сибирское наследие

Александр Лосунов, омский историк- краевед,

Людмила  Огородникова, зав. отделом госархива Омской области

 

Памятник   царю-освободителю в Омске

 

Юбилеи, как известно, бывают разные – как по своей природе, так и по масштабности их организации и проведения. Произнося слово «юбилей», мы вкладываем в него понятие годовщины жизни или деятельности какого-либо лица, функционирования учреждения или возникновения населенного пункта, годовщину какого-либо исторического события и т. д. Празднование любого юбилея, в первую очередь, показывает наше отношение к объекту чествования, а также роль юбиляра в общественной жизни.

Особенно интересны и весьма показательны в этом отношении юбилеи, связанные с историческими событиями нашего Отечества. Анализируя литературу, посвященную им, а также программу их празднования, мы можем, с одной стороны, проследить оценку, даваемую им в обществе в тот или иной хронологический период, а с другой – уровень состояния самого общества. Ведь одним из показателей развития национального самосознания любой нации служит интерес к своей истории. Одной из форм проявления этого интереса и являются юбилейные торжества.

Приезд   цесаревича

Имя Царя-освободителя – Александра II – было весьма почитаемо в Сибири. В 1837 г. молодой  цесаревич и наследник  Российского престола Великий князь Александр Николаевич (впоследствии ставший Александром  II) стал первым из особ Императорского Дома, кто посетил в ходе ознакомительной поездки по России и Западную Сибирь. До г. Омска, правда, цесаревич не доехал, но с 1 по 4 июня был в Тобольске. Для  встречи девятнадцатилетнего наследника в этот город, тогда ещё столицу Западной Сибири, отправилась и делегация омичей. В своём письме к отцу цесаревич отметит: «Многие приехали… из Омска и Томска…».

Был в числе тех приезжих и инспектор классов Войскового казачьего училища, войсковой старшина  Шрамов. Он был лично представлен Великому князю и от лица питомцев и преподавателей училища  преподнёс будущему императору «Историческое описание» учебного заведения, математический инструмент, изготовленный работающим при училище  урядником 1-го класса Корниловым, и портфель. Содержание последнего составляли: 9 чертежей, 6 рисунков и 20 прописей, написанных на шести языках, преподававшихся  в училище, а также сочинения на трёх языках, «заключающие в себе чувствования воспитанников о посещении Сибири  Его Императорским Высочеством…». На все эти подарки «наследник Престола отозваться изволил весьма довольным же», а уряднику 1-го класса Корнилову за присланный им собственноручной работы математический инструмент даже пожаловал 300 рублей. Так что связь с Омском и его жителями, хоть и опосредованная, у Александра II всё же имелась.

Через 61 год, в августе 1898 г., в Москве открывали памятник Александру II. Своих представителей в столицу направляли все регионы Российской Империи. В этих торжествах  принимали участие городские головы областных городов, волостные старшины, представители  «инородческого» населения Степного края. В их числе был и омский голова Н. П. Остапенко.  По прошествии более чем десяти лет речь о памятнике Александру II  зашла и в Омске.

Подготовка к юбилею

Начало минувшего столетия мы вправе назвать «временем великих юбилеев». Достаточно вспомнить ряд дат, следовавших друг за другом и отмечаемых с особой торжественностью во всех уголках Российской Империи.  Имеются в виду 50-летие со дня освобождения крестьян от крепостной зависимости (19 февраля 1911 г.), столетняя годовщина Отечественной войны 1812 г. (25–26 августа 1912 г.), 300-летие царствования Дома Романовых ( 20–21 февраля I9I3 г.).

Подготовка к первому всероссийскому   юбилею  ХХ в. не миновала и наш город. Правда, о 50-летии падения крепостного права «отцы города» вспомнили поздно, но местное начальство делало всё возможное, чтобы провести данное мероприятие на высоком организационном  уровне.  

