Женский портрет

Автор: Ольга ВАСИЛЕНКО
Фотограф: Валерий ГАШЕЕВ и из семейного архива Э. САРЫНИНОЙ

Держащая древо жизни

 

…Это изображение на фронтоне многоэтажного дома знакомо практически всем омичам. Его видишь всякий раз, проезжая по пересечению проспекта Маркса и улицы Масленникова. Изображение глубоко символично: молодая женщина бережно держит в руках хрупкий росток - древо жизни. На фронтоне справа - второй сюжет: голубь, символ мира, осеняет своим крылом молодую семью - мужчину, женщину, ребенка. Так его авторы выразили свое представление о гармонии жизни в абстрактных образах.
Мало кто знает, что у главной героини барельефа есть реальный прототип. И не просто реальная земная женщина, а яркая творческая личность, известная в Омске и далеко за его пределами, создатель и художественный руководитель образцового ансамбля танца "Солнышко" (ныне - студии Государственного Омского русского народного хора), заслуженный работник культуры России, одна из героев энциклопедии "Лучшие люди России" - за создание уникального детского коллектива. А еще она - мать, вырастившая своих четверых детей достойными людьми, и просто очень коммуникабельная женщина, да к тому же неисправимый оптимист по натуре. И это все о ней - Эльвире Леонидовне Сарыниной.

Из породы однолюбов
Ее судьба тесно связана с Сибирью. Родилась Эля Новогродская (это ее девичья фамилия) в городе Ишиме Тюменской области. Появилась на свет в семье военного, в трагическую для России дату - в ночь с 22 на 23 июня 1941 года. Отец был командиром части, мама - преподавателем-словесником. Предки со стороны отца - чистокровные поляки, сосланные из Польши в Читу. В этом городе молодой военный Леонид Новогродский и встретил свою будущую жену Ольгу, красивую девушку из многодетной интеллигентной семьи. В Омск супруги, уже с маленькими детьми, переехали в 1946 году.
- У родителей была просто неземная любовь, - вспоминает Эльвира Леонидовна. - Когда отец умер в 47 лет от последствий фронтовых ран, мама на похоронах прыгнула в могилу - не хотела жить без него. Но надо было  растить детей. Так больше и не вышла замуж, хотя осталась молодой вдовой. Видно, у нас в роду однолюбы…
У нас была удивительная семья. Я благодарна судьбе за то, что у меня такие родители. Отец всегда называл маму Оленькой или Олешкой и только когда сердился - Олей. Мы никогда не слышали, чтобы они ругались. Мама прекрасно шила, вязала. Могла из обычных бинтов и пряжи  соорудить шикарные шторы. Несмотря на тяжелое время, старалась быть веселой, пела, танцевала, шила для нас, детей, какие-то наряды. И мы все воспитывались в атмосфере любви, а нас было восемь детей в семье.
Росли в суровые, голодные времена. В живых остались три сестры и два брата. После войны родилась самая младшая, Тамарочка. От мамы она унаследовала роскошные кудрявые волосы, а от папы - его дивные голубые глаза (все остальные дети были черноглазыми, в маму). Видно, она так ждала отца с фронта, так его любила, что Томочка унаследовала все самое лучшее от родителей. В те голодные годы отец приносил с завода, где тогда работал, свой паек, чтобы накормить нас. Он нас очень любил. И когда Тамарочка умерла от менингита, не дожив до двух лет, это разбило его сердце. Оно и так было хрупкое: у отца осколок, "память" о войне, застрял у самого сердца. Когда ему сделали операцию, мама продала все, что нашлось в доме ценного, чтобы купить для него антибиотики, - тогда пенициллин был на вес золота. Когда уносили из дома аккордеон, мы даже заплакали…
Увлечение хореографией - тоже благодаря отцу. Я впервые встала на ноги в четыре года - сказались последствия болезни и перелома. Когда мне исполнилось семь, папа привел меня в балетную студию клуба "Машиностроитель". Руководила ею знаменитый педагог Таисия Владимировна Рэй, супруга актера Вацлава Дворжецкого. Моим первым партнером по танцам был ее сын Владислав Дворжецкий, впоследствии известный актер кино.
Хореография меня сразу увлекла. Поле занятий я собирала ребятишек на улице и учила их танцевать, потому что считала: если меня учат, я тоже должна учить других…
После окончания школы юная Эля уехала в Тайшет, где жил ее дядя по отцовской линии. Увлеченно училась в Иркутском культпросветучилище. Позже получила высшее образование, окончив институт культуры в Улан-Удэ. Вот и в работе она тоже однолюб: всю жизнь верна своей главной страсти - хореографии и работе с детьми.

