женский портрет / линия судьбы

 

Ольга КУЛИНИЧ, фото из архива

 

Великое дело Анны Великой

 

 

 

Этой статной кареглазой женщине очень идет ее царственная фамилия. Хотя корни у нее вовсе не царские, а самые что ни на есть крестьянские. Анна Моисеевна Великая, в замужестве Урсуленко  – внучка переселенца Сергея Самойловича Великого, в честь которого получило название известное село Сергеевка, что в Оконешниковском районе.

Пост номер один

Юность, опаленная войной – это сказано о ней. Аня рано осталась сиротой (родители умерли еще до войны), в декабре 1941 года призвали на фронт старшего брата Ивана. Нелегкие крестьянские заботы тогда легли на плечи женщин и детей. Девочка-подросток работала в колхозе наравне со взрослыми. До сих пор помнит Анна Моисеевна, как боронили колхозное поле на коровах. Когда животные выбивались из сил, девчушки и женщины сами впрягались в бороны. Разве такое забудешь?..

В октябре 1944 года семнадцатилетнюю Анну в числе других сельских девушек мобилизовали на службу в милицию. С волнением покидала она родную Сергеевку. В городе красивую строгую дивчину с напевным украинским говором направили в Омский дивизион регулирования уличного движения. Годы службы в дивизионе она вспоминает с особой теплотой:

– Нас обмундировали, выдали жезлы, и началась служба на перекрестках Омска. Мне и моим подругам из Сергеевки повезло, мы оказались под началом прекрасного, душевного человека – командира дивизиона РУД старшего лейтенанта Сергея Васильевича Ланцова. Этого человека я чту как своего второго отца. Он относился к нам, девчонкам, как солдат Сухов из фильма «Белое солнце пустыни» к своим подопечным: вникал в наши проблемы, всячески старался помочь, поддержать. Первое время было трудно: попробуй-ка выстоять двенадцатичасовую смену на улице, особенно в зимнюю стужу. У меня был пост № 1, у драматического театра. Через Омск шли воинские части, массовыми партиями на фронт отправляли автомобили. Мобилизовали практически весь транспорт, поэтому движение на улицах было в основном конным  и пешеходным. Ни светофоров, ни тротуаров не было. Работать было нелегко…   

Победу Анна Великая встретила на своем посту. Буквально за несколько минут площадь перед драмтеатром заполнилась ликующими людьми, которые услышали по радио голос Левитана, сообщившего долгожданную новость об окончании войны. Было все – море цветов, объятия, смех, слезы счастья… Сквозь толпу к растерявшейся девушке-регулировщице пробился командир Сергей Ланцов.

– Великая, Великая, только никого, пожалуйста, не штрафуй! Я уже рядом, я тебе помогу…

Сорок лет в строю  

После войны Анна Моисеевна работала в детской комнате милиции. Ей, выросшей без родителей, были близки судьбы мальчишек и девчонок, оказавшихся в годы войны сиротами. Вместе с другими она проводила профилактические рейды на вокзалах, распределяла детей в детдома и дома малюток.

Своего будущего мужа девушка встретила в Туапсе, куда приехала погостить к родственникам. В 1953 году Анну перевели на службу в Пермь, там родились и сын Олег, и дочь Марина. Из Перми семья была направлена в Молдавию, в город Бельцы. Там она продолжила службу в Госавтоинспекции, возглавив службу пропаганды правил дорожного движения среди подростков. Анна Моисеевна Урсуленко, отличник дорожной службы, была награждена медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне».

В Молдавии она прожила без малого сорок лет. А в 1993 году вернулась на родную омскую землю. За годы работы в ГАИ она сделала великое дело – сохранила жизнь десяткам, а то и сотням ребятишек, пропагандируя правила дорожного движения.

Ее имя занесено в Книгу Почета  работников МВД ССР, за добросовестный труд она удостоена званий «Ветеран труда» и «Отличник советской милиции».

Увлечения у коммуникабельной, открытой и доброжелательной Анны Урсуленко-Великой очень женские и творческие – она любит петь украинские песни и сочинять стихи. И в этом тоже находит свое выражение великая душа этой удивительной женщины.  

 

Содержание