Первую самостоятельно
изготовленную пару обуви Андрей смастерил, когда учился в девятом классе. Это
были летние туфли из парусины. Сшил не на заказ, а лично для себя. Азы обувного
ремесла перенял у мужа своей старшей сестры. Первый блин не вышел комом –
обувка верой и правдой прослужила весь сезон. Тогда, в середине восьмидесятых,
красивая стильная обувь ему, мальчишке из рабочей семьи, казалась чем-то
недоступным, а потому особенно манящим. С этих парусиновых туфель все и
началось…
Сапоги из кружев и ботинки из валенок
Сколько пар обуви на заказ изготовил
Андрей Корб за прошедшие годы, а это без малого четверть века, он теперь и не
припомнит. Говорит, несколько тысяч. В год выходит примерно 100-150 пар. Больше
и не получится: обувь на заказ – товар штучный, это вам не заводской конвейер.
На одну пару у мастера уходит до трех дней.
Специальности, связанные с
пошивом обуви, он освоил в юности, в профтехучилище № 57. В армии был штатным
сапожником части. Шить на заказ стал не сразу. Несколько лет упорно осваивал
тонкости ремесла. Начинал с того, что обшивал себя и всю свою семью. Изучал
свойства той или иной кожи, наблюдал, как она «ведет себя» в эксплуатации. Это
ведь только со стороны кажется, что обувной материал ничем особым не
отличается. На самом деле каждая кожа носится по-разному.
Андрей долго выбирал, пока не
остановился на натуральной итальянской коже. По его словам, на сегодняшний день
это самый качественный материал. Покупает он его в Москве через посредников.
Самый ходовой материал – телячья кожа и кожа козленка. Иногда по желанию
заказчиков привозит что-нибудь особенно редкое и дорогое, например, кожу питона,
игуаны, каймана, страуса. А вообще, шить обувь можно из чего угодно – велюра,
каракульчи, джинсовой ткани, льна…
Недостатка в клиентах
мастер-обувщик Корб не испытывает. Многие заказывают ему обувь из года в год,
рекомендуют друзьям и знакомым. Иногда просят сделать точную копию изношенных
любимых туфель или ботинок. Среди клиентов немало жителей Германии – наших
бывших соотечественников. За границей обувь, выполненная на заказ, стоит
намного дороже, а у Андрея цены вполне демократичные.
Основная масса заказчиков
обращается к нему, потому что ценит индпошив и высокое качество, к тому же на
обувном рынке много подделок и сомнительного импортного ширпотреба. Да и вообще
давно известно: обувь на заказ – это престижно.
У некоторых людей нестандартные
фигуры и, например, очень полные ноги. Таким трудно подыскать подходящую обувь
в магазинах. А еще встречаются врожденные или приобретенные дефекты стопы, и
тут уж без обуви, пошитой на заказ, человеку не обойтись. Мастер использует все
индивидуальное – лекала, колодку. Те же туфли он сошьет так, что со стороны
будет незаметно, что у человека, к примеру, одна нога короче другой.
Обычно заказчики приходят к
нему, уже твердо зная, что им нужно. Некоторые приносят журналы мод или
страницы из них, на которых запечатлена приглянувшаяся им модель обуви. Андрей
может нарисовать эскиз и пошить любую модель так, что ее не отличишь от изделий
западных кутюрье.
Больше всего ему нравится
шить женскую обувь: там и материал разнообразнее, и фасоны интереснее, и
простора для фантазии больше. Всегда интересно работать с обувью для невест. Причем
речь идет не только о белых туфельках. Одной клиентке Андрей сшил к роскошному
свадебному платью сапожки из кружевного полотна, другой – атласные ботфорты. И
все остались довольны – это же эксклюзив!
Самые экстравагантные заказы поступают
от представителей шоу-бизнеса. Как-то Андрей изготовил для девушек, выступающих
в кафе на подтанцовках, сапожки на платформе в сорок с лишним сантиметров. Потом
видел их на фотографии в каком-то журнале. Говорит, выглядят девушки
впечатляюще, главное для них – не делать резких движений, чтобы не упасть с
платформы...
А самый необычный заказ
Андрей взялся выполнить в нынешнем году – изготовить мужские ботинки не из чего-нибудь,
а из обычных валенок. Клиент давно просил его создать такой необычный «гибрид».
Что касается технологии, то, по словам мастера, ничего нереального здесь нет:
если намочить валенки в горячей воде, им можно придать любую форму, в том числе
ботинок. Было бы желание!
О роли терпения в мире гламура
По признанию Андрея, учится
он каждый день. Мода на обувь постоянно меняется, вот и приходится постоянно
осваивать что-то новое, штудировать специальные журналы. Для кого-то обувная
мода – сплошной глянец и царство гламура, а для него – повседневная работа. В последнее
время он шьет на заказ также пояса и сумки из кожи. На конкурсе «Серебряная
нить» в апреле нынешнего года он
представил несколько своих авторских изделий и стал победителем в номинации «Обувь
и аксессуары». Впрочем, конкурентов в Омске у Корба просто нет.
Что любопытно, у самого
мастера обувь на ногах всегда с иголочки, стильная и элегантная. С этого обстоятельства
мы и начали беседу.
– Андрей, а как же известная поговорка – «сапожник без
сапог»?
– Это не про меня. Я себе сам
шью обувь, разные модели – на выбор. И всем своим родственникам и друзьям шью
обувь, на день рождения обязательно дарю.
– Наверное, самое сложное в работе – зимние сапоги?
– Самым сложным изделием
считаются женские босоножки. Там масса мелких деталей, огромное разнообразие
моделей. Декоративная отделка может быть самой разной – вышивка, стразы, цветы…
А вообще самая сложная обувь – та, которая целиком собирается и шьется вручную.
– Всегда обращать внимание на то, как человек обут
–профессиональная привычка?
– Конечно. Есть такое
высказывание: если человек не обут – он не одет. Всегда смотрю в первую очередь
на обувь. Я и своих клиентов, которых давно не видел, узнаю по обуви. И когда
смотрю фильм или телепередачу, обращаю внимание, во что герои обуты. Недавно
смотрел передачу «Интуиция», мое внимание привлекли сапоги на стриптизерше. Что
касается звезд, мне нравится обувь Микки Рурка – она у него такая стильная, из
дорогой кожи.
– Что, на ваш взгляд, самое главное в работе
обувщика?
– Терпение. Работа
кропотливая, почти ювелирная, особенно когда обувь полностью изготавливается
вручную. Не в том месте сделаешь прокол – и можешь испортить дорогую
итальянскую кожу. У обуви может быть масса мелких деталей. Тут руки должны быть
как у хирурга. Кожу, ее фактуру, качество надо чувствовать на ощупь, с
закрытыми глазами.
– Когда какого-нибудь бракодела называют «сапожником»,
вас это не задевает?
– Настоящий сапожник – это
мастер, профессионал. Чтобы по-настоящему овладеть профессией обувщика, нужен
не один год. Тут талант необходим и, как было сказано, терпение. Так что лично
для меня в этом слове ничего обидного нет.
Обувные секреты от мастера Корба
Пару обуви из натуральной кожи желательно носить
не каждый день – такая обувь должна хотя бы день-два «отдыхать».
Обувь из натуральной кожи надо как минимум дважды
в неделюсмазывать специальным
кремом, лучше всего – бесцветным, содержащим пчелиный воск.
Кожаную обувь необходимо беречь от солнечных
лучей. Даже если она просто долго стоит на полке или на витрине, цвет кожи
под воздействием освещения может измениться, причем неравномерно.
К хорошей обуви нужно относиться с любовью, тогда
она дольше прослужит.
Маюров
Николай Петрович, доктор юридических наук, кандидат исторических наук,
заслуженный юрист РФ, полковник полиции в отставке, профессор кафедры
административного права и процесса Юридического института Санкт-Петербургского
университета технологий управления и экономики. Победитель конкурса «Ученый
года-2022»; член Ассоциации юристов России. Эксперт комиссии по обороне и
безопасности МПА СНГ. Профессор кафедры теории и истории государства и права
Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О.
Макарова;
Кудринский
Владимир Федорович, член Союза журналистов России, член Союза фотохудожников
России, первый председатель Омского отделения Союза фотохудожников России,
директор Омского филиала Союза фотохудожников России, автор 40 персональных
выставок, дипломант и призер многочисленных выставок и фотоконкурсов; изданы 30
авторских фотоальбомов; награжден Почетной грамотой Администрации Омской
области
РЕЙТИНГ ПО СТАТЬЯМ
Когда
плачут мужчины…
«All
inclusive» Андрея Сабитова
Людмила
Чичерина: Мечты сбываются!
Андрей
Бессонов: «Залог успеха – наши знания, опыт, традиции»