Профессионалы

Автор: Алла ЛАДАН
Фотограф: Валерий ГАШЕЕВ

Быстро, выгодно, комфортно

 

Можно ли доехать из Омска до станции Мариановка или Любино всего за 38 минут? В тепле, уюте, чистоте, расслабившись и абсолютно не ощущая дороги. Оказывается, можно. Для этих целей в ОАО "Омск-пригород" служат три электропоезда повышенной комфортности, следующих по маршрутам: "Омск-Петропавловск", "Омск-Тюмень", "Омск-Новосибирск".

Самолетом - хорошо, электричкой - лучше!
Электропоезда повышенной комфортности, следующие на дальние расстояния: в Тюмень, Петропавловск, Новосибирск, ноу-хау омских железнодорожников, в частности ОАО "Омск-пригород", образованного в 2003 году. Первая такая электричка была запущена по маршруту "Омск-Новосибирск" 30 апреля 2003 года и сразу полюбилась пассажирам. Двумя годами позже, в 2005, отправились по маршрутам дальнего следования петропавловская и тюменская электрички.
Что включает в себя термин "повышенная комфортность"? Прежде всего выигрыш в скорости, за счет чего пассажиры экономят время в пути. До Новосибирска такая электричка идет чуть больше шести часов, до Петропавловска  - около четырех часов, до Тюмени - около семи. Причем на таможне и границе с Казахстаном она стоит всего 40 минут, а пассажиры фирменных поездов на все необходимые таможенные и приграничные процедуры тратят порой больше времени.
Электропоезда повышенной комфортности состоят из вагонов трех классов. Число их зависит от пассажиропотока, который в праздничные и выходные дни обычно увеличивается. Вагоны третьего класса - с большим количеством посадочных мест, с мягкими сиденьями, с местом для курения. Вагон второго класса - мягкий, с меньшим количеством мест. Первый класс отличается от второго наличием столиков и телевизоров, на экранах которых демонстрируют легкие отечественные фильмы. В вагонах второго и первого класса мягкие удобные сиденья, чем-то напоминающие кресла самолета, красивые шторы, ковровые дорожки, в тамбурах - напольное покрытие. В электропоездах, как правило, по одному-два бара, где предусмотрено и горячее питание. Во избежание конфликтных и непредвиденных ситуаций действуют службы сопровождения и контроля. В каждом вагоне - проводник, в обязанности которого входит проверять документы пассажиров, следить за чистотой, за тем, чтобы человеку было комфортно и хорошо во время следования в пути. Всего обслуживают эти электропоезда 60 проводников и 7 бригадиров, прошедшие специальное обучение, умеющие, в первую очередь, общаться с разными людьми и следующие в своей работе принципу - пассажир всегда прав. Одна из интереснейших традиций коллектива проводников ОАО "Омск-пригород"  - проведение новогодних лотерей с Дедом Морозом и Снегурочкой  30 и 31 декабря. Каждый пассажир, следующий в эти дни электропоездом повышенной комфортности, получает приз. А супер-приз достается обладателю счастливого места, разыгрываемого тоже в лотерее. Обычно это бутылка шампанского или такой подарок, без которого Новый год сложно представить. В такой атмосфере время, потраченное на дорогу, пролетает незаметно. Впрочем, незаметно оно пролетает и без розыгрышей и конкурсов. В этом мы убедились, проехав в электропоездах различных направлений до ближайших станций и пообщавшись с пассажирами.

Межгосударственный электропоезд "Омск-Петропавловск"
Отправление из Омска - 12.42, прибытие в Петропавловск - 16.38 (время московское)
Время следования в пути - 3 часа 56 минут

Знакомство с электропоездом начинаем с кабины машиниста. Она уютная, просторная и теплая. Машинист I класса с 30-летним стажем Александр Иванович Скачков отмечает: электропоезд более усовершенствован в управлении, может развивать скорость до 120 километров в час и пользуется большим спросом у населения. Кстати, проводники этого электропоезда проверяют и документы, дающие право пассажиру на пересечение границы, смотрят, все ли в порядке. Ведь впереди граница, и пересекать ее могут не только граждане России и Казахстана.
А вот что говорят пассажиры.
Омич Сергей раз в месяц навещает в Петропавловске родственников, ездит только этим электропоездом:
- Он очень удобен по времени: мы сели здесь днем, а в Петропавловск приехали еще не ночью, и оттуда он идет так же. Получается, что день не пропадает и многое еще можно сделать до обеда.
- Быстро, удобно, комфортно, - отзывается о поездке жительница Петропавловска Светлана. - В Омске у меня две дочери-студентки, навещаю их раз в месяц. Этот электропоезд самый удобный, очень многие жители нашего города пользуются им, знают о нем. Цены не выше, чем на обычном поезде. К тому же в поезде приходится порой сидеть на полке, а здесь - мягкое кресло. Хорошо то, что мы не делаем много остановок и пересадку в Исилькуле.
Дочь Валентины Анатольевны Печенкиной, жительницы Петропавловска, учится в Омске в аспирантуре, защищает диссертацию, поэтому матери приходится часто ее навещать.
- Очень удобно, что ездит такой электропоезд, