юбилей/ персона

Виктория ЛУГОВСКАЯ

Фото Алексея БЕЗБОРОДОВА, Олега Деркунского, Андрея Кудрявцева

 

Жизнь прожита не зря…

 

 

Омский государственный аграрный университет занимает шестое место в общероссийской рейтинговой таблице аналогичных вузов и первое – среди всех вузов Омского региона. Его ректор – Николай Матвеевич Колычев – доктор ветеринарных наук, профессор, академик Международной академии наук высшей школы, заслуженный деятель наук Российской Федерации, имеет 14 наград, среди них  «Орден Почета», Золотая медаль за особые заслуги перед Омской областью и другие, удостоен звания «Человек года», дважды – «Ректор года». На своем посту 25 лет.

«Битый жизнью» оптимист

Когда-то он сказал: «Если удастся свершить задуманное – буду считать, что жизнь прожита не зря». А работа оказалась непредсказуемо трудной, потому что его ректорство совпало с тяжелым временем перестройки. Он сам с высокой трибуны выдвинул новаторскую идею интеграции науки и передового опыта в единое целое в рамках вуза. Идею одобрили, Колычеву громко хлопали, но перспективный план «положили под сукно». Успеется! Обвал привычной государственной системы, экономики больно ударил и по высшему образованию. Казалось бы, выживаем – уже хорошо. А в Омском аграрном университете не ждали указаний сверху, а начали свою радикальную перестройку, хотя были и скептики, и даже противники новаций. Сегодня в структуре университета три института (ветеринарной медицины, сельскохозяйственный и институт переподготовки кадров и бизнеса), институт экономики и финансов, институт землеустройства и земельного кадастра, бакалавриат и магистратура, аграрный колледж, филиал в Таре, спортивно-оздоровительный комплекс, три опорно-базовых хозяйства, одиннадцать научно-исследовательских лабораторий. На 80 кафедрах работают 800 преподавателей (80 докторов наук и 400 кандидатов наук). В 2000 году университет получил 500 тысяч евро по международной программе Tempus Tacis. На эти средства были оборудованы четыре компьютерных класса, а сейчас их больше сорока. В 2007 году университет вошел в консорциум ERASMUS MUNDUS: EXTERNAL COOPERATION WINDOW.

На личном счету Колычева – 30 подготовленных им кандидатов и 7 докторов наук. По учебникам по ветеринарной микробиологии и вирусологии, написанным им в соавторстве с профессором Р. Госмановым, учатся студенты России и стран СНГ.

Двенадцатого января у Николая Матвеевича юбилей – 70 лет… Какой же он в жизни, в делах, в общении, в личном самостоянии? Как он сам говорит, «битый жизнью оптимист», «разумный оптимист». Внешне Колычев всегда доброжелателен, все у него с юмором, с розыгрышем, сказывается натура артистическая, не скроешь ее за строгой официальной должностью ректора. Но если очень надо, может быть и резким, и принципиальным, но ему больше нравится первая роль – чуточку простак… Впрочем, иногда это ему и мешает, но зачем жить по иным правилам, если жизнь определила свои. 

– Бюрократический менеджмент желаемого результата не дает. Педагоги, преподаватели, ученые – народ консервативный (в основном), как и сама высшая школа. Наверное, вузы надо корпоративно подтянуть, как того требует время, тут я полностью согласен с нашим губернатором Л. К. Полежаевым, но вначале следует определиться, что подтягивать, – как бы резьбу не сорвать. Мы идем по этому пути достаточно уверенно, о чем свидетельствует факт признания Омского агроуниверситета в числе ста лучших вузов России. Ну, назвался груздем… В нашем академическом альянсе все региональные отраслевые институты, техникумы, хозяйства, и от такого союза все только выигрывают. Интеграция – знамение времени. Если этого не понять – упустим время и проиграем свои же вчера прочные позиции и европейцам, и американцам. Разве нужно доказывать, что воспитание и образование и есть та цементирующая основа, на которой строится будущее нашего общества. Так что хочешь-не хочешь, а надо быть оптимистом.

Строитель в душе… и на практике

…Часы неумолимо отсчитывают время. Уже вот он совсем близко тот порог, когда собственный юбилей не просто замечательная дата, но и рубеж, определяющий завтрашний день. Быть или не быть ректором – вот в чем вопрос.

– Его решаю не только лично я… Я вступил в эту должность в 1985 году, пять раз переизбирался. Ветеран, однако… Вечных ректоров не бывает. Может быть, новый ректор – новый вектор? Двигаться вперед необходимо. Но есть команда, команда очень хорошая, надежная, а это уже немало. Разве я мог бы что-то сделать без них, моих помощников?

По разговору чувствуется, что покидать капитанский мостик своего корабля ему не очень хочется. К чему лукавить? Но есть и усталость, все-таки большим хозяйством руководить – это вам не на даче огурцы выращивать. Николай Матвеевич про огурцы говорит с обезоруживающей улыбкой, зная про себя абсолютно точно, что масштабы огорода не для него. Кто-кто, а Колычев придумает для себя «головную боль».

