чтобы помнили

Алла Ладан

Фото из семейного архива

 

«Любите всех, чтобы любили вас…»

 


 

Есть люди – как кометы, оставляющие в душах тех, с кем соприкасаются в этой жизни, яркий, незабываемый свет. Светлый след на всю жизнь. К таким людям относился известный в нашем городе и за его пределами врач-рентгенотерапевт  Илья Абрамович Коган. Жизнь его трагически оборвалась третьего октября 2006 года…

Он был незаурядным, удивительным человеком. Сразу, с первых же минут располагал к себе собеседника – любого, будь то молодой, пожилой человек или ребенок. Его искренняя улыбка, добрые, чуть смеющиеся глаза, тихий доверительный голос моментально снимали напряжение, неловкость, скованность, которые иногда испытываешь при знакомстве и при посещении врачебного кабинета. Напротив, в процессе общения с ним ему начинали безоговорочно верить, соглашаться с его утверждениями, следовать его советам и рекомендациям, а затем и разделять его взгляды. В этом, хотя, конечно же, не только в этом,  заключался талант доктора с большой буквы, врача от Бога – Ильи Абрамовича Когана. Очень многих своих пациентов он лечил словом, спасал их здоровье и жизнь, беседуя с ними, убеждая, уберегая от необдуманных шагов и отчаяния.

Врач и исследователь

Чуткость, отзывчивость, редкую на сегодняшний день доброту и деликатность, а также любовь к своей профессии, организаторский талант и другие качества он унаследовал от отца – Абрама Ильича Когана, основателя медицинской династии Коганов, заслуженного врача РСФСР, врача-рентгенолога, врача-организатора, в свое время немало сделавшего для здравоохранения Омска и Омской области.

Так же, как и отец, Илья Абрамович окончил Омский медицинский институт. Свой профессиональный путь начал в качестве главного врача сельской участковой больницы в Северо-Любинском совхозе Омской области. В 1956 году был переведен на должность инспектора лечебного сектора областного отдела здравоохранения, а с марта 1957 года назначен главным врачом Омского областного трахоматозного диспансера. Во многом именно благодаря его усилиям в должности главного врача, его ответственному и серьезному отношению к делу с трахомой в Омской области было покончено в короткие сроки – в 1963 году. В этот период Илья Абрамович проходит специализацию по рентгенологии, позже совершенствует полученные знания в Алма-Ате, Москве, принимает активное участие во всесоюзных симпозиумах и научных конференциях, посвященных вопросам рентгенологии и радиологии. Именно эти отрасли медицины становятся основным смыслом его деятельности. Рентгенотерапии он посвятил без малого 45 лет жизни. С 1963 года работает в МСЧ № 3: сначала врачом-рентгенологом, затем заведующим рентгенологическим отделением первого стационара, позднее – заведующим объединенным рентгенологическим отделением медсанчасти, главным рентгенологом Советского района города Омска. С 1987 года он старший ординатор, врач-рентгенолог стационара Омской городской больницы № 3. Последние несколько лет – заведующий рентгенологическим отделением городской поликлиники № 4.

Илья Абрамович Коган известен в научном мире как изобретатель, рационализатор и ученый. В 1981 году он окончил двухгодичный общественный институт патентоведения, получив квалификацию «Патентовед ВОИР». Он – автор семи изобретений, подтвержденных авторскими свидетельствами. Совместно с сотрудниками кафедры общей хирургии Омского государственного медицинского института под руководством профессора А. Н. Кабанова им изобретены способы рентгенодиагностики рака пищевода, стеноза пищевода и другие.

Илья Коган – автор пятидесяти (!) научных работ, опубликованных в сборниках медицинских научных центров и медицинских вузов различных городов России, а также в центральных российских журналах. Как врач, как ученый, как изобретатель, он никогда не останавливался на достигнутом. На протяжении всей своей жизни учился, совершенствовал знания и умения, был в курсе всего нового в области рентгенологии, интересовался новейшей медицинской техникой, прекрасно ориентировался в современном медицинском оборудовании. За последние
12 лет не пропустил ни одной международной выставки в области здравоохранения, где его знали все и он был знаком со многими. Именно по его рекомендации городской поликлиникой № 4 и ее главным врачом Владимиром Ивановичем Спиновым приобреталось самое современное медицинское оборудование.

Побывавший в марте 2006 года на Международном европейском конгрессе радиологов в Вене, Илья Абрамович присмотрел для своей поликлиники два уникальных аппарата. Это цифровой рентгенологический аппарат белорусского производства «Адани» и двухэнергетический рентгеновско-лазерный  остеоденситометр нового поколения DXL Calscan (Швеция). С помощью последнего можно диагностировать и предупредить развитие такой болезни, как остеопороз (системное заболевание скелета, для которого характерно увеличение хрупкости костей, приводящее к спонтанным переломам). Приобретенные поликлиникой аппараты – единственные за Уралом. Илье Абрамовичу было очень важно иметь их в своем лечебном учреждении, и прежде всего для того, чтобы сделать медицинское обследование более качественным и безвредным для пациента. Все для пациента, для сохранения его здоровья, для предупреждения развития серьезных заболеваний и осложнений – этому в первую очередь была подчинена деятельность Когана-врача. Он часами мог говорить о любимой им рентгенотерапии, самом безопасном, самом щадящем и эффективном методе лечения, с помощью которого можно в буквальном смысле творить чудеса: за несколько сеансов вылечить хирургические воспалительные заболевания, маститы, артрозы локтевых, коленных, тазобедренных, плечевых суставов, болевые синдромы при остеохондрозе шейного и поясничного отделов позвоночника, пяточные шпоры и даже воспаление тройничного нерва. И Илья Абрамович с удовольствием лечил своих пациентов, избавлял людей от боли и болезней.

