даты / личность и время

Ольга ВАСИЛЕНКО

Фото из архива Т. ШИЛЕНКОВОЙ и ансамбля «Дивно»

 

Как «Дивно» устроена жизнь!

 


 

Говорят, чем дольше человек работает с юным поколением – тем дольше сам остается молодым. Если при этом вся его жизнь связана с творчеством, то молодость души ему обеспечена на долгие годы. Татьяна Сергеевна Шиленкова, заслуженный деятель культуры Российской Федерации, художественный руководитель образцового детского фольклорного ансамбля «Дивно» и хормейстер ансамбля «Метелица», убедилась в этом на личном опыте. Море обаяния и сплошной позитив – главное впечатление от общения с этой удивительной женщиной. Неудивительно, что ее искренняя любовь к детям  и народному творчеству не остается безответной. Сотни благодарных учеников и множество наград, полученных ансамблем «Дивно» на конкурсах и фестивалях – лучшее тому подтверждение.         

Поводом для нашего интервью стали две круглые даты минувшего года – юбилей самой Татьяны Шиленковой и 20-летие ее любимого детища, ансамбля «Дивно».

Не плакала, а пела

– Татьяна Сергеевна, давно подмечено, что любовь к музыке, к народной песне часто передается по наследству. У вас тоже «музыкальные» корни?

– Пожалуй, да. Хотя в семье не было работников культуры. Бабушка и дедушка любили петь, раньше же народ вообще певучий был, особенно выходцы из села. Моя бабушка Мария Митрофановна Калинина, родом из Муромцевского района, считалась первой певуньей на селе. Вообще, мои предки по одной линии – выходцы с Дона, а по другой – из Белоруссии. Моя мама Нина Васильевна тоже всегда любила песню, и сейчас поет в городском хоре ветеранов. Родители работали на заводе имени Карла Маркса. Два моих брата окончили технические училища, тоже начинали работать на этом заводе. Я средняя в семье, с шести месяцев росла в яслях. Пела с младенчества. Как вспоминает мама, в люльке я не плакала, а пела.  

– В музыкальную школу вас привели родители?

– В музыкальную школу ребенок сам пошел! Привела туда маму и папу и заявила: хочу учиться в музыкальной школе! Мечтала о пианино, но его тогда сложно было купить, поэтому сошлись на аккордеоне. Училась хорошо, хотя отличницей не была. Мне же еще безумно нравилось танцевать, поэтому параллельно с игрой на аккордеоне я занималась танцами. После окончания школы даже хотела пойти на хореографию, но поступила в культпросветучилище, на оркестровое отделение. После его окончания мне предложили работать в СибНИИСХозе, и я два года была там заведующей клубом.

– Высшее образование вы получили уже за пределами Омска?

– Поступило предложение по линии профсоюза поступить в Высшую профсоюзную школу культуры в Ленинграде, на только что открывшееся хоровое отделение. В 1980 году я поступила на очное отделение. Я благодарна судьбе, что училась в этом вузе. Там был очень сильный преподавательский состав. С нами работали известные на всю страну педагоги, музыканты. Например, хоровое дело вел Валентин Акульшин, который работал у Эдиты Пьехи в ансамбле «Дружба», был его руководителем. Большое влияние на нас оказали общение с талантливыми людьми и сам дух этого города. И общежитие у нас было шикарное, с финской мебелью. По диплому я дирижер академического хорового коллектива.

– Не было стремления остаться в Питере?

– Было. И предложения такие поступали, потому что учились мы хорошо, у нас был перспективный курс. Можно было устроиться на работу в пригороде, работать в Выборге. Но тянуло домой, в Омск: там малая родина, родители… На выбор повлияло и то, что многие ленинградские деятели культуры жили в плохих условиях, в маленьких комнатках, в коммуналках. Когда я представила, что тоже буду жить в такой тесноте, да еще в таком климате – и это после наших сибирских просторов, решение пришло само собой. Возможно, надо было остаться, выстроила бы свою жизнь и там…

Но вообще я больше всего люблю природу, село. И после Ленинграда поехала работать в Щербакульский район, в совхоз «Борисовский». Тогда ведь было много крепких хозяйств, совхозов с хорошими домами культуры. Мне сказали: поработаешь годик – мы тебя в город заберем. Можно было стать и директором дома культуры, но меня это не прельщало, больше интересовала творческая работа.

– Чувствуется, что вам было интересно жить и работать в глубинке…

– Да. Было ощущение счастья, когда утром просыпаешься, птицы поют, и листва шелестит... После первого года меня не отпустили, предложили отработать все три. И я честно эти три года отработала. Село – это большая семья, там все люди – родные и близкие, что мне очень нравилось. Там нет таких проблем и такой разобщенности, как в городе. Я и в городе всегда искала близкий по духу коллектив и общение. 

Дети солнца

– Татьяна Сергеевна, как в вашу жизнь вошел ансамбль «Дивно»?

– Поскольку я была хормейстером, надо было искать дело, связанное с творческим коллективом. Меня покорило и само здание ДК «Шинник». Дворец красивый, построен с размахом. Когда я первый раз туда приехала и увидела эту красоту, люстры, сияющий паркет – решила: хочу здесь работать!

На руководящую должность меня никогда не тянуло, хотя было много предложений поработать и директором, и замом, и худруком. Душа тянулась к делу, в котором соединялось все то, что я люблю: общение с детьми, народная песня, танец, игровое начало. Я все время работала с Октябрьским домом творчества, была вдохновителем и одним из организаторов фестиваля «Солнцеворот». Когда я набирала в 1989 году группу будущего ансамбля на базе Дворца культуры шинного завода, в нее вошли первоклашки  соседней школу № 39. В таком возрасте детей и надо вовлекать в творчество – они любознательные, активные. Наличие ярких вокальных данных для меня абсолютно не критерий, главное – чтобы ребенок хотел петь. Практика показывает: ребенок талантливый от природы может дольше учиться и труднее осваивать новое, чем тот, который просто доверяет педагогу и идет за ним, прислушивается к советам.

– Как родилось название ансамбля?

– Сначала мы с ребятами перебирали разные варианты – «Солнышко», «Росинка» и т. д.  Потом я перелистала сборник сибирских народных песен и выписала оттуда красивые слова, которые употреблялись в текстах. И мы с ребятами решили остановиться на слове «дивно». Оно еще и созвучно казачьему слову «любо». Со временем мы свое название всячески подтверждали. Если хорошо выступили, нам говорили: о, «Дивно» выступило дивно! Если недотянули: ну, «Дивно» в своем репертуаре… (смеется – О. В.). А если вообще классно выступили, слышали: ой, ну это же «Дивно»!  

– К двадцатилетию коллектива накоплен солидный список побед на всевозможных конкурсах и фестивалях, он стал любимцем публики. Каким был путь к успеху?

– Начинали мы с детских песен, потом появился русский фольклор. Очень важную роль сыграла поддержка коллектива со стороны шинного завода, мэра города. Под крылом завода и его тогдашнего директора Петра Васильевича Будеркина, который прекрасно относился к ансамблю, нам хорошо жилось даже в «лихие девяностые». Звание образцового коллектив получил через пять лет, в том же 1994-м стал дипломантом второго Сибирского международного фестиваля фольклора. Мы десять лет участвовали в фестивале «Солнцеворот», неоднократно выступали на фестивалях «Омская звезда», «Надежды Сибири», «Роза ветров», «Единение». Побывали на фестивалях в Москве, Сочи, Тобольске, Саратове и других городах. В 1998 году по линии ЮНЕСКО проходили Дни культуры Сибири в Италии, организованные «Либеров-центром». Ансамбль «Дивно» принял в них участие благодаря поддержке шинного завода, это была очень интересная поездка. Выступали мы и во Франкфурте-на-Майне, где проходил фестиваль национальных культур.    

– Ансамбль всегда славился солистами. О той же Насте Спивак писали восхищенные статьи под заголовками «Ох уж эта Настя!», ребята получали гран-при конкурсов и фестивалей. Их дальнейший путь связан с музыкой?

– Многие сами выбрали этот путь. Настя Спивак сейчас поет в Омском русском народном хоре, это подающая надежды певица. Юлия Зиненко, обладатель гран-при конкурса «Омская звезда», тоже работала в Омском хоре, сейчас воспитывает малыша. Эльмира Бакирова окончила колледж культуры, но работает в другой сфере. Аня Зыкова учится в СибАДИ, недавно стала лауреатом первой премии форума талантливой молодежи. Юлия Науменко учится в музыкально-педагогическом колледже, планирует связать свою жизнь с артистической деятельностью. Сережа Соломахин, например, работает в Сибирском культурном центре, он теперь чуть ли не лучший гармонист России.