Полюбил за греческий профиль
С будущим мужем Эльвира познакомилась восемнадцатилетней девчонкой. Николай Сарынин работал на заводе им. Баранова, в цехе эстетики. Выпускник Таганрогского художественного училища, он получил высшее архитектурное образование в Ленинграде. Как-то раз, накануне Нового года серьезный молодой архитектор пришел в ДК завода им. Баранова и увидел ее… Это была любовь с первого взгляда. Хотя тоненькая черноглазая Эля не сразу оценила поклонника - Николаю пришлось добиваться взаимности.
Он стал для нее всем - надежным спутником жизни, настоящим другом, заботливым мужем и отцом их детей. При этом Николай Павлович Сарынин был самодостаточной творческой личностью, профессионалом, многое сделал как архитектор. Памятники павшим, созданные им, есть в Донецке и Набережных Челнах. Они прожили вместе 45 лет, и эти годы Эльвира Сарынина считает лучшими в своей судьбе. Когда Николай ушел из жизни, смыслом жизни стали работа и, конечно же, дети и внуки.
- Он мне всегда говорил: "Я тебя полюбил за греческий профиль". Он старше меня на шесть с половиной лет. Да дело не в годах! Мы любили друг друга, очень любили. Когда поженились, мечтали о ребенке. И через три года на свет появилась долгожданная Оленька. Я назвала ее в честь мамы. В молодости поездили по стране - муж работал в разных городах. Жили с маленькими детьми в вагончиках, много работали и были счастливы. Николай был очень добрым. Я еще могла быть в семье строгой, а он очень нежно относился к детям.
Работая в художественном фонде Омского отделения Союза художников, Николай был одним из авторов барельефа на здании городского Дворца бракосочетания. Прототипом его героев стала наша семья. Он говорил: "Видишь греческий профиль? Это ты, Эля. Ты держишь древо жизни. А на втором фронтоне - мы с тобой и наша Оля".

О "Солнышке" и "солнышатах"
Для знаменитого ансамбля "Солнышко" Эльвира Сарынина - самая настоящая мама. Благодаря ее энтузиазму, энергии и влюбленности в свое дело этот творческий коллектив появился на свет и уже более четверти века остается любимцем омской публики. А также привозит дипломы, медали и Гран-при со всевозможных конкурсов и фестивалей, проходящих в России и за рубежом.
Дворец культуры "Рубин", много лет бывший для "Солнышка" родным домом, проектировал Николай Сарынин. Он вложил всю душу в этот проект. В годы тотального дефицита всего и вся ездил по стране, доставая мрамор, ракушечник, другие материалы. Добыл для "Рубина" уникальную люстру "Созвездие", таких в Советском Союзе было всего пять. Привез специальных художников по свету, электриков, которые монтировали сцену. Балетный класс спроектирован им так, чтобы он был всегда на солнечной стороне и детям было тепло и уютно. "Рубин" стал лучшим Дворцом культуры в городе, уникальным для своего времени. Это был грандиозный подарок архитектора Сарынина - и Омску, и любимой жене.
Торжественное открытие нового Дворца состоялось в 1982 году. Театральный зал еще не функционировал, открытие проходило в кинозале. Впервые на его маленькой сцене выступала маленькая дочь Сарыниных - Людмила. Ей вручили символический ключ от "Рубина", и Николай Павлович был горд и счастлив - и как архитектор, и как отец.
Конечно, на судьбу "Солнышка" и его юных артистов - "солнышат" влияли непростые зигзаги нашей новейшей истории. Эльвира Сарынина до сих пор  с болью вспоминает эпоху "кризиса неплатежей" 90-х годов, когда зарплату не выплачивали месяцами, а то и годами, в том числе работникам культуры. Дети приходили на репетиции голодными, случалось, падали в обморок. Она старалась подкармливать их, помогло руководство десантников из Светлого - привезли витамин. А "Солнышко" находилось в зените славы, несмотря ни на что. Зрители, аплодируя их блистательным концертным номерам, даже не догадывались, какой ценой это дается. В те годы Э. Сарынина была единственным преподавателем хореографии для более 500 детей от 4 до 17 лет.
Сейчас в коллективе около 300 детей, четыре педагога и три аккомпаниатора. А временные трудности - куда же без них! "Рубин" несколько раз менял хозяина, из уютного "солнечного" дома превратился в неотапливаемое, запущенное здание. По этой причине в 2007 году не было набора детей в ансамбль, младшая группа "солнышат" занималась в здании школы № 138, а в "Рубине" остались те, кто постарше. Балетный класс обогревали, как могли. Э. Сарынина благодарна родителям своих артистов за понимание и помощь. Она считает так: если уж в 90-е их команда выстояла, то сейчас - тем более выстоит. Она глубоко признательна губернатору Л. К. Полежаеву и региональному министерству культуры за всемерную поддержку и понимание. Благодаря этой поддержке ансамбль "Солнышко" стал студией Омского русского народного хора,  имеет возможность участвовать в различных фестивалях. Решен и вопрос с помещением: в конце 2007 года "Солнышку" передано уютное здание в Октябрьском округе. Продолжается и летопись громких побед ансамбля. В июле минувшего года он с триумфом выступил в Китае на Международном фестивале "Жемчужина Востока", получив специальный приз и Гран-при. На дипломатическом приеме в посольстве России в Пекине артисты "Солнышка" выступили как настоящие полпреды российской культуры. Вот и в 2008-м они уже получили приглашение для участия в Международном конкурсе искусств "Славянские вечера" в Республике Хорватия.

Вместо послесловия
Бывших "солнышат" сегодня можно встретить едва ли не в любом уголке планеты. Многие открыли свои хореографические школы в России и за границей. Среди питомцев Эльвиры Сарыниной - один из солистов Дрезденского театра и крупный московский нефтемагнат, профессиональные танцоры и преподаватели. Ей важно другое - чтобы все они были достойными, воспитанными, порядочными людьми.
Она может гордиться своими детьми. Три дочери и сын выросли одаренными, состоявшимися в жизни и профессии людьми. Дочь Людмила сегодня продолжает дело матери как педагог-хореограф. Растут замечательные внуки и внучки, которые все чаще напоминают ей - и внешне, и чертами характера ее ушедших из жизни горячо любимых родителей.
На ее Древе жизни появляются все новые ростки. И, говоря о своих учениках, детях и внуках, Эльвира Сарынина делает вывод: "А все-таки вечная жизнь есть. Она - в них…"

Содержание