– Я очень люблю рентгенотерапию, только поэтому, наверное, еще работаю, – говорил он мне в первый же день нашего знакомства. – Представьте: ко мне приходит страдающий, хромающий пациент с тростью, а уходит без боли, с улыбкой!

Он любил доставлять людям радость и делать им добро. Никогда никому не отказывал в помощи. Постоянно кого-то устраивал на консультации к специалистам, хлопотал за знакомых и совершенно незнакомых людей, причем делал это искренне и бескорыстно, никого никогда не осуждал, никогда не жаловался, всех любил и всем прощал.

 – От него исходило тепло, – отзываются о нем его коллеги.

Многие из сотрудников городской поликлиники № 4 как воспоминание об Илье Абрамовиче хранят сегодня собственные фотопортреты, сделанные им самим и подаренные каждому ко дню рождения.

Человек разносторонних интересов

Именно таким он был.

– У него было множество увлечений, – вспоминает сын Александр Ильич Коган. – Это был человек с золотыми руками: все, за что бы он ни брался, ему удивительным образом удавалось. Сам, своими руками собрал из «Победы» «Волгу». Он умел и лечить людей, и варить металл, и крутить гайки. В этом отношении
я не встречал подобных людей. Не как сын говорю, а как человек.

– Он был и плотником, и электриком, и сантехником. Во всех областях  находил себя и делал дело не спустя рукава, а добросовестно и просто здорово. Живо интересовался вопросами строительства, – отзывается об Илье Абрамовиче его ближайший друг Виктор Анатольевич Марков.

Илья Абрамович сам спроектировал и построил дом в деревне, посадил редкие деревья на своем садовом участке, был отличным садоводом. Все, что делал, доводил до совершенства.

Увлекшись фотографией в молодости, Илья Абрамович пронес это через всю свою жизнь. Любил снимать природу, городские пейзажи, храмы, птиц и животных. Проходя по этажам четвертой поликлиники, невозможно не задержать взгляд на снимках Ильи Когана, развешанных на стенах. Вот маленькие утята в ожидании мамы, вот в зареве вечернего заката на горе одиноко стоит привязанный конь, вот на цветке застыла труженица-пчела, даже не подозревая, что уже схвачена чутким объективом фотографа-любителя. Впрочем, любителя ли? Его фотографии сделаны высокохудожественно и высокопрофессионально. Они украшают многие частные коллекции, выставки, запечатлены на страницах настенных календарей. Фотодело Илья Абрамович знал так же хорошо, так же досконально, как и рентгенологию. Коллеги по работе постоянно консультировались с ним в вопросах фотографии.

Одним из его увлечений являлись путешествия. Вместе с супругой Лилией Германовной объездил полмира: был в Италии, Испании, Франции, Израиле, Австрии, Германии, Египте, на Кипре. Часто путешествовал с семьей на автомобиле. Неоднократно был на Северном Кавказе, в Алма-Ате, Боровом.

– Обязательно побывайте в Алма-Ате, – говорил он мне. – Это самый красивый город на земле.

Вообще, Илья Абрамович никого никогда не учил, никому не читал нравоучений. Но его слова, ненавязчивые рекомендации удивительным образом западали в душу и запоминались. С ним советовались, к нему прислушивались, его мнение уважали и ценили. Многие считают его своим учителем.

– Для меня он был и старшим товарищем, хотя по возрасту годился мне в отцы, и учителем. Я многому у него учился, и прежде всего  отношениям с людьми, с пациентами. Пациент для него был – главное, – вспоминает Владимир Спинов. – Это честь и совесть нашего коллектива. Любые вопросы, касающиеся внутренней  работы поликлиники, взаимоотношений с людьми, мы всегда обсуждали с ним.

Илья Коган известен за пределами Омска и Сибири еще и как опытный судья всесоюзной категории по фигурному катанию. В молодости, в 50-х годах, когда этот вид спорта особенно активно пропагандировался в нашей стране,  он занимался им и участвовал в различных всероссийских и всесоюзных соревнованиях. В свое время был чемпионом Сибири и Дальнего Востока в парном катании, позже тренировал фигуристов, многие из которых в дальнейшем стали известными тренерами. Это и Игорь Ксенофонтов, и заслуженный тренер России Михаил Маковеев, первый тренер Евгения Плющенко, и другие. Любовь к фигурному катанию Илья Абрамович привил своему старшему сыну Александру, который окончил Омский институт физической культуры и в настоящее время является профессором кафедры теории и истории физической культуры этого вуза, а также президентом Ассоциации фигурного катания Сибири и Дальнего Востока, членом президиума Федерации фигурного катания России, судьей международной категории. Младший сын Владимир закончил тот же мединститут, что его дед и отец: – Папа был для нас образцом во всем. Он самозабвенно любил свое дело, был замечательным специалистом, превосходным отцом, бесконечно преданным близким, умел весело и щедро дружить.

