Искусство –
пища духовная, но его создатели нуждаются в пище материальной. И не только в
самом прямом ее значении. Нередко еда служит моделью при создании самых
поэтических произведений.
В Музее ИЗО им. М.А. Врубеля открылась выставка «Пир Королей». Шедевры
классического
и современного искусства, представленные на ней, живописуют гастрономические
изыски
и гастрономический же минимализм.
В экспозиции
более 80 произведений, всесторонне раскрывающих тему «художник и еда»:
живопись, графика, скульптура, фотография, инсталляция, объект. Диапазон
авторов – от неизвестного художника XVIII века до невероятно популярных ныне по
всему миру актуальщиков. «Колбаса «Омская» Сергея Баранова (он, кстати, куратор
выставки) несмотря на свою деревянную фактуру возбуждает аппетит. Что уж
говорить о пышных куриныхокорочках и
тушках, о виноградных гроздьях и сочных арбузах, натуралистически выписанных
другими художниками! В продуктовых натюрмортах легко читаются приметы той или
иной эпохи.
Еда –
мечта, еда – символ, еда – миф. Она такая разная. Самая королевская пища – на
картинах не самых сытых художников. Говорят, художник должен быть голодным. Но
сам он ой как не хочет! Однако на последние деньги покупает не колбасу, а
краски. И именно красками устраивает пир. На весь мир. На все времена. Потому
что он – Король, аристократ духа.
Королями в
каком-то смысле могут себя почувствовать на выставке и зрители. Могут ощутить
свою причастность к духовному пиршеству. На открытии экспозиции, правда,
пришедших соблазняли возможностью употребить по прямому назначению композицию
из бутылки шампанского, яблок и других продуктов. Из всех составляющих остались
нетронутыми лишь две маленькие тыквы и каравай хлеба. Последний, похоже, лишь
за отсутствием рядом ножа. Эффектные девушки поедали шоколад из больших плиток
и демонстрировали боди-арт на пластмассе: расписанные помидорчиками и огурчиками
полые легкие манекены (такие используются на вещевых рынках). Низкое и высокое
опять сошлось в главной теме: пища для желудка – пища для души.
Минувшее
столетие знаменовалось художественными поисками синтеза искусств. Живопись и
музыка, скульптура и цвет, фотография и запах объединялись с целью включения в
процесс восприятия одновременно разных органов чувств. А изображение еды уже
одно подчас автоматически включает параллельные каналы чувствования. Смотришь
на картину – глаз любуется, а нос уже улавливает знакомый легкий аромат, во рту
появляется вкус, в животе легкость и сосущая пустота. А ведь всего-то навсего –
холст, масло…
Маюров
Николай Петрович, доктор юридических наук, кандидат исторических наук,
заслуженный юрист РФ, полковник полиции в отставке, профессор кафедры
административного права и процесса Юридического института Санкт-Петербургского
университета технологий управления и экономики. Победитель конкурса «Ученый
года-2022»; член Ассоциации юристов России. Эксперт комиссии по обороне и
безопасности МПА СНГ. Профессор кафедры теории и истории государства и права
Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О.
Макарова;
Кудринский
Владимир Федорович, член Союза журналистов России, член Союза фотохудожников
России, первый председатель Омского отделения Союза фотохудожников России,
директор Омского филиала Союза фотохудожников России, автор 40 персональных
выставок, дипломант и призер многочисленных выставок и фотоконкурсов; изданы 30
авторских фотоальбомов; награжден Почетной грамотой Администрации Омской
области
РЕЙТИНГ ПО СТАТЬЯМ
Когда
плачут мужчины…
«All
inclusive» Андрея Сабитова
Людмила
Чичерина: Мечты сбываются!
Андрей
Бессонов: «Залог успеха – наши знания, опыт, традиции»