Людмила Максимова

Фото Евгения Кармаева, Валерия Гашеева, Елены Павловой

 

Леонид ПОЛЕЖАЕВ:

«Важно осознать необходимость сохранения в обществе идеалов духовности, нравственности, служения Отечеству»

 


 

Открытие воссозданного Успенского кафедрального собора своеобразно венчает многолетние усилия по возрождению духовности в Омском регионе, формированию в обществе глубинных настроений причастности к богатству российской культуры, поиску утраченных ценностей. Оно стало знаковым и в общем контексте созидательной деятельности Правительства Омской области, и реализуемой в Прииртышье культурной политики, и особым звеном в подготовке к празднованию 300-летия Омска. Об этом и других аспектах формирования нового омского культурного пространства - наш разговор с Губернатором Омской области Леонидом ПОЛЕЖАЕВЫМ.

- Леонид Константинович, от имени наших читателей примите поздравления в связи с назначением Вас Губернатором Омской области на новый срок. Вы более полутора десятилетий возглавляете исполнительную власть в регионе, и время, которое выпало на Вашу долю, диктовало приоритет решений политических, экономических, социальных. Как в жестких и не всегда благоприятных условиях возможно проводить внятную культурную политику?

– Можно продолжить вопрос: легко ли и реально ли вообще это делать на уровне отдельно взятого региона? В далеко не самые благополучные времена, когда мы готовились к выходу с бюджетным посланием на Законодательное Собрание, некоторые коллеги на полном серьезе задавали вопрос: «Вы не боитесь такие суммы вкладывать в расходы на развитие науки, образования, спорта, культуры?» Представляете,  насколько должно было быть загружено сознание людей, если вообще мог возникать такой вопрос?! Для меня ответ на него всегда был ясен: бескультурье, бездуховность – явления реально деструктивные. Все знают: не бывает эффективной экономики в стране, где низкая культура, кадровый голод,  безграмотное население, где нет единой национальной идеи, а у народа – мощи духа и собственного достоинства.

Вот почему и в самые непростые годы, связанные с трудностями бюджетного недофинансирования, в Омской области было сделано очень многое, что сегодня определяет уровень культурной и творческой жизни. Мы провели масштабную реставрацию здания старейшего в Сибири Омского академического театра драмы. Нам удалось осуществить беспрецедентную операцию по переносу сложнейшего музыкального инструмента – органа – из бывшего здания Свято-Никольского собора, в 1980-е годы переоборудованного в концертный зал, – таким образом храм был возвращен Православной церкви, а орган сохранен для поклонников музыки. В кратчайший срок было возведено здание театра куклы, актера, маски «Арлекин», и теперь многие специалисты считают его одним из лучших не только в нашей стране. Оно действительно создано по современным мировым стандартам – такую задачу мы ставили перед архитекторами и строителями. В старейшем городе Омского Прииртышья – Таре – открыт Северный драматический театр, который также получил новое, хорошо оснащенное здание. Теперь этот театр в память о нашем земляке, великом русском актере Михаиле Александровиче Ульянове носит его имя. Мы почтили гениев земли российской, судьбою связанных с Омском, открыв в исторической части города памятники Федору Михайловичу Достоевскому и Михаилу Александровичу Врубелю. Нам удалось совместно с Московским издательским домом «Воскресенье» реализовать крупнейшие издательские проекты – выпустить в свет полные собрания сочинений Ф. М. Достоевского и И. А. Бунина, сейчас мы принимаем участие в издании десятитомной «Антологии семейного чтения». В регионе открываются новые библиотеки, музеи, театры, проводятся фестивали, возрождаются традиции народного творчества, самодеятельного искусства. Воссоздаются некогда разрушенные храмы и строятся новые.

В центре Омска восстановлен на историческом месте самый знаменитый омский храм – Успенский кафедральный собор. Два года назад это решение региональной власти вызвало дискуссию в разных кругах. Одни скептически пожимали плечами: «А не лучше ли вложить деньги в более практичное предприятие?» Другие вообще высказывали сомнение в целесообразности такого шага…

– Знаете, положа руку на сердце, кого в наше время можно удивить такого рода дискуссиями? Наверное, было бы более странным, если бы вдруг в каком-то отдельно взятом российском регионе их вдруг не оказалось. Задача грамотной власти, если она позиционирует себя просвещенной и дальновидной, – убеждать общественность в правильности своих решений, находить аргументы, способные убедить людей.