Разносторонних способностей и дарований Ильи Когана, пожалуй, не перечислить в одной журнальной публикации. Им просто не перестаешь удивляться.

– Кажется, у Михоэлса есть мудрое высказывание, что человек рождается богатым или бедным, старшим или младшим, и это не зависит от состояния его кошелька и от того, первенец ли он в семье, – говорит Лилия Германовна Коган. – Илья Абрамович был богатым и старшим. Любил делать подарки, сюрпризы, был щедрым и бескорыстным, интеллигентным и деликатным. Интересовался всем новым: техникой, компьютерами, автомобилями, медицинским оборудованием, цифровыми фотоаппаратами. Любил литературу, много читал, в последний год жизни – Библию, Коран, Талмуд.

Не утихает боль утраты…

В тот октябрьский вечер третьего октября он возвращался вечером домой. Моросил дождь, было пасмурно. Сам являясь образцовым автомобилистом, севшим за руль в 14 лет, Илья Абрамович и не подозревал, что можно не притормозить у пешеходного перехода и не пропустить людей. Но молодой лихач-водитель «Москвича» думал иначе. Когда он притормозил, было уже поздно. Илья Абрамович скончался в больнице, не приходя в сознание…

Он как будто чувствовал, что жить оставалось немного. В этот день настоятельно просил свою ученицу, терапевта Анну Тимофеевну Гусейнову, заменить его – возглавить рентгенологическое отделение. Ранее сетовал, что растил ее себе на смену, а та  в связи с повышением зарплаты участковым терапевтам сменила специальность, ушла из рентгенологии. Будучи грамотным и ответственным специалистом, он очень требовательно и строго относился к кадрам, не терпел лентяев и халтурщиков. Ценил людей неравнодушных, работающих с желанием. Анна Тимофеевна пообещала ему в этот день вернуться с 1 января следующего года. Но возглавила отделение значительно раньше – сразу после гибели Ильи Абрамовича и в память о нем – 6 октября 2006 года…

 – Мы не представляли ни одного мероприятия в нашей поликлинике без Ильи Абрамовича Когана. Есть понятие – «команда лечебного учреждения». Вот в нашей команде он постоянно был, – рассказывает Владимир Спинов. – Когда он ушел из жизни, причем совершенно неожиданно, коллектив почувствовал, что потерял родного человека...

Ощущение того, что безвозвратно потерян человек родной, не покидало многих людей, знавших Илью Абрамовича. Уйдя из жизни, он оставил после себя немало: научные труды, собственные изобретения, современные медицинские аппараты, оснащенные им кабинеты, прекрасные фотографии, добрую память и благодарность в сердцах сотен людей. Он оставил после себя те места в нашем городе, которые всегда будут напоминать о нем. Для меня это – городская поликлиника № 4 на проспекте Королева и на улице Сибаковской, а также – пешеходный переход на Интернациональной.

– Я всегда, проезжая мимо этого места, притормаживаю и молюсь за моего лучшего друга, – говорит Виктор Анатольевич Марков, директор ООО «Инженерно-технический центр «Росагропромстрой». – Я молюсь, чтобы ему было на том свете хорошо,  и говорю всегда: «Ты был добрым, отзывчивым к людям. Мы будем помнить тебя, пока мы живы».

…Жизнь Ильи Абрамовича Когана оборвалась на взлете, несмотря на возраст (в феврале он отметил свой 75-летний юбилей). Много осталось планов, задумок, записей на будущее  в записной книжке. Он любил жизнь в разных ее проявлениях, умел дорожить каждым ее мгновением, замечать прекрасное рядом и щедро делиться им с окружающими. Он был представителем истинной российской интеллигенции – той, старой, которая сегодня постепенно сходит с временной и исторической сцены. Вся его жизнь – пример того, каким должен быть врач и человек, как он должен относиться к работе, к делу, к ближнему своему,
к окружающему миру. И тем острее боль утраты, чем отчетливее осознание того, что таких людей, как Илья Абрамович Коган, больше нет и, наверное, никогда не будет.

..Уже после гибели отца сыновья Ильи Абрамовича нашли прикрепленный к лобовому стеклу его автомобиля небольшой листочек бумаги с отпечатанным на нем стихотворением «Любите жизнь!»:

Любите жизнь.

Любите каждый день.

Любите мир.

Любите всех людей.

Любите жизнь.

Любите каждый час.

Любите всех.

Чтобы любили вас.

Этим словам он следовал всю свою жизнь, успел и сумел оставить их нам как завещание...