещали спектакли, концерты, музейные выставки… Думаете, если они - аграрии, умные вещи им помешают? Мне лично, выросшему в деревне, ректору университета, доктору ветеринарных (не филологических!) наук, не только не мешает, а помогает "дышать цивилизованным воздухом" то, что успел набрать за прожитые годы вне рамок программы. И, к счастью, могу набирать и сейчас. Подчеркну особо - к счастью… "Новая система" нацелена очень активно и жестко не только на выхолащивание духовных ценностей, а мы ведь так гордимся своим особым, РОССИЙСКИМ менталитетом! - но и на войну за собственное государство, за собственную жизнь.

Цицерон когда-то пристыдил своих соотечественников: "Не знать историю - значит всю жизнь оставаться ребенком". Невольно думается, что наши чиновники от образования (и не только они) при все своей явно прозападной ориентации все же в состоянии понять пагубность того, что дает "ум недозрелый, плод недолгой науки" и в политике, и на практике. И если мы нет-нет, да вспоминаем плюсы  Столыпинской реформы, то не худо бы вспомнить и его (Столыпина) образовательные соображения.

Фундаментом гуманитарного образования всегда была и остается история и те предметы, что в соприкосновении с ней. Зачем же, с реформаторским энтузиазмом, уже доказавшим не раз свою несостоятельность, заменяя базовые дисциплины специализированными, рубить сук, на котором только и держалась и может держаться держава? Лечебный принцип "не навреди" очень уместен, когда речь идет о такой государственно важной задаче, как образование. Мы уже пожинаем плоды "секвестирования" гуманитарных дисциплин, не говоря уже о тех учебниках, по которым учим подрастающее поколение. Вот уж где вредим с удовольствием, с неуважением к собственному Отечеству! Наоборот, когда капитально рушится шкала ценностей, кто-то же должен противостоять натиску бездуховности, чтобы однажды не исчезли вообще подлинно высшее образование, которое так высоко ценилось в мире, и сама страна как самостоятельная единица.

Вот почему я из числа горячих сторонников гуманитарных дисциплин в программах каждого вуза и нашего - в том числе.
Но кому-то там, наверху, так нравятся слова "бакалавриат", "магистратура", и получается пока, как уже было замечено классическим метафорическим высказыванием о "смеси  французского с нижегородским".

Думаю, что ЕГЭ - не лучший помощник для нас и для тех, кто настроен на высшее образование. Если из 117 "медалистов", поступивших к нам в нынешнем учебном году, ни один (!) не подтвердил медаль, виноваты только абитуриенты?

Конечно, абитуриенты нового поколения - народ очень разный. И разнородный. Да, зачастую сельчане (а у нас 45 % - из села) проигрывают горожанам по уровню знаний, особенно абитуриенты из северных районов. Чего стоят только прочерки в аттестатах по химии, физике, но - есть тяга к знаниям. И мы это видим и ценим. Много одаренных ребят, спортивной молодежи. Это для них - крупнейший в городе культурно-досуговый центр, два спортивных комплекса с бассейном, биатлонное стрельбище. Мы имеем 15 творческих коллективов, а академический хор "Созвучие", которому 40 лет, - наша гордость. В 2006 году наша спортивная команда завоевала первое место в Летней универсиаде вузов Минсельхоза России, а 2007 год порадовал нас и хорошей организацией на нашей базе 111 Всероссийских зимних сельских спортивных игр, в которых участвовал и министр сельского хозяйства А. В. Гордеев.

Но главное достижение - 70 тысяч специалистов за годы работы ОмГАУ. И можно привести огромный список тех, кем мы гордимся. Это и студенты, и преподаватели, и ветераны вуза - у нас есть свой "золотой фонд". И если в соответствии с законами, которые будут приниматься в системе образования, мы не утратим, а сохраним и преумножим свой потенциал, можно будет уважительно говорить о национальном проекте разумной заботы о тех, кто с надеждой приходит в студенческие аудитории. Рынок рынком, но образование должно быть и качественным, и доступным. Всегда был и есть спрос на высокие стандарты образованности, культуры и нравственности. Вот и получается, что без гуманитарной линии как стратегии вуза нам не обойтись. Пока на том и стоим! 

Содержание