Принимать однозначные решения о создании чего-то нового, будь то объект жизнеобеспечения или культуры, всегда непросто. Но здесь выбор существует между двумя позициями: или мы будем стоять на месте, кое-как поддерживать уже существующий статус-кво – и неизбежно начнем отставать от стремительно идущего вперед времени, или будем двигаться дальше, создавать нечто новое, развиваться и делать нормальные цивилизованные шаги. Конечно, критики и скептики всегда найдутся, но не они определяют суть жизни.

Думаю, что идея возрождения такого памятника истории и культуры, как Успенский собор, который являлся архитектурной жемчужиной Омска и своеобразной структурообразующей доминантой города, была правильной и своевременной. Она вписалась в общую панораму деятельности по регенерации культурно-исторического пространства Омска, восстановлению разрушенных в советские годы храмов, строительству новых церквей в регионе. Еще в 1994 году в центральной части города была возрождена Серафимо-Алексиевская часовня,  а сегодня это – одно из архитектурных украшений города, изображение которого вошло во многие  имиджевые издания Омска. За последние годы в Омской области было восстановлено и вновь воздвигнуто более ста православных храмов, строятся культовые сооружения других традиционных конфессий. Это не просто исправление ошибок государства, разрушившего исторические святыни. Мы возвращаем на омскую землю некогда снесенные храмы потому, что история не раз подтверждала:  самые серьезные проблемы с хлебом насущным в России начинались с того, что общество позволяло себе на время нарушить главную христианскую заповедь –«не хлебом единым жив человек».

2000-летие Рождества Христова Омск отмечал в новом, самом большом в Сибири храме, который в честь этой великой историко-культурной даты получил название Христорождественский. Большая созидательная работа продолжается, и архитекторы, строители подходят к ней ответственно, стараются, чтобы у каждого вновь возведенного объекта был свой неповторимый образ, своя особенность, отличающая его от других. 

  С момента принятия решения о воссоздании Успенского кафедрального собора ведется отсчет его новой биографии...

– Наши предки считали честью участие в возведении храмов. Омский Успенский собор – это еще и памятник омской благотворительности. Люди не жалели денег на создание и украшение собора. Сегодняшняя стройка «всем миром»  – экзамен для нынешних омичей. И может быть, она в значительной степени явится стимулом к возрождению в нашем регионе такого уникального по размаху и щедрости явления, как русское меценатство.

С самого начала воссоздания собора многие омичи откликнулись на это благое дело и  внесли свою достойную лепту. Проектные, изыскательские работы, кладку фундаментов и создание музея в нижней части храма финансирует научно-производственное объединение «Мостовик». Купола решила за свой счет и своими силами изготовить компания «Агростройкомплект», оплатил изготовление колоколов филиал ОПСБ «Инвестсбербанка»,  электрическое оснащение взяло на себя  научно-производственное объединение «Мир». И со времени начала стройки тысячи омичей внесли свои пожертвования в фонд воссоздания великолепного памятника истории и культуры – Успенского кафедрального собора.

– Что Вы считаете главным итогом работы по  воссозданию собора?

– Одним из главных достижений я бы назвал то, что мы, омичи, как сообщество прошли очень важный духовно-нравственный путь – от сомнений, колебаний, даже, отчасти, неверия до осознания подлинности и величия дела по возрождению духовности, утвержденности в вере и правоте. По мере продвижения начатых работ все большее количество людей поддерживало нас своим настроем, уверенностью в необходимости воссоздания некогда варварски уничтоженного храма, вдохновляло своими бескорыстными пожертвованиями и многими реальными делами.

Важным и принципиальным было для нас то, что мы вели все циклы работ с отчетливым, ясным осознанием ответственности перед историей, перед нашими предками и в еще большей мере – перед потомками, которым этот собор будет нашим духовным посланием. Мы старались с максимальной исторической точностью возродить памятник архитектуры, но вместе с тем использовать преимущества современных материалов и технологий. И теперь очевидно, что такое решение было правильным. Можно с уверенностью сказать, что воссоздание храма – дань уважения истории и ее новый этап. Нам удалось перебросить мост во времени, соединяющий лучшие устремления людей, живших в 19-м столетии, и наших современников – людей 21-го века.

– Леонид Константинович, за те годы, что Вы стоите во главе региона, практически под Вашим патронажем проходило строительство храмов во всех районах области. Вы возглавляли Попечительский совет при возведении Христорождественского собора, на что потребовалось всего немногим более полутора лет, считаные месяцы кипели строительные работы и на Успенском. А будут ли у нас в ближайшее время еще такие новые объекты?

– Это голубая мечта нашего владыки Феодосия. Помнится, не успели мы начать возрождение Успенского собора, как он мне потихоньку намекает, что, мол, неплохо бы заняться Свято-Ильинским собором, Воскресенским собором. В свое время был в Омске еще и очень красивый храм на привокзальной площади – на его месте сейчас стоит здание управления железной дороги и памятник Ленину...

Только, видите ли, есть вещи, которые лежат даже не за пределами срока моих полномочий, а просто ограничены сроками жизни человека. Интерес к истории, культуре Сибирского края должен продолжаться в деятельности всех будущих управленцев. Надо же что-то и им оставить! А то мы с вами все возродим – и чем они заниматься будут?

– В январе этого года вышел Указ Президента Российской Федерации «О праздновании 300-летия основания г. Омска». Еще в 2000 году в Омской области было принято постановление о подготовке к историческому юбилею Омска. Известно, что Вами инициирован проект регенерации Омской крепости. Что он предполагает?     

– Когда мы говорим о регенерации Омской крепости, то имеем в виду, что эта территория с глубоким и выразительным прошлым как градостроительный и духовный центр старинного сибирского города, каким является Омск, должна быть максимально насыщена атмосферой истории и культуры. В связи с этим предполагается интенсивно использовать методы музеефикации зданий, сохранения и развития историко-культурного пространства наряду с созданием новой инфраструктуры.

Одним из главных направлений всех юбилейных мероприятий должно быть восстановление исторической среды и образа Омска, особенно центральной части города, более активное его наполнение духовной и культурной составляющей. Главным приоритетом этой деятельности наряду с комплексными реставрационно-восстановительными работами должно стать создание современной и комфортной для омичей инфраструктуры города. Мы предполагаем отдавать предпочтение проектам, использующим неагрессивные методы вторжения в историческую среду и крупномасштабным мероприятиям международного и всероссийского уровня, популяризирующим историю и развитие Омского региона.

– Осуществление омичами намеченных проектов и будет тем реальным патриотизмом, о котором сегодня, в отличие от нескольких предыдущих лет, принято говорить без иронии?

– Патриотизм воплощается в максимальной пользе знаний, умений, обращенных во благо и всего нашего Отечества, и малой родины!

А для нас с вами открывается еще и очень интересная  творческая перспектива, по крайней мере, на ближайшие 10 лет. 300-летие города Омска – это очень серьезная дата, имеющая не местечковое значение, не  провинциальное, а по праву можно сказать – общероссийское.

Омск – один из восточных форпостов Российского государства, история которого тесно связана с освоением сибирских территорий, срединного региона России. Это город, который внес свой очень большой вклад в организацию административного, политического
устройства страны, ее государственности и сыграл весьма самобытную роль в развитии культуры и собственно в формировании нашей сибирской субкультуры, которая вобрала в себя начала культур очень многих народов, переселившихся на территорию Сибири в разное время. Это бесспорное и очень большое достояние всего государства.

В этом смысле, конечно, 300-летний юбилей города – очень интересная и творческая тема, которая на 10 лет может определять целое направление в развитии нашей региональной культуры. Причем во всех ее проявлениях: и в сценическом искусстве, и в музыкальном, и в изобразительном, и в литературе.

Министерство культуры и Правитель-ство Омской области серьезно думают над тем, чтобы в наших мероприятиях, которые мы сейчас готовим на весь этот 10-летний период, были развернуты новые интересные темы конкурсов, которые бы могли найти отклик и вызвать встречный творческий интерес общественности. Идеология приоритетов в этой сфере заложена в нашей региональной программе «Развитие культуры Омской области», и сейчас мы можем только дополнить эту программу разделом о роли учреждений культуры и о конкретных мероприятиях в подготовке к празднованию знаменательной даты. Это будет очень широкий творческий пласт нашей деятельности.

