точка на карте / сибирский характер

 

Ольга КУЛИНИЧ

Фото Натальи БИСЕВОЙ, Александра МАКСИМОВА

 

Универсальный фермер из Генераловки

 


 

О фермере Владимире Остапченко из села с гордым названием Генераловка в Омской области слагают легенды. И не только в Омской. Можно сказать, благодаря Остапченко его родной Одесский район прославился далеко за пределами региона. Счастливчики, побывавшие в гостях у этого нетипичного фермера, долго потом вспоминают разные диковины, которые в его хозяйстве встречаются едва ли не на каждом шагу. А ему все мало!

Усадьба с видом на ипподром

…В крестьянском фермерском хозяйстве Владимира Остапченко мы побывали в октябре, когда до окончания уборочной оставались считанные дни. Само собой, глава хозяйства был весь в заботах, но корреспондентам журнала «Сибирь и Я» отказать никак не мог. Побывали мы и на одной из трех его усадеб, и на полях, и на зернотоке, где в поте лица трудились работники хозяйства. Повсюду бросались в глаза порядок, дисциплина и четкий ритм работы. Работники хозяйства своего оптимизма не скрывали: урожай зерновых в этом году выдался на славу, а, значит, и перспективы у хозяйства хорошие. Планы на будущее у главы КФХ самые что ни на есть основательные и в то же время не совсем типичные для сибирских фермеров.    

– На следующий год я тут ипподром буду строить! – уверенно говорит Остапченко, окидывая взором свои владения близ Генераловки. – Вот уборочную закончим, подгоню технику – и начнем форсировать строительные работы…   

Сомнений в том, что у потомственного крестьянина Остапченко все получится, обычно ни у кого не возникает. «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» – это сказано как раз о таких, как он. Да и сам облик крепко сбитого, улыбчивого и доброжелательного Владимира Владимировича невольно внушает собеседникам здоровый оптимизм – как, впрочем, и его «президентское» имя-отчество.

Своей родовой усадьбой, или поместьем, фермер Остапченко называет генераловские земли неспроста. Тут жили его предки, переселенцы с Украины, на этой земле трудились его отец и мать, вырастившие шестерых детей. А теперь вот украинские  корни и нашему герою не дают жить спокойно, без забот.  

– Нет, на Украину меня особо не тянет, – не задумываясь отвечает на  мой провокационный вопрос Остапченко. – Я же сибирский украинец! У меня тут в усадьбе свои сады: шестьсот кустов вишни, четыреста пятьдесят яблонь, и  груши есть, и черноплодная рябина. Мне тут каждый кустик дорог. Деревья всякие посадил: березы, липы, пирамидальные тополя, ели обычные и голубые. Когда я елки зимой высаживал, некоторые говорили: тебе это надо? А сейчас ели выросли, липы выросли, это же красота какая! Когда липа цветет, невозможно надышаться. У меня тут и каштаны будут расти, и ореховые деревья. Вон, видите, возле водоема – ивы. На следующий год еще один пруд хочу сделать, и чтобы рядом шалаш был – для отдыха. А также баню у воды планирую построить. И свою пекарню, в которой будет русская печка… 

Вот такой он мечтатель, этот Остапченко! Причем каждую свою мечту-задумку он стремится незамедлительно воплощать в жизнь. Энергия у него прямо-таки термоядерная. Может спать по три часа в сутки, работать на износ, но своего добьется. Мечтал когда-то о собственной усадьбе с прудом – и все у него получилось. Есть у фермера и вишневые садочки, и пасека, и собственная конюшня, и пруд с пологим песчаным пляжем, на котором  летом загорает местная ребятня. В пруду водятся карпы. Посреди водоема – русалка верхом на царь-рыбе. Это, как вы уже поняли, тоже Остапченко придумал.

