личность и время

Эльвира Кадырова

Фото Евгения КАРМАЕВА,  Андрея Кудрявцева, Геннадия МАГДЕНКО, из семейного архива

 

Иван Любчич: романтика созидания

 

 

О генеральном директоре ОАО «Омскгражданпроект», заслуженном строителе России Иване Никитовиче Любчиче все говорят как об образце современного руководителя. Деловая хватка, глубинное знание производства и вместе с тем – отзывчивость и доброта, индивидуальный подход к каждому сотруднику, трогательная забота о ветеранах. Приняв в 45 лет находившуюся в трудном положении организацию, Иван Никитович не только вывел ее из кризиса, но и поднял «Омскгражданпроект» до уровня территориального проектного института, который строит теперь и в Омске, и в Тюмени, и в Ханты-Мансийске и во многих других городах Севера, и даже в Москве. А нынче, 6 октября, Ивану Никитовичу Любчичу исполнилось 60 лет.

Село родное

Иван Никитович родился в селе Воронцовка, в двадцати километрах от Полтавки.

– Когда я начал себя сознавать, я уже понимал: это самая лучшая деревня, что есть в Полтавском районе, – с теплотой вспоминает он. – По истечении многих лет я все больше и больше убеждаюсь в этом. Она находится в лесостепной зоне, где есть и озера, и степь бескрайняя, и в то же время – березовые колки, которые так красиво описаны некоторыми нашими писателями. С родителями мне повезло. Это были настоящие крестьяне и очень душевные люди. Как я считаю, у меня мамино сердце, а ум – отца.

В семье их с братом было двое – поздние, любимые дети. В деревне обычно рожают много и рано. А вот у Любчичей мальчишки появились, когда родителям было за тридцать, поэтому любовь и ласку они испытали в полном объеме. Ну и, конечно, сами старались родителей не огорчать, учились хорошо. Школа была здесь же, в Воронцовке: сначала восьмилетняя, а потом построили и десятилетку. Будучи старшеклассником, Иван Никитович сам принимал в этом участие – можно сказать, первый строительный опыт, пусть неосознанный. В этом году воронцовской школе исполнилось сорок лет, а в позапрошлом праздновали 100-летие самого села. Тогда, на торжественном мероприятии, Любчичу вручили знак «Почетный житель села Воронцовка».

Кто-то, достигнув высокого общественного положения, старается отмежеваться от своей малой родины, стесняется деревенских корней. К Ивану Никитовичу это совершенно не относится. Напротив, он гордится своим происхождением, крепкой крестьянской закваской и всегда старается помочь землякам. Тяга к родной земле с годами не проходит. Сегодня «Омскгражданпроект» под его руководством проектирует и строит в Полтавке микрорайон: в первой очереди – 118 домов, а всего будет 210, с инженерными сетями городского типа. В прошлом году сдали в эксплуатацию первые двенадцать. Приезжал губернатор, поставил задачу в следующем году сдать еще 40 домов. И не только такие дела –  иногда просто доброе слово, замолвленное где-то за односельчан и подкрепленное авторитетом Ивана Никитовича, помогает.

Годы студенчества

Поступление в СибАДИ в 1966 году было шагом скорее спонтанным. «Я не могу сказать, что мечтал стать строителем с детства», – говорит Любчич. Но тогда только что открылся факультет промышленного и граждан-ского строительства, шла о нем громкая слава. Да ещё туда поступил друг, рассказывал, как там замечательно.
О строительстве вообще тоже говорил – на селе ведь об этом имели довольно ограниченное представление. В общем, романтика новостроек захватила. Недаром в те годы пели про то, что «снятся людям иногда голубые города, у которых названия нет».

Пять лет пролетели незаметно, но оставили яркие воспоминания. Во-первых, о педагогах, с которыми, по словам Любчича, ему всегда везло: о Николае Николаевиче Чудновском, Юрии Александровиче Лосе, Григории Михайловиче Погребинском.  Лекциями последнего все просто заслушивались. Такой, казалось бы, прозаический предмет, как «Строительные материалы», он превращал в поэму! Во-вторых – однокурсники, друзья. До сих пор, раз в год собираясь вместе, они испытывают чувство студенческого братства.

В стройотрядах приобретался бесценный опыт. Строя свой первый элеватор, Любчич познакомился с монолитным домостроением. То, чем институт занимается сравнительно недавно, было близко и понятно для него еще с тех далеких 60-х, когда студентами они делали скользящие опалубки. И когда в 1998 году случился полный обвал экономики и остановились заводы, выпускающие железобетонные изделия, он участвовал в  создании в Омскгражданпроекте гибкой системы монолитного домостроения (руководил проектом его тогдашний первый зам А. Г. Тиль), впервые примененной в микрорайоне «Кристалл».