За эти года ребята первого состава выросли, получили образование, нашли свой путь. Никто из них не жалеет о годах, проведенных в ансамбле. Многие признаются, что это были годы радости, лучшие в их судьбе, даже благодарят за счастливое детство. Некоторые говорят: ничего лучшего жизнь нам еще не предложила… Они с таким энтузиазмом готовились к юбилею, к праздничному концерту «На Кузьминки именины», который прошел в ДК «Шинник»… А как они веселились, когда кадриль вместе со всеми танцевали, частушки пели! Годы, когда они были в ансамбле, открыли им новые грани жизни.

Вот мы говорим, что вокал в ансамбле – главное, а главное-то – общение. Что такое общаться на сцене, когда ты остаешься один на один с публикой? Редкий эстрадный певец молодого поколения, который сам себе поет с микрофоном, интересен на сцене как личность. А когда дети в группе, они интереснее выглядят и могут общаться. Когда их разделяешь, каждый сам по себе, а когда они собираются вместе – возникает какая-то сила, другая энергетика. Они это со временем понимают и дорожат этим.

Праздник – быть на высоте

– Имя Татьяна переводится как «устроительница, учредительница». Говорят, Татьяны не боятся ответственности, они душа любого коллектива. В отношении вас все совпадает?

– Пожалуй, да. Хотя я думаю в первую очередь не об ответственности, а о деле. Может быть, это и спасает. Многие педагоги удивляются, как это я не боюсь везти детей куда-то далеко, а я даже не думаю о трудностях. Сказала «поехали!» – и всё. Построила их, организовала, если надо. Конечно, дети непредсказуемы, иной раз случаются казусы. У нас был мальчик Валя, такой экстремал по жизни, так вот его мы однажды потеряли после выступления в музыкальном театре. Мы уехали, а он, первоклассник, остался. Что делать? Звоню в музыкальный театр, там говорят – да никого тут нет, все ушли. Выхожу из ДК в полной растерянности, собираясь ехать к его маме. И тут вижу – ко мне спортивной походкой идет Валя в расписной концертной рубашонке, разрумянившийся. Мальчонка пешком добрался от музыкального театра до ДК «Шинник»!

Сейчас наш Валя вырос, работает на Севере, учится в институте…

– Современные дети сильно отличаются от тех, что были раньше? 

– К сожалению, здоровье у современных детей стало хуже, стало меньше самостоятельности и ответственности. Они почти не гуляют на улице, не играют все вместе. Если мы свое детство провели во дворе, то они проводят его дома, у компьютера. Или общаются два-три человека. Если мы компанию видим на улице, то уже считаем, что это «вольные» дети, а умненькие сидят дома, учат уроки. В школе тоже стало меньше коллективных мероприятий. На репетициях уже приходится обращать внимание не только на вокал, много времени уделять организации, построению.

Времена меняется, но есть и положительные моменты. Появилась категория родителей, которые понимают, что они жили в лучшие времена, в их детстве было что-то значимое, то, что всех объединяло, а их дети этого лишены. Поэтому они идут на дополнительные усилия и затраты, чтобы ребенок мог заниматься в коллективе, выезжать куда-то, развиваться как личность. 

Сейчас при общении с детьми возникает сложность: как их объединить? Объединить можно только общим делом, интересной поездкой. Важны даже бытовые мелочи. Например, если ты взял с собой из дома бутерброды, поделись с товарищами. Они привыкают к этому и друг о друге уже заботятся. А в поездках дети вообще очень хорошо раскрываются, учатся понимать, поддерживать друг друга. В этом смысле очень показательны наши поездки по области, на праздники национальных культур.

Важно организовать детей, поддержать их, чтобы ребенок обязательно поехал летом на творческую смену, что-то мастерил, общался, творил. У ребятишек столько впечатлений и воспоминаний об этом, несмотря на плохую погоду и какие-то неудобства. Они варятся в этом котле, водят хороводы, танцуют, слушают других исполнителей. И потом весь год мечтают опять туда поехать. Как-то раз я попросила их нарисовать свою мечту, так они нарисовали Саргатку – село, праздник, красивый пейзаж, озеро. Вот что надо детям!

– Ваши ребята на сцене и поют, и пляшут, и хороводы водят, в общем, «зажигают». Это игровое начало также решает задачу объединить их в одно целое?

– Для того чтобы научить петь, нужно как раз народное пение, пение а капелла, игровые моменты, и мы очень много играем. В музыкальном театре мы одно время выступали на губернаторских елках в фойе, «на разогреве».