19 декабря 1910 г. состоялось «соединительное»  заседание городской комиссии, где на повестке дня был один вопрос – чествование 50-летним годовщины освобождения крестьян 19 февраля 1911 года  в Омске. Открыл заседание городской голова В. Морозов, заявивший о необходимости отметить этот юбилей и о срочной разработке программы этого праздника. Было решено каждой комиссии город-ской думы  разработать «способы чествования».

9 января Акмолинский губернатор А. Неверов  тоже собрал  особое совещание по этому вопросу, куда пригласил  представителей от местных учреждений. Была составлена  программа юбилейных торжеств.

Через два месяца, 14 января,  дума обсуждала  порядок празднования памятной даты, к которой готовилась вся Россия. Морозов заявил: « …хотя коренное население Сибири… не переживало того крепостного ига, которое несло крестьянское население Европейской России до 19 февраля 1861 г., однако… в Омск переселилось… значительное число лиц, испытавших дореформенное положение  и переживших  радостное событие…». Гласные думы были ознакомлены с программой совещания при губернаторе. После продолжительного обмена мнениями они решили, что программа является лишь пожеланием, но не определяет расход денежных средств на это мероприятие.

Дума создала свою комиссию, в состав которой вошли гласные Галкин (председатель), Кабалкин, Катанаев и другие. Свою работу комиссия начала опять с обсуждения программы совещания. Было решено одобрить проведение в Общественном собрании  торжественного акта для учащихся старших классов всех средних учебных заведений Омска, раздачу им портретов Царя-освободителя и изданной к этому дню брошюры. Позднее на эти цели дума выделила 300 рублей. Пункт о бесплатных увеселениях и зрелищах в театрах, цирках, кинематографах комиссия отвергла как невозможный и предложила обратиться  к руководству городского театра поставить 19 февраля несколько  спектаклей по общедоступным ценам.  Были поддержаны предложения устроить в Омске Народный дом имени Императора Александра II, а в  Санниковском городском саду поставить его бюст – ассигновать на это  тысячу рублей и открыть прием пожертвований, а также открыть одну мужскую и одну женскую начальные  школы  с присвоением им имени Царя-освободителя и учредить в память юбилейной даты ряд стипендий в учебных заведениях. Эти предложения дума одобрила и приняла соответствующие постановления. Предложение гласного думы Н. Иванова переименовать Любинский проспект в проспект Императора Александра II, Атаманскую улицу – в улицу Освобождения, Тобольскую  – в улицу 19 Февраля а Бутырскую – улицу Царя-освободителя (по выбору)  дума не поддержала.

На заседании 18 января 1911 г.  опять шел разговор, как  увековечить имя Александра II. Волков высказал пожелание  построить при устье Оми «часовню имени царя». Ему возразили: это праздник не только православного населения России, но  и других народностей. При обсуждении вопроса о постановке памятника вместо бюста (соответственно, в другом месте) гласный Севастьянов  был против: при постановке бюста в детском саду «в детях, посещающих этот сад, навсегда сохранится воспоминание о празднуемом историческом событии». Он предложил городу ассигновать постановку бюста, а частной инициативе – сооружение памятника. С ним согласились. Было также принято постановление соорудить в Омске Народный дом имени Императора Александра II, для него дума бесплатно  выделила земельный участок.

26 августа 1911 г. Комитет (комиссия) по постройке памятника Александру II, председателем которого был председатель Омской судебной палаты В. В. Едличко (он работал параллельно думской  комиссии), обратился в Омскую городскую думу с предложением объединить свои усилия и поставить один памятник: «В самом центре города Омска – против Кафедрального собора, перед подлежащим постройке зданием Судебных установлений, в саду его, разбитом так, чтобы был открытым и оставался весь на виду, предположен к постановке памятник Царю-освободителю – Императору Александру II. Этот памятник… должен стать украшением города Омска. Из русского уральского светло-серого мрамора, на гранитном основании, в северно-русском стиле, созданный по проекту русского художника и изготовленный русскими же мастерами в Мраморных мастерских Екатеринбургского уездного земства, с бронзовым бюстом Государя Александра II в центре, на мраморном обелиске, памятник этот… обойдется около шести тысяч рублей». Так как нет целесообразности в двух близко стоящих друг от друга  монументах, «предлагается единением сил материальных достичь скорейшего сооружения памятника, на передней стороне которого будет начертано «Царю-освободителю – благодарный народ», а на другой стороне запечатлены цифровые данные важнейших реформ царствования Императора Александра II».

