пища для души

Эльвира  КАДЫРОВА

Фото автора

 

Пир на весь мир

 

Искусство – пища духовная, но его создатели нуждаются в пище материальной. И не только в самом прямом ее значении. Нередко еда служит моделью при создании самых поэтических произведений.

В Музее ИЗО им. М.А. Врубеля открылась выставка «Пир Королей». Шедевры классического
и современного искусства, представленные на ней, живописуют гастрономические изыски
и гастрономический же минимализм.

В экспозиции более 80 произведений, всесторонне раскрывающих тему «художник и еда»: живопись, графика, скульптура, фотография, инсталляция, объект. Диапазон авторов – от неизвестного художника XVIII века до невероятно популярных ныне по всему миру актуальщиков. «Колбаса «Омская» Сергея Баранова (он, кстати, куратор выставки) несмотря на свою деревянную фактуру возбуждает аппетит. Что уж говорить о пышных куриных  окорочках и тушках, о виноградных гроздьях и сочных арбузах, натуралистически выписанных другими художниками! В продуктовых натюрмортах легко читаются приметы той или иной эпохи.

Еда – мечта, еда – символ, еда – миф. Она такая разная. Самая королевская пища – на картинах не самых сытых художников. Говорят, художник должен быть голодным. Но сам он ой как не хочет! Однако на последние деньги покупает не колбасу, а краски. И именно красками устраивает пир. На весь мир. На все времена. Потому что он – Король, аристократ духа.

Королями в каком-то смысле могут себя почувствовать на выставке и зрители. Могут ощутить свою причастность к духовному пиршеству. На открытии экспозиции, правда, пришедших соблазняли возможностью употребить по прямому назначению композицию из бутылки шампанского, яблок и других продуктов. Из всех составляющих остались нетронутыми лишь две маленькие тыквы и каравай хлеба. Последний, похоже, лишь за отсутствием рядом ножа. Эффектные девушки поедали шоколад из больших плиток и демонстрировали боди-арт на пластмассе: расписанные помидорчиками и огурчиками полые легкие манекены (такие используются на вещевых рынках). Низкое и высокое опять сошлось в главной теме: пища для желудка – пища для души.

Минувшее столетие знаменовалось художественными поисками синтеза искусств. Живопись и музыка, скульптура и цвет, фотография и запах объединялись с целью включения в процесс восприятия одновременно разных органов чувств. А изображение еды уже одно подчас автоматически включает параллельные каналы чувствования. Смотришь на картину – глаз любуется, а нос уже улавливает знакомый легкий аромат, во рту появляется вкус, в животе легкость и сосущая пустота. А ведь всего-то навсего – холст, масло…