Чисто вокальный коллектив – не так интересно, мне хочется, чтобы был синтез текста, танца, чтобы это был фольклорный театр. Очень нравится работать с режиссером Валерой Конаковым, он делает как раз то, что нужно. И у него удивительное взаимопонимание с детьми, они с первого слова понимают, что он хочет донести. У меня есть мечта: создать что-то вроде народного мюзикла.

Дети вообще способны исполнять очень многое, в том числе серьезные произведения, связанные с православием. Недавно исполняли рождественские колядки в концертном зале. Это же все надо было  организовать. И я понимаю, что не мне это надо в большей мере, а детям. Одно дело – учить православие в школе, и другое – когда ты  можешь находиться в зале, когда сзади симфонический оркестр, зал полон людей понимающих это творчество, и сам митрополит благословляет, ты находишься в этой атмосфере.

– Какую роль в вашей жизни играет ансамбль «Метелица»?

– Работаю там хормейстером уже пять лет. У «Метелицы» в нынешнем году тоже юбилей, 65 лет. В апреле будем отмечать в ДК имени Лобкова. Это очень интересный коллектив. Там занимаются молодые люди от 15 лет, есть и такие, кому 22-24 года.  Поют они хорошо, любят это дело. Как-то раз спросили, в чем мое кредо, и я сказала: «Помочь детям раскрыться, проявить себя». Ко мне в ансамбль «Метелица» приходит молодежь, нужно им помочь, потому что они более закомплексованы на сцене, чем дети, которые пришли шестилетними. Они не попали в атмосферу творчества. Конечно, не толпами к нам идут. Этим же нужно увлечься, чтобы после занятий ехать, потратиться на проезд. С другой стороны, это дополнительное образование, воспитание. А сколько ребят нашли себя, продолжили в жизни это дело!  

– При такой нагрузке ваше время, наверное, расписано по часам. Вы рациональный человек?

– Скорее спонтанный человек, легкий на подъем. Если слышу от кого-нибудь слова «я не могу», меня это сильно ранит. Со своей стороны стараюсь не отказывать в помощи никому. Если просят что-то сделать, все время думаю, как это осуществить. Если бы все работали по такому принципу, думаю, мы бы жили гораздо лучше.

– Верите в гороскопы, приметы?

– К гороскопам отношусь спокойно. Стараюсь, как в песне,  «благодарно принимать» все, что происходит в жизни – и события, и погоду. Как-то раз мы были в Саргатке и шел дождь. Я говорю ребятам: «Вы посмотрите, какая прозрачность воздуха!" В преломлении мелких капель настолько четкими становятся очертания листочков, деревьев, острее запах листвы… Мой храм – это природа. Надо слушать ее, учиться у нее. И если пришли в лес, на берег реки или озера – не кричать, не включать музыку, а послушать  шелест листвы, ветерок, стрекот кузнечиков, журчание воды… Для меня природа – целительная сила.

– «Дивно» часто участвует в различных праздниках. У вас есть любимые праздники?

– Для меня праздник – работа. Это значит быть на высоте, выступать на сцене, петь самой или с детьми. Вообще праздник в моем понимании – когда люди собираются вместе и им хорошо, есть о чем поговорить, интересно общаться, петь, участвовать в каком-то ярком действе. И когда мы им в этом помогаем своим творчеством, это счастье…

 

ДОСЬЕ

Дата и место рождения: 6 декабря 1959 года, г. Омск

Знак зодиака: Стрелец

Образование: Омское культпросветучилище, оркестровое отделение, Высшая профсоюзная школа культуры (Ленинград), хоровое отделение (1984)

Должности в настоящее время: художественный руководитель образцового детского фольклорного ансамбля «Дивно», хормейстер ансамбля «Метелица»

Звание: заслуженный работник культуры РФ

Увлечения: музыкальный театр, чтение, рукоделие (шитье, вязание, вышивка)

Музыкальные пристрастия: академический русский народный хор им. М. Е. Пятницкого, Кубанский казачий хор, Омский русский народный хор, Л. Зыкина, Л. Рюмина, Д. Хворостовский, М. Девятова  

Любимые фильмы: «Москва слезам не верит» В. Меньшова, «Одиноким предоставляется общежитие» С. Самсонова, «Двенадцать» Н. Михалкова

Любимая актриса: Н. Гундарева

Любимый вид отдыха: общение с природой

Любимые уголки Омска: скверы, где много зелени и цветов

Любимые цветы: полевые цветы, хризантемы, чайные розы

Представление о счастье: «Счастье – это когда тебя понимают. И когда ты сам понимаешь другого человека»