земляки/ реликвия

 

Василиса СТЕПАНОВА

Фото Бориса МЕТЦГЕРА

 

Мой друг «Иван-Виллис»   

 

 

Автомобиль жителя Московки Василия Москвина считается одной из местных достопримечательностей. До недавних пор ветеран ездил на нем в общественную баню, производя своим появлением настоящий фурор. Особенно впечатляло зрителей то, как Василий Васильевич вручную заводил стартер своего «суперкара». Повышенный интерес к его машине объясняется просто: внедорожник эпохи сороковых годов XX века «ГАЗ-67» сегодня можно увидеть разве что в старых советских фильмах или у коллекционеров автомотостарины.  

Людям старшего поколения автомобили этой марки хорошо известны. На фронтах Великой Отечественной «ГАЗ-67» снискал добрую славу  как надежная, прочная и неприхотливая машина. «Иван-Виллис», как его называли за сходство с американским армейским автомобилем, на войне широко использовался как вездеход и тягач, таскавший за собой пушки-«сорокапятки».

В послевоенные годы «ГАЗ-67» широко использовался в сельском хозяйстве, был любимым средством передвижения председателей колхозов, агрономов и специалистов МТС. Вот и Василий Москвин купил его в далеком 1947 году в одном из колхозов Чановского района Новосибирской области. К тому времени внедорожник имел пробег   15 тысяч километров. И хотя ездил на нем фронтовик исключительно в мирное время, «Иван-Виллис» вызывает у него ассоциации с военным лихолетьем.   

– Сам я родом из Венгеровского района Новосибирской области, – поведал нам Василий Васильевич. – Когда началась война, учился в сельхозтехникуме. Нас было в семье три брата, всех призвали в армию в один и тот же день, привезли в Омск. Оттуда вечером пешком дошли до Черемушек, помылись водой из котла. Потом нас переодели – и на фронт. 

Воевать я начал на Третьем Украинском. Побывал и пехотинцем, и артиллеристом, но в основном танкистом. Участвовал в боях за Днепропетровск, Харьков, Белгород. Потом была Курская дуга. Воевал также на территории Молдавии, при форсировании Днестра погиб мой старший брат, 1917 года рождения.

В составе Второго Белорусского фронта дошел до Одера. После очередного ранения лежал в подмосковном госпитале. Когда выписался оттуда, мы опять получили новую технику и вместо танков – самоходные установки. А потом нас отправили на восток, так что я еще и с японцами воевал. День Победы встретил на Дальнем Востоке…   

К своей машине Василий Васильевич, которому в нынешнем году исполняется девяносто, относится с уважением, как к старому надежному товарищу. И то сказать – 63 года вместе! Москвину не раз предлагали продать реликвию, но он не желает расставаться с видавшим виды «газиком» ни за какие деньги – так же, как и со своим  любимым старым фотоаппаратом марки «Фотокор».

– Это же вездеход, надежная машина! – с гордостью говорит ветеран. – Такие на войне пушки за собой таскали, и в горной местности, в Карпатах, на них ездили. Мне она верой и правдой служила после войны и в родной Новосибирской области, и в Барнауле, и в Омске, сколько тысяч километров прошла – и не сосчитать. Мои дети на ней учились ездить. Куда я без своего «ГАЗ-67»? Это же как с другом расстаться…        

 

Содержание