Комитет известил думу, что проект памятника одобрен генерал-губернатором Степного края и выбран среди других городским головой и  представителями разных учреждений. На него уже собрано более трех тысяч рублей. Дума согласилась с этим предложением.  А по подписке на сооружение памятника шли пожертвования. Так, наказной атаман Сибирского казачьего войска, генерал-губернатор Степного края  Е. О. Шмит от лица войска выделил на эти цели 300 рублей.

В архивном фонде  Омской городской управы  сохранился ряд писем от различных фирм, имевших в наличии уже готовые бюсты и памятники императору или желавших их изготовить: московской фирмы Э. Виллера, Каслинского завода Пермской губернии, Кусинского завода Уфимской губернии. Омску был нужен памятник высотой в 1 аршин 9 вершков, но таковых или не было, или они не изготовлялись. Близкий к необходимым параметрам чугунный бюст работы академика Забелло  нашли  на заводе Сан-Галли в Санкт-Петербурге, а в 1913 г. Главная контора художественного металло-литейного завода Э. Э. Новицкого предложила Омску памятник работы академика А. М. Опекушина. Переписка с фирмами и заводами продолжалась.

Проекты   и  их создатели

7 мая 1912 г. из Омска в столицу на имя министра внутренних дел  ушло официальное письмо за № 4512. Его автор, Степной генерал-губернатор, генерал от кавалерии Е. О. Шмит сообщал вышестоящему начальству о том, что в 1911 г. особое междуведомственное совещание под его председательством обсуждало вопрос о чествовании полувекового юбилея освобождения крестьян от крепостной зависимости. Это собрание единогласно постановило воздвигнуть в Омске памятник Царю-освободителю. Местом для установки была избрана изначально и окончательно площадь напротив Успенского кафедрального собора, перед предполагаемым к сооружению зданием Судебных установлений (ныне Законодательное собрание Омской области). Ориентировочная стоимость  памятника исчислялась в 9000 рублей. Эту сумму планировалось собрать путём добровольных пожертвований  казённых и общественных учреждений Степного края, торговых и промышленных фирм, а также частных лиц.

К лету  1912 г. было собрано  600 руб. Бывший незадолго до этого в Санкт-Петербурге генерал-губернатор Е. О. Шмит во время аудиенции лично доложил императору Николаю II о предстоящем сооружении памятника царю-реформатору в  Омске.  Государь весьма благосклонно отнёсся к этой идее, ввиду чего Степной генерал-губернатор просил Министра внутренних дел посодействовать скорейшему «проведению через Академию художеств и  утверждению прилагаемых проектов памятника».

Первоначальный проект памятника (который представлял собой бюст Александра II, установленный на постамент с пьедесталом, окружённым каменной оградой с двумя шпилями по бокам и фонарями на углах) был выполнен художником  А. Шапочкиным.  Из Департамента общих дел МВД данное отношение вместе с 10 приложениями было направлено 15 июня 1912 г. в Техническо-строительный комитет МВД. Председатель данного комитета Р. Р. Марфельд вместе со своим сопроводительным письмом направил всю документацию на экспертизу в Императорскую Академию художеств. При этом он просил  Академию «…о сообщении ему по этому проекту заключения в возможно непродолжительном времени, в виду особой  экстренности дела».

