омские встречи

Эльвира КАДЫРОВА

Фото автора

          

Возвращение адмирала

 

 

 

Вера Владимирова шла к этой встрече несколько лет. Со своей выставкой «Мой Колчак» художница-москвичка побывала уже в Париже, Кисловодске, Иваново, Полярном. Но ей всегда хотелось приехать именно в Омск, в город, который стал последней вехой в судьбе великого флотоводца и ученого.  Мечта сбылась нынешним летом. В начале августа Вера приехала к своему адмиралу. Она вновь привезла Колчака в его столицу.

Правитель Омский

«Колчак, наряду с Достоевским и Врубелем, всегда ассоциируется с Омском. Даже у иностранцев», – сказал на открытии выставки «Мой Колчак» в историко-краеведческом музее его директор Петр Петрович Вибе.

Тема «Колчак и Омск» никогда не была здесь забыта. Не так давно в музее открылся воссозданный по историческим материалам кабинет Верховного правителя с его восковой фигурой в центре (это часть новой экспозиции «Из века в век»). Теперь в фондах останутся копии живописных и графических работ Веры Владимировой, посвященных Колчаку. Художница подарила их музею и городу. Сама она не хуже любого историка дает исчерпывающий и неравнодушный комментарий к каждой из них, будь то посвящение полярной экспедиции или возлюбленной адмирала Анне Васильевне Тимиревой, картина «Командующий Черноморским флотом вице-адмирал А. В. Колчак» или «А. В. Колчак – Верховный правитель России».

Еще девчонкой, живя на каникулах у бабушки, Вера прочитала небольшую газетную публикацию «Мундир английский, табак японский, правитель омский…» Что мы знаем об адмирале Колчаке?» Мир перевернулся. Оказалось, что белогвардейский диктатор, которого клеймили в школьных учебниках, был прежде всего офицер, верный своему долгу. Ученый, подаривший России бесценные научные открытия и труды. Флотоводец и военачальник.

Колчак был среди тех, кто возродил русский флот после поражения в войне с Японией. Его научный трактат «Лед Карского и Сибирского морей» по сей день считается бесценным пособием. Он использовался даже в советские времена, но – без фамилии автора. Несправедливо, что такой человек был предан всеми и забыт, что одно роковое стечение обстоятельств перечеркнуло достойнейшую судьбу! Сознание этого подвигло Веру на то, что, уже будучи студенткой художественно-графического факультета Московского педуниверситета, она посвятила Колчаку свою дипломную работу – большое живописное полотно «А. В. Колчак – последний хозяин Сибири». Бывая в Москве, я видела эту картину в подлиннике – и взгляд адмирала жег до самого сердца... Потом появилась графическая серия.

«У меня еще есть адреса…»

Из Книги отзывов: «Вере Владимировой – с надеждой и любовью за великое радение на благо нашей Родины. Дай Бог Вам энергии, вдохновения на многие и многие годы! Сотник Иванов Сергей Владимирович, атаман хутора «Хмельницкий».

Покинув общество сибирских казаков, восторженно встретивших близкую им по духу экспозицию, мы с Верой отправляемся бродить по городу. Когда-то она мечтательно вздыхала, завидуя омичам: здесь каждый камень связан с Александром Васильевичем! Теперь мы находим эти «камни». Во-первых, дом казачьего полковника В. И. Волкова – первое пристанище Колчака в Омске, штаб заговора, в который он был втянут. Ныне – военкомат Центрального округа. Во всяком случае, внутрь так и не пустили. Во-вторых, дворец генерал-губернатора – одно из зданий музея им. М. А. Врубеля. В 1919 году здесь были канцелярия и кабинет Верховного правителя России. Железная лестница, похожая на корабельный трап, – то, что осталось нетронутым от того времени. Фотографирую на этой лестнице Веру, и мне все время кажется, что вот-вот где-то рядом я поймаю в объектив тень адмирала. Практически то, с чего начинался этот музей, – богатейшие коллекции живописи, фарфора – все это оказалось в Омске тоже благодаря Колчаку: сюда его правительство вывозило художественные ценности из Москвы и Петрограда в надежде спасти их от большевиков. Колчак сделал Омск как никогда известным, внезапно переместив в Сибирь центр России.