Заканчивая институт, Любчич готовил себя к большому строительству, а распределили его в «Омскгражданпроект». Поначалу он воспринял это с большой неохотой – бумажная работа не вдохновляла. Собирался строить дома, школы, а тут сиди себе и черти! Когда коллеги уходили на перекур, их некурящему товарищу и вовсе становилось тоскливо. Но он быстро втянулся в работу. Да и жене, которая к тому времени уже родила первенца, понравилась предоставленная институтом жилплощадь – 18 квадратных метров в деревянном бараке. Вот так судьба и решилась.

Вверх по служебной лестнице

С большой благодарностью вспоминает Иван Никитович своего первого руководителя, начальника 3-й архитектурно-планировочной мастерской Семена Даниловича Агеенко. Мастерская была ведущая в институте, лидер во всех вопросах. А ее начальник, хоть сам был не проектировщик, а строитель (профессиональных проектировочных кадров тогда еще было мало), имел, говоря по-нынешнему, талант менеджера. Хорошо знал психологию людей и умел по-умному этим пользоваться. Именно Агеенко отговорил Любчича от ухода в аспирантуру, сказал: «Ну защитишься ты через три года, и что? Будешь преподавателем. А созидания в таком объеме, как сейчас,  у тебя не будет. Ведь здесь каждый день – новые объекты, новые решения».

Когда Любчич был старшим инженером, освободилась вакансия главного конструктора 1-й мастерской. Тогдашний директор института Владимир Семенович Прокопенко прочил на освободившееся место Любчича. Но мудрый Агеенко вновь отговорил его:  «Ты   н е  ходи.  Зачем тебе? Ты еще не был ни руководителем группы, ни начальником сектора. Надо опыта набраться. Еще рано». Таким образом, Иван Никитович не проскочил ни одну ступеньку служебной лестницы, прошел их все, в том числе шесть лет был руководителем архитектурно-планировочной мастерской №3, которую ему «завещал» Агеенко, затем три года – главным инженером института. А это очень важно, ведь теперь он знает не понаслышке, что происходит на каждом этапе проектирования.

Трудные 90-е 

В декабре 1990 года, когда внезапно ушел с должности директор В. Н. Хиневич, Любчич  стал сначала исполняющим обязанности директора, а через несколько месяцев решением руководителя области Леонида Полежаева был назначен директором.

– Время интересное было, – вспоминает Иван Никитович. – С одной стороны, вроде бы золотое, а с другой – купить нечего. На полках ничего! Зарплата у проектировщиков росла, стала приличная. Заработки есть, объемы есть, а в магазинах шаром покати. В 1992 году отпускаются цены. И все, чем мы гордились, проваливается! Город ничего не заказывает, там, где есть заказы, они не оплачиваются, а тут еще пошла приватизация…

Институт оказался тогда практически у разбитого корыта: огромное здание требовало капитального ремонта, автопарк разваливался на глазах, вся вычислительная техника – это огромный старый компьютер, занимающий пол-этажа. И это когда уже всюду внедрялись ПК! Но главное – шестьсот человек, которым нужно платить зарплату. Неизбежно встал вопрос о сокращении рабочих мест. И вот, скрепя сердце, Иван Никитович подписывает приказ об увольнении первой десятки.

– Прихожу утром – десять человек у меня в приемной, – рассказывает Любчич. –Я знаю, что с завтрашнего дня они уже у нас не работают. «Пожалуйста, примите на пару слов».  Я говорю: «Знаю, вы сейчас начнете плакать». –  «Нет! Вот только на пару слов». Заходит первая женщина, садится, начинает рассказывать мне, что она сейчас уйдет – и все, у нее ничего нет. Естественно, град слез. Я напоминаю: «Мы же договаривались». Она: «Оставьте меня!» – «Ну так вы же поймите, у меня нечем зарплату платить». – «Оставьте, я без зарплаты буду, только не сокращайте». Хорошо, остаешься. Вторая зашла. Только, говорю, не плакать. Буквально два-три слова, и – градом слезы. Я выхожу: «Так, идите все работать!» Вот на этом эпопея с сокращением у меня закончилась. Я сказал: все. Не сокращаем. Задача одна – получить объемы. Поэтому я завтра уезжаю на Север. И где-то с 1993 года мы начали осваивать Ханты-Мансийск.

Подняться и полететь

Север – тогдашняя вотчина московских и украинских проектировщиков. Лет через шесть-семь, когда наших уже встречали, как родных, там стали появляться и другие. А в начале 1990-х никто из руководителей проектных организаций до  этого не додумался. Любчичу же, по его словам, «подняться и полететь» было совершенно естественно, помогал еще и опыт БАМа. Он добился заказов в Ханты-Мансийске, затем стал продвигать институт дальше – на Ямал. Там удалось продержаться года два.

В Омской области в это время появился Немецкий национальный район. Проводился конкурс на проектные работы, «Омскгражданпроект» его выиграл и стал застройщиком Азово. Именно тогда институт начал заниматься не только проектированием, но и строительством. В 1998 году, когда работа исчезла везде, помогли опять же  крепкие связи с Российским Севером. В 2000 году заместитель мэра Ханты-Мансийска по строительству Валерий Павлович Стенер заключил с «Омскграждан-проектом» договор на проектирование 92 дорог, нескольких канализаций и целого микрорайона.  С этих пор  институт начал возрождаться. Сегодня равных ему, пожалуй, нет по всему Зауралью.