В своём заседании 26 июня 1912 г. специальная комиссия по рассмотрению проектов при Императорской Академии художеств ознакомилась с проектами памятников Царю-освободителю, намечаемых в трех городах Российской Империи. Помимо нашего города проектную документацию подали города Балт в Подольской губернии и Семипалатинск. Проекты памятников в этих городах, что называется, прошли на «ура», а вот омский проект члены комиссии (председателем которой был профессор Л. Н. Бенуа, а членами – А. Н. Померанцев, М. П. Боткин, М. Л. Чижов, А. В. Щусев и др. известные личности) забраковали. Нарекание комиссии вызвали идея и композиция. Какой-то злой рок висел над нашим городом в отношении утверждения проектов! Ранее трижды, как мы с вами знаем, переделывался проект Успенского кафедрального собора, теперь такое же количество раз будут пересоставляться чертежи памятника Александру II. Техническо-строительный комитет МВД полностью согласился с мнением комиссии о неудовлетворительном составлении проекта памятника и своим письмом от 20 июля 1912 г. за № 1502 известил об этом  Канцелярию Степного генерал-губернатора.

19 февраля 1913 г. Степной генерал-губернатор вторично обращается в вышестоящие инстанции. Теперь он сам, непосредственно просит Техническо-строительный комитет МВД в скорейшем времени рассмотреть и утвердить вновь составленный проект памятника. Автором второго проекта стал академик архитектуры В. А. Пруссаков,  проектировавший в нашем городе здание Судебных установлений. Он родился в 1854 г., работал в Петербурге.
В 1877 г. окончил столичную Академию художеств, через четыре года за проект окружного суда получил звание художника 1-й степени, а ещё через четыре года стал академиком архитектуры. Состоял на службе в Министерстве юстиции. Проектировал различные здания для Петербурга, Москвы, Твери, Саратова и Крыма. Преподавал в Петербургском институте гражданских инженеров. Умер в период с 1918 по 1924 гг.

Составленный заново проект памятника Александру II в Омске вновь попадает на экспертизу в Императорскую Академию художеств. Только теперь его рассматривает уже не специальная комиссия, а всё академическое собрание. И снова следует отказ, несмотря на известность и регалии проектировщика. На общем собрании академиков, состоявшемся 25 февраля 1913 г., приняли решение, что «означенный проект не может быть одобрен в представленном виде вследствие мотива пьедестала и его масштаба. Принимая во внимание размер здания, которое должно служить фоном этому памятнику, собрание полагает, что пьедестал к  намеченной статуе будет чрезмерно мал. Предполагается, сохранив статую, сделать более видный по размерам пьедестал, простых форм, упразднив полуциркульно расположенные скамьи». Принятое решение было утверждено Президентом Императорской Академии художеств Великой княгиней Марией Павловной.
В сложившейся ситуации академик В. А. Пруссаков сориентировался быстро. Он учёл замечания и в считаные дни переработал проект. Измененные чертежи памятника  он представил в комиссию по рассмотрению проектов при Императорской Академии художеств, которая  этот, третий по счёту, проект наконец-то одобрила.

Приехавший в Санкт-Петербург  генерал-губернатор Степного края  Е. О.  Шмит  также имел возможность воочию ознакомиться с проектом, который ему  понравился, и он его тоже одобрил. 11 марта 1913 г.  Е. О. Шмит, как усматривается из документов, скорее всего, был на приёме у  Николая II. Он показал  Императору проект памятника его царственному деду в Омске и во избежание дальнейших затруднений и волокиты заручился относительно чертежей личным одобрением царя. Об этом он информировал академика В. А. Пруссакова и Техническо-строительный комитет МВД.

Таким образом, автором проекта памятника Александру II в г. Омске является академик архитектуры
В. А. Пруссаков. Однако при детальном ознакомлении со вторым и третьим чертёжными вариантами проекта усматривается ещё одна фамилия. Она принадлежит архитектору М. Ю. Аладомину, который, видимо, совместно с автором проекта принимал  участие в его составлении. Исходя из чертежей, мы можем дословно воспроизвести и надпись на постаменте. Она гласила: «Царю-освободителю – благодарный народ».