К скульптурам он вообще неравнодушен. На высоком холме в его усадьбе красуется памятник собаке – возможно, единственный в Омской области. История памятника такова. Был когда-то у Владимира Владимировича любимый пес-«азиат» по кличке Бархан. Когда верный страж ушел из жизни, хозяин заказал скульптору памятник. А вообще, собаки в хозяйстве Остапченко встречаются повсеместно. Вот и нас во время визита на генераловские земли повсюду сопровождали добродушная рыжая Дашутка и сын ее Персик. Особой любовью хозяина по-прежнему пользуются среднеазиатские овчарки, которые исправно несут службу и в жару, и в холод. Попробовал как-то раз один безбашенный селянин сунуться ночью в конюшню фермера – и еле унес ноги от бдительного «азиата». Любимые собаки Остапченко даже на картине запечатлены рядом с хозяином – на фоне заснеженной усадьбы и пруда. Картина красуется в новом недостроенном домике фермера, по соседству с православными иконами и огромным самоваром, который Остапченко привез издалека.  

Есть у фермера-мечтателя еще один любимец – породистый темно-гнедой  жеребец Роланд. Привез его Остапченко из Ростовской области, с Тихого Дона, где в верховых лошадях знают толк. И теперь в его добротной конюшне по соседству с гордым красавцем Роландом обитают кобылки благородных кровей. Всего их в хозяйстве двенадцать, не считая обычных рабочих лошадок-тяжеловозов с жеребятами, которых еще больше. Летом у благородного Роланда появился очередной отпрыск, унаследовавший от родителя стать, белые «чулки» на ногах и, как говорят лошадники, «сорочий глаз».

С тем, что коневодство в наше время особой прибыли не приносит, Остапченко категорически не согласен.

– Почему не приносит? Приносит! Молодняк продаем в соседние регионы. Породистые лошади всегда пользуются спросом, да и дело это интересное. Будем развивать у себя племенное направление…

Главный специалист по лошадям в хозяйстве Остапченко – Александр Воропаев. Что интересно, корни у него тоже украинские. Родился Александр в Одессе, в юности служил в знаменитом кавалерийском полку в Подмосковье, где проходили армейскую службу многие ныне знаменитые артисты и режиссеры. В те годы заядлый лошадник Воропаев общался с Николаем Крючковым, другими звездами. Потом жил в Ростове, работал на местном ипподроме. В Омске тоже трудился на ипподроме, был тренером-наездником. Когда Владимир Остапченко предложил ему поселиться в Генераловке, Воропаев дал согласие, о чем нисколько не жалеет. Так уж совпало, что они оба самозабвенно любят лошадей и своей жизни без них просто не представляют. Да и работать в команде Остапченко интересно – скучать уж точно не приходится. А если учесть, что в ближайших планах фермера строительство своего ипподрома и проведение соревнований с участием лошадей верховых пород, то перспективы у местных любителей конного спорта и вовсе заманчивые.

«Генерал» и его «армия»

Глядя на неугомонного главу хозяйства, невольно задаешься вопросом: двужильный он, что ли? В то время как другие сетуют на кризис и всеобщий упадок, генераловский фермер совсем по-генеральски строит все новые и новые планы по расширению производства. И не только строит планы, но и воплощает их в реальность.

Сам Владимир Остапченко свою повышенную работоспособность объясняет спортивной закалкой, полученной в молодости. Во время учебы в институте физкультуры увлекался разными видами спорта. Как и положено истинному сибиряку, по сей день неровно дышит к лыжному спорту. Армейскую службу Владимир проходил в ГДР, в разведывательном батальоне особого назначения. О спорте крепкий парень,  само собой, не забывал. Как-то раз занял первое место в соревнованиях на первенство дивизии – в забеге на три тысячи метров пришел к финишу первым, а всего в забеге участвовало 15 тысяч человек. Так что быть первым – это у него в крови.     

Найти достойное применение своей предпринимательской жилке и организаторским способностям он мог бы и в городе. Что, впрочем, он и делал, занимаясь строительством коттеджей в Омске и продажей зерна. А потом ясно понял: тянет его на малую родину, к родной земле, крестьянскому труду.  