– В гору саночки тащить нелегко, это с горки летишь, как птица. Мгновение! А потом нужно снова в реальные заботы. Так устроена жизнь. Мне, наверное, повезло – легких дорог не было, да я их и не искал. Ну, мог ли я, деревенский пацан, возмечтать о том, что стану ректором одного из старейших и уважаемых вузов Сибири и России? Я и слова-то такого не знал. И на свою тропинку не сразу вышел. А когда вышел, она и повела меня – шаг за шагом. Знаете, человеку, за спиной которого семьдесят лет, есть что вспомнить и оценить…

Можно вспомнить, как жил с дедушкой и бабушкой в деревне, в Тюменской области, как рано ушел «в люди». Как рванул в горно-геологический техникум в Алапаевске, мечтал о профессии геолога. И стал бы им, но… закрыли техникум, и дорога сделала зигзаг. Пошел работать на стройку, но и строителем не стал. Техника не манила, наверное, сказывалась деревенская закваска. Как нередко бывает, поехал в Омск с товарищем и вроде бы случайно выбрал ветеринарный институт. Случайное решение оказалось судьбоносным. А в молодости годы летят стремительно. Вчера студент, дальше – аспирант, доцент, так и дошел до ректора ветеринарного института, а дальше – ОмГАУ. На бумаге – несколько строчек. Просто и легко. А вы попробуйте!..

Наверное, дело в том, что послевоенное поколение было призвано самой жизнью что-то строить – грандиозное, замечательное! Сколько было великих строек коммунизма, где требовались молодые руки! И хотя вектор его жизни качнулся в другую сторону – к науке, к сельскому хозяйству, Колычев «в душе строитель». Не случайно было время, когда территория ветеринарного института вдруг стала большой строительной площадкой – клинико-учебный корпус, общежития, жилые дома для преподавателей, плавательный бассейн, спорткомплекс… А сегодня предметом гордости является новая библиотека с хранилищем почти на миллион книг, с компьютерами и современным оборудованием. И мечта есть у Колычева…

– Очень хочется построить на территории университета церковь, небольшой храм… Ни местная власть, ни министерство образования России не даст нам средств, но доброе дело всегда пробьет дорогу, и я очень на это надеюсь и кое-что делаю в этом направлении.

Счастье тоже надо строить 

Омский государственный аграрный университет отметил свое 90-летие, и его недаром называют лидером региона – по кадровому потенциалу, по перечню специальностей, по технической оснащенности, по результатам внедрения в производство научных разработок. Золотая медаль «Европейское качество», диплом лауреата в номинации «Сто лучших вузов России» – яркое подтверждение авторитета ОмГАУ. По результатам отбора российских образовательных учреждений ОмГАУ  стал единственным среди аграрных вузов России, получившим право обучать руководителей и специалистов Российской Федерации в рамках реализации Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства РФ в 2007/08 - 2012/13 учебных годах.

Семьдесят тысяч специалистов за все годы деятельности, ежегодно – более 1500 специалистов. Это же целая армия – 15000 студентов, более 900 человек персонала…

– Суть не в количестве, а в качестве. Время нынче такое, что образование и бизнес должны идти навстречу друг другу. Вузы еще пока консервативны, у нас свои государственные стандарты обучения. Но как их адаптировать для будущей практической деятельности молодых специалистов? Мы уже наработали опыт сотрудничества с такими производителями, как «Омский бекон», «Орбита», «Манрос», с научными организациями, как СибНИИСХоз и Институт птицеводства, с крупными фермерскими хозяйствами. Есть начало… Мы осуществляем мониторинг трудоустройства выпускников, поддержку их профессиональной карьеры. Образование должно быть и доступным, и качественным, и соответствовать требованиям рынка. На том стоим. Стоит ОмГАУ. Со мной или без меня. Поживем – увидим!

Не многоточие – восклицательный знак. Дескать, понимаю, к чему разговор клонится, пора бы и честь знать, юбилей, возраст. Ну и что? Кто-то и в сорок лет – простокваша… У Колычева проблемы, как жить дальше, нет. И планы есть, и дела… Можно профессору и преподавать, а он это умеет. Умеет и любит общение. И знает особое счастье – общение с чистым листом бумаги, когда в творческих муках вызревают то басня, то экспромт на злобу дня, то задиристая частушка, то просто острая «почеркушка»…

– К счастью, юмор не покидал меня никогда, хотя частенько смех звучал сквозь слезы. Тогда была другая идеология. Хорошая, плохая – не будем обсуждать. Но перспективу получить высшее образование имел абсолютно каждый. Только учись, только стремись. И в этом было заинтересовано государство. Да, была плата за обучение в вузе (с 1939 по 1956 годы) – 400 рублей в год. Сейчас счет на тысячи, а где их взять в деревне?