– Ваш город так похож на южный! Мне чудится, за теми домами будет море, –  говорит Вера, когда мы поднимаемся по Любинскому проспекту. Только что в Серафимо-Алексиевской часовне она зажгла свечу в благодарность за то, что в ее жизни была эта поездка, жаркое сибирское лето и встреча с любимым героем – словно легкое рукопожатие через прикосновение к одним и тем же предметам, взгляд на одни и те же дома.

Я не могу сказать, что Вера – глубоко религиозный человек, но славянская и духовная темы характерны для ее творчества. Она была художником мультипликационного фильма «Князь Владимир», и в ее картине, посвященной Колчаку, присутствует православный крест. А еще, наверное, нельзя быть чуждым национальной духовности, работая в культурном фонде «Русское зарубежье».

Из Сибири – с любовью

В День города с членами клуба «Белая гвардия» мы посещаем бывшую  резиденцию адмирала – особняк купца А. Батюшкина, на котором уже несколько лет висит мемориальная доска. Атрибутика находящегося в нем сегодня Дворца бракосочетания немного портит исторический интерьер. Но в старинных зеркалах открывается немыслимая, манящая глубина. А отражение в ней людей в  форме офицеров Добровольческой армии создает ощущение повернувшего вспять времени. Как и кабриолет времен Гражданской войны, на котором мы ехали в этот день. И казалось, на дворе снова 1920-й год и еще можно что-то изменить…

Из Книги отзывов:

 «Хочется высказать искреннюю признательность Вере Владимировой за то доброе, светлое чувство, которое появляется в душе после осмотра экспозиции «Мой Колчак». И верится, что все чистое, благородное, что было в дореволюционной России, возродится и мы снова будем гордиться новой Россией! Гость Омска из города-героя Одессы, офицер запаса Л. Тарасов».

– Ты хотела приехать в этот город – ты приехала. Твои впечатления, с чем ты его покидаешь? – спросила я у Веры уже по пути в аэропорт. Шесть дней пролетели, как миг.

– То, что я привезла в город свою выставку «Мой Колчак», –  это было действительно исполнение моей давнишней мечты: привезти картину «А. В. Колчак – последний хозяин Сибири» именно в Омск – Правителю омскому. Меня порадовало до глубины души, что сохранились те дома, те места, где бывал Александр Васильевич. Я увидела их в омской среде и уже могу представлять, фантазировать, как это было тогда.
Естественно, меня поразили люди, которые поддержали эту тему в Омском краеведческом музее. Она не оставила их равнодушной в наш XXI век, когда все поверхностно и ничто не интересно. Видно, что эти люди любят свое Отечество, любят город, его историю и внимательно относятся к тем событиям, которые здесь происходили. То, как тепло, заботливо была представлена моя выставка, как здесь приняли меня, простого художника из Москвы, приятно удивило. И я очень благодарна всем!

– Ты чем-то напиталась здесь для будущего творчества?

– Это сейчас трудно сказать. Накопился фотоматериал, естественно. Это одно направление – видеоряд. Другое – собственные впечатления от города, его географического положения, архитектуры, двух таких не похожих друг на друга рек. Меня восхитило здание драмтеатра. Я просто замерла посредине дороги, увидев это чудо! Я даже движения машин не почувствовала, а просто стояла и смотрела на эту красоту. Также меня впечатлил и музей имени М. А. Врубеля, та коллекция живописи, которая представлена в нем. Большим подарком было увидеть картины Дубовского и моего любимого Семирадского, которых даже в Третьяковке немного. Вообще я уезжаю с добрым, светлым, легким чувством, с глотком свежего воздуха из Омска.

…Два года назад, познакомившись с Верой, я написала о ней статью в одну из омских газет. Там были такие слова: «После Москвы и Парижа картинам художницы – прямая дорога в Омск». Дорога действительно легла мягкой скатертью. А я ощутила себя немного волшебницей. Восхитительное чувство!  

 

Содержание