– Решил заниматься производством, – вспоминает то время Владимир Владимирович. – Приехал сюда и застал развал – фермы заброшенные, дома начали разрушаться, растаскиваться. Здесь раньше отделение совхоза было. Думаю: что делать, деревня-то рушится… Приобрел это хозяйство, начал восстанавливать. В дома, которые уцелели, людей заселил. По итогам первого года работы крестьянского фермерского хозяйства мы заняли второе место в районе. Сейчас думаю развивать все три направления  – растениеводство, животноводство и разведение породистых лошадей. Восстановим фермы и начнем разводить крупный рогатый скот на мраморное мясо. В других регионах такой опыт уже имеется. Мне же интересно чем-нибудь необычным заниматься…

В этом стремлении ко всему необычному – весь Остапченко. В планах у него еще и кроликовая ферма, и разведение водоплавающей птицы. Если учесть, что его КФХ совсем молодое – три года ему всего, можно смело сказать, что все еще впереди. И не только у самого фермера, но и у Генераловки, отметившей в прошлом году свое столетие. В большом празднике села по этому случаю Остапченко принимал непосредственное участие, в том числе финансовое. Говорит, праздник получился не хуже, чем в знаменитой Богодуховке, что в Павлоградском районе, тоже отметившей не так давно свое столетие. Одних только гостей в Генераловку съехалось пять тысяч человек, не считая местных. В деревне, кстати, и свой ансамбль имеется. Ребята голосистые, поют не хуже каких-нибудь раскрученных солистов с «Фабрики звезд».

Родным селом Владимир Остапченко гордится и переживает за его судьбу. Село немалое – сто двадцать дворов. Сегодня в его КФХ занято около трех десятков местных жителей. Подход к кадрам у него тоже, как вы понимаете, не совсем обычный.

– Тут ведь как в деревне? В школу не ходят некоторые ребята – их к нам на конюшню. Потому что мы дурному не научим. Курить пацанам не разрешаем, пьянствовать – тоже. Если отработал, направляем в училище или в школу ДОСААФ. А потом он в армию уходит, уже имея профессию. Один парень, он сейчас на «КамАЗе» работает, постоянно звонит и благодарит за то, что я его от пьянства отвадил. Теперь у него и дома, в семье все нормально.

На сегодняшний день все, кто в деревне нигде не занят,  работают у меня. Некоторые говорят: да чего с ними  возиться, перевоспитывать, просто выгнать с работы – и дело с концом! А я не могу так, заставляю работать. И чтобы делать дело не как попало, а на совесть, по-мужицки. И люди у меня работают, и, между прочим, хорошо работают. Мне иногда о ком-нибудь говорят: да этот мужик – просто пьяница! Я говорю: какой пьяница? Вы придите и посмотрите, как он работает! И дома у него сейчас все нормально, и на жизнь он по-новому смотрит. Просто нужно подход находить к людям…

У коммуникабельного Остапченко подход к людям, безусловно, есть. Опять же нельзя сбрасывать со счетов обаяние личности самого Владимира Владимировича. Он на редкость демократичен и открыт. Немудрено, что местные жители к нему относятся хорошо и за работу в КФХ Остапченко держатся.    

Заняты в его хозяйстве в основном механизаторы. За период уборочной зарабатывают минимум 80 тысяч на брата, не считая премиальных и натуроплаты зерном. На посевных площадях в 2600 гектаров выращивают пшеницу, ячмень и овес. В хозяйстве Остапченко работает и его брат Юрий, механизатор по профессии.

Вся техника в хозяйстве российского производства – «Доны», «К-700», «КамАЗы». Как говорит Остапченко, его «Доны» и  «К-700» по выработке не уступают американским «Джон Дирам» и другим импортным мотоблокам – при условии, конечно, если работать ударно. Если надо, глава хозяйства сам за штурвал комбайна садится и работает до трех часов ночи. Да и вообще никакой работы не боится.

– Я по специальности не строитель, но мне приходилось строить. Даже проекты сам делал. Жизнь всему научит. Вот сейчас и полеводство освоил, и ветеринарию. Иначе нельзя, у меня же и лошади, и собаки, и по КРС планы большие. Всё можем делать, если захотим. Вот такие мы универсальные люди…

Сибирская Швейцария

Наш вопрос, помогает ли Владимир Остапченко родной Генераловке, его даже немного удивил.