Еще не прошла вспыхнувшая в начале перестройки мода – критиковать все, что было до нее, – саму советскую власть. Ломать – не строить! Но оппозиция должна быть конструктивной, иначе становится просто болтовней. У меня нет оснований отзываться о советской власти плохо. Благодаря ей я окончил институт, стал ученым и даже ректором. И при нынешней новой политике можно выстроить нормально свою судьбу каждому, но если, конечно, вкалывать, а не надеяться только на родителей и государство. Труд еще никого не испортил. Я рано познал, что такое крестьянская работа: и коров пас, и дрова рубил, и поля пахал, и в студенческую пору подрабатывал то слесарем, то на разгрузке вагонов. Наверное, мы, много испытавшие смолоду, слишком оберегаем детей, внуков. Вы посмотрите на наших студентов, разве сравнить с нашей нищетой? Впрочем, молодым сегодня не легче, чем было когда-то нам. Думающему, талантливому человеку никогда легко не бывало и не будет. Это же сколько лет нужно работать на авторитет, чтобы авторитет стал работать на тебя?

Когда работал бригадиром аварийной бригады в «Омскгорводоканале», повстречал свою будущую жену, Галину Тимофеевну, с которой прожито почти полвека. Девушка была строгая, а Колычев всегда любил похохмить, не из застенчивых парней, но она, видно, углядела в нем главное – нравственный стержень и надежность.

– Ценю в жене хорошее чувство товарищества. Меня же надо терпеть со всеми приключениями-увлечениями. То волейбол, то хоккей, то диспуты, то «рифмоплетство»… Идти в науку подтолкнула она. И создавала дом, в котором я себя прекрасно чувствую. Счастье тоже надо строить. Ох, нелегкая это работа…

«Я же еще не поставил точку…

На одной из традиционных встреч Колычев предложил студентам блиц: точный вопрос – краткий ответ. Что получилось:

– Успех – это что?

– Терпение и труд, как известно, все перетрут. Настойчивость – за счет собственных ресурсов. Жизненная энергия. И везение…

– Самый тяжелый период в вашей жизни?

– Смерть сына. В 38 лет…

– Как вы считаете, руководителем надо родиться?

– В какой-то степени – да…

– Какую черту характера считаете главной?

– Способность созидать. Мое кредо – созидание, будь то монография, учебник, стихи, статьи, конкретные стройки вуза – общежитие, учебный корпус… Люблю, когда гудит стройка.

– Умеете ли вы прощать?

– Конечно. Я незлопамятен.

– «Стихоплетство», как вы говорите, – способ самовыражения или еще что-то другое?

– Как говорит Жириновский, «однозначно» – не ради известности. Кто-то в скверике сидит, кто-то рыбу ловит, кто-то не может жить без охоты. У каждого свое. Знаете, как хорошо просто посидеть в сумеречной комнате… И подумать…

– Было ли что «по воле Бога» в вашем знакомстве с женой?

– А разве случайно Бог свел двух Козерогов! Надо же так: чтобы не ехать жить в деревню, она ушла на заочное отделение экономического факультета. А замуж вышла за ветеринарного врача. Она все же была истинной горожанкой, а я – «деревня». Не пара! Я ей из деревни (где был на практике) прислал письмо с предложением руки и сердца. И что удивительно – согласилась. Ну, а дальше – просил ее руки у родителей, обаял тещу. Свадьба! Вот так…

– Ваши надежды?

– Чтобы достойно жил наш университет. Чтобы вырос достойным человеком внук Илья.

– Чего вы не любите?

– Категорически не люблю опаздывать, ждать и просить. Для меня тяжелые минуты – прием по личным вопросам. Это всегда просьбы. Скажи «нет» – плохо. А давать – не всегда благодарное дело…

– Вы счастливый человек?

– Местами – да, местами – нет. Счастья «по прямой» не бывает. Да и не надо! Это, наверное, неинтересно – жить без переживаний, без тревог и боли, без взлетов и обид…

Если же по большому счету, то я счастлив уже тем, что живу на белом свете, что сделал немало доброго для людей. Тот, кто знает чувство благодарности, меня поймет. Сделай добро людям, и оно тебе вернется!

– Успешный руководитель вуза – это кто?

– Тот, кто не погоняет, а ведет за собой.

– Ваше любимое изречение?

– «Не плыви по течению, не плыви против течения, плыви туда, куда надо».

– О чем вы мечтаете?

– Построить инновационный университет. В принципе. Даже если строить буду не я лично. Лишь бы он был…

– Сколько книг на вашем личном счету?

– Пятнадцать монографий и учебников по проблемам бактериальных и вирусных инфекций животных и человека. Несколько сборников стихов и басен. Книга «Четверть века и вся жизнь». Статей – более четырехсот на разные темы. Но я же еще не поставил точку…

 

«Надо, надо торопиться, пока жизнь не прекратится. Где бы людям пригодиться,

туда и надо всем стремиться…» Поэтическая формула, а за ней – завидная судьба человека, который стал Личностью. Причем, не только в масштабах нашего региона.

«Простит иль не простит Всевышний, об этом знать мне не дано, но думать буду все равно, что был я на земле не лишним…»