Я бы не стал сейчас говорить собственно о торжествах. Праздники мы умеем обставлять. Хотелось бы создать сам предмет торжества, его духовную материю! Если мы с вами не сделаем соучастниками этого юбилея всех жителей области (а это ведь касается не только горожан, Омск – областной центр, столица области), если они не заразятся этой идеей, не проникнутся гордостью, чувством достоинства и сопричастности к истории родного края, все усилия действительно останутся уделом лишь чиновничьей инициативы…

Чиновники, естественно, свое сделают. К примеру, запустим мы метро, возведем плотину на Иртыше, построим массу новых объектов, современные жилые кварталы. Но хотелось бы не только этого. Важнее заложить дух преображения, модернизации самого общественного сознания. Чтобы Омск поднялся еще, может быть, не на одну, а на две, три ступени – и в Сибири, и вообще в России, используя тот огромный творческий потенциал, которой несет старый купеческий город. А для этого должно сложиться общественное понимание самой задачи – и  в селе, и в городе. Вот тогда у нас все получится. По крайней мере, вектор направленности действий власти устремлен именно в эту сторону.

Омск должен быть культурным и интеллектуальным городом. Вы помните, когда-то, в 60-е годы, приятно было ездить в Ленинград, Москву… Там была какая-то особая атмосфера. Она сразу же ощущалась,  она всем нравилась. Московская и ленинградская публика была тоже особой, отличалась от основной массы народонаселения страны в лучшую сторону. Сейчас, возможно, уже этого не скажешь. Вот и мы, омичи, должны перенять что-то такое. Мы должны быть носителями иной, более высокой сибирской культуры на российском пространстве. Вот тогда и станем действительно и свидетелями своего времени и его создателями, присяжными своей эпохи…

– Леонид Константинович, у нашего издания говорящее название – «Сибирь и я». Как Вам, первому лицу региона, которому доверено решать вопросы его будущего на ближайшие годы, видится место Прииртышья с точки зрения перспектив экономики, перемен в качестве жизни людей, дальнейшего веса нашего сибирского края?

– Главным направлением было, есть и остается расширение социально-гуманитарной сферы: повышение заработной платы, пенсий, сохранение выплат ветеранам, обеспечение жильем, доступным и качественным здравоохранением, народным образованием. Чтобы расширить эту сферу, должна работать экономика, в которой в первую очередь должны развиваться те направления, где мы можем конкурировать с соседними регионами, с регионами европейской части страны.

Президент РФ уже не единожды говорил о том, что необходимо серьезно заниматься развитием Сибири и Дальнего Востока. Безусловно,  Омскую область не могут не интересовать все те экономические инициативы, которые возникают в связи со стратегией развития восточной части страны. Она не может оставаться в этом процессе сторонним наблюдателем. С учетом географического, геополитического положения, транспортных возможностей мы просчитываем место Омской области во всех вероятных схемах развития производственных сил Сибири, а также экономических отношений с Востоком: как срединных – с Казахстаном, Узбекистаном, так и с Китаем и Индией.

Западно-Сибирская магистраль исчерпывает свои возможности, объем грузовых перевозок слишком увеличился по сравнению с советским периодом. В связи с этим обостряется актуальность ввода Среднего железнодорожного хода – через станцию Иртышская, Камень-на-Оби и дальше на Восток. Этот транспортный коридор даст преимущество и Омской области в ее развитии как крупного железнодорожного узла даже по отношению к Новосибирску. Руководство Западно-Сибирской железной дороги ставит целью завершение строительства Среднего хода и сдачи в эксплуатацию всех объектов, включая мост через Обь, в 2008 году. Это, несомненно, приведет к расширению мощностей станции Иртышская. Она превращается в ключевую на новом транспортном плече. С этим также связано решение социальных задач: прежде всего, речь идет о новых рабочих местах.

Наша задача – поднять уровень жизни в Омской области до среднеевропейского уровня жизни в России, а доходы населения сделать даже больше, чем там. Сибирь и Европа разнятся по климатическим условиям, поэтому у нас больше средств уходит на питание, на энергообеспечение жилья, на транспорт, на одежду, на обувь. На жизнеобеспечение мы тратим средств больше, чем в Европе, а получаем их меньше! Этот разрыв мы должны сократить, иначе мотивация жизни людей в Сибири перестанет существовать. Какой смысл здесь жить, если жилье дорогое, зарплата низкая, перспектив карьерного роста нет? Жить за идею никто не станет. Значит, понимание острой необходимости повышения уровня жизни в Сибири должно быть заложено в социально-экономическую программу каждого региона.

В Омской области это понимание существует давно. Намечены конкретные направления для системного решения вопросов. Уже многое сделано. Многое достигнуто. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что в течение двух – максимум трех – лет мы добьемся того, чтобы жизнь в нашем регионе стала привлекательной.