– Ну, конечно, – наша же деревня! Нас тут двое фермеров в округе, и в помощи родной Генераловке никогда не отказываем. И техникой селу помогаем, и местной школе всем, чем можем. Церковь сами строим. Асфальтовое покрытие дороги почти полностью сделали. Еще много чего интересного хотим построить в селе, но надо сначала согласовать все с властями, утвердить смету в Москве. У нас же тут и спорт хорошо развит, раньше даже своя детская спортивная школа была по велоспорту. И сейчас есть велоспорт, лыжи, спортивная борьба. Это тоже надо развивать.

Кстати, о спорте. Среди многочисленных гостей, побывавших в КФХ Остапченко, значится и легендарный хоккеист Вячеслав Фетисов, экс-глава Росспорта. А если перечислить всех, кто побывал на генераловских землях, получится солидный список, в котором немало высокопоставленных персон, в том числе и экс-министр сельского хозяйства России Алексей Гордеев. 

Остапченко – хозяин гостеприимный и хлебосольный. Может сам на баяне сыграть, спеть для гостей свою любимую песню из фильма «Дело было в Пенькове». А однажды специально к приезду высокого гостя из Казахстана решил поставить в своей усадьбе настоящую юрту по соседству с прудом. Обратился фермер к знающим людям. И что вы думаете? Мастер сшил по его заказу чехол юрты немалых размеров за одну ночь. Если учесть, что юрту таких размеров обычно шьют несколько женщин, и не один день, сам этот факт вполне можно занести в Книгу рекордов Гиннеса.

Да что там юрта! Как-то Остапченко засадил свою усадьбу розами, и его гости долго потом с придыханием вспоминали, как побывали у необычного  фермера, у которого цветет миллион алых роз.

Кстати, вершина знаменитой юрты у него стилизована под российский триколор, что по-своему символично. Своих патриотических настроений Владимир Остапченко никогда не скрывал и не скрывает. В каких бы краях ни путешествовал, тянет его всегда на родину, в милую сердцу Генераловку. Между прочим, на Украине, родине предков, он тоже побывал. Приехал в Киев на пасхальной неделе, посетил старинные православные храмы, Киево-Печерскую лавру. Вся эта красота, конечно, задела природного украинца за живое, но по Сибири он все равно скучал...

А на празднике по случаю тысячелетия Казани он побывал вместе со своим  главным специалистом по лошадям Александром Воропаевым. Знакомство Воропаева с высокопоставленными любителями конного спорта тогда помогло им получить пропуск туда, где громкое событие отмечали президенты, премьеры и арабские шейхи. «Как будто на Олимпийских играх побывали!» – вспоминает это событие Остапченко.      

Что касается заграницы, к ней он относится спокойно. Говорит, еще в армии насмотрелся на ту благоустроенную жизнь, когда служил в Восточной Германии.

– Многие мечтают куда-нибудь уехать, а я не хочу жить ни в Германии, ни в Америке, ни в какой другой стране, – вслух размышляет  Остапченко, и на его загорелом лице появляется доверчивая, светлая, какая-то неизбывно детская улыбка. – Мне Сибирь дорога, вот эта земля, где мои деды жили. Это место мне дорого. В других краях уже всё не то. Как-то в Швейцарию прилетел в командировку, двое суток пробыл, потом билет сдал и улетел домой раньше срока…

А чему тут удивляться! У генераловского фермера Владимира Остапченко это главная мечта – создать на родной земле свою «сибирскую Швейцарию». Сил и трудолюбия у него для этого хватит...   

 

ДОСЬЕ

Дата и место рождения: 28 марта 1961 года, село Генераловка Одесского р-на Омской обл.

Знак зодиака: Овен - Бык

Образование: Сибирский государственный институт физической культуры и спорта     

Должность: глава крестьянского фермерского хозяйства

Увлечение: игра на баяне 

Любимые виды спорта: лыжный спорт, велоспорт, спортивный бег

Любимые фильмы: «Солдат Иван Бровкин», «Дело было в Пенькове» и другие образцы советской киноклассики

Любимый уголок Омской области: Одесский район

Любимое время года: весна

Любимое дерево: липа

Любимые животные: собака, лошадь

Жизненный девиз: «Вперед, только вперед!»