Тем не менее, настоящий руководитель никогда не пренебрегает опытом коллег. Если, конечно, опыт этот действительно ценный. Многое Иван Никитович подглядел за границей. Например, поехав в 1995 году с омской делегацией в Канаду, он увидел там новые технологии, новые конструктивные материалы. Увидел, что совершенно по-другому ведется строительство. Если строится коттедж, то в  стенах его – эффективный легкий утеплитель. У нас стена делается толщиной шестьдесят четыре сантиметра, там – двенадцать, а также легкий фундамент, расход материалов меньше, и стоимость – соответственно. Если идет многоэтажное строительство, то без всяких проблем применяется монолит. После Канады омичи заехали на выставку во Францию, а там – опять новые материалы, связанные с окнами, с системами отопления, вентиляции. Эта поездка перевернула представление о расходе материалов, о трудоемкости и стоимости изделий. А была она только первая из многих. Теперь, даже приезжая на отдых в Турцию или Грецию, Любчич первым делом обращает внимание на то, что касается проектирования и строительства. Привычка, выработанная годами.

Команда

Иван Никитович любит говорить о своей команде – такая, безусловно, есть. Много лет с ним работают в полном взаимопонимании Лариса  Константиновна Маслова (заслуженный архитектор России, заместитель по производству), Александр Михайлович Терещенко (пять лет почти не выезжавший с Севера, где находился в качестве представителя института), Геннадий Алексеевич Голубев (председатель совета директоров ОАО «Омскгражданпроект», заместитель по экономике), Виктор Анатольевич Зайцев (главный инженер), Сергей Егорович Сергеев (заместитель по общим вопросам, в ведении которого находится очень беспокойное хозяйство: столовая, спортзал, врачебный кабинет и даже (!) салон красоты).

Но особые слова благодарности Иван Никитович всегда адресует Анатолию Генриховичу Тилю. Вместе с ним они пережили самые трудные годы – переход от одной экономической формации к другой. Вместе объездили Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский округа, Казахстан в поисках заказов. Повезло, что рядом оказался человек, который разделял идеи, поддерживал их, на которого всегда можно было опереться. Весь период становления института в новых условиях жизни Тиль был первым заместителем генерального директора. Сегодня он – главный архитектор города.

Самым большим достижением последнего времени  Иван Никитович считает Генплан города Омска – градостроительный кодекс города. Эту колоссальнейшую работу специалисты «Омскгражданпроекта» выполнили всего за полтора года.  Любчич вообще привык гордиться своими сотрудниками. Он считает, что многие объекты, созданные ими, сегодня украшают город. Взять хотя бы театр «Арлекин» – лучшее здание кукольного театра в России. Или многоэтажный гараж на Кемеровской – настоящее произведение архитектуры. Автор обоих проектов – Владимир Ахиллесович Проскурнин. Среди любимых объектов Иван Никитович называет и метромост имени 60-летия Победы, архитекторы – Ольга Васильевна Колесникова и Светлана Геннадиевна Пономарева. «Если бы не их талант, это была бы просто груда металла. А вот они создали изящную конструкцию – мост, в теле которого пойдут поезда», –  со свойственным ему поэтическим видением подмечает Любчич.

Будущее начинается сегодня

К грядущему 300-летию города работы у «Омскгражданпроекта» много, и роль в предстоящем празднике ему отводится едва ли не главная. Предстоит построить миллионы квадратных метров жилья, к нему – детские сады и школы. И если раньше жилье было типовое, над чем иронизировал еще Эльдар Рязанов, то теперь каждый дом индивидуален, что создает определенные сложности. Проектируется четыре огромных мегамаркета – торговые центры по 130 тысяч квадратных метров каждый. Иван Никитович уверен: коллектив справится. В том числе и с участием тех молодых энергичных выпускников вузов, которые вливаются в него ежегодно. Брать только опытных – расхожая ошибка, считает Любчич. Брать надо молодых и инициативных. Недаром в 2002 году подписано соглашение с СибАДИ и их инженерно-строительным институтом: каждый год вуз оканчивают пятнадцать стипендиатов «Омскгражданпроекта». Это будущее омского проектирования и градостроительства.

А личное будущее Ивана Никитовича – это сын, дочь и трое внуков. Особенно любимая внучка Аленка. Сейчас она уже подросла и стесняется ластиться к «дедуле», как раньше, но все равно при упоминании о ней его душа наполняется теплом. «Чтобы узнать, что такое любовь, надо, чтобы у тебя обязательно была внучка!  И когда ты приходишь уставший, а она лепечет тебе добрые, ласковые слова – это главная радость жизни», – говорит Иван Никитович.

 ...А за окном потихоньку засыпает город, которому он посвятил свою жизнь, который менялся к лучшему  во многом благодаря и его деятельному участию. И изменится еще. Ведь что такое 60? Всего лишь два раза по тридцать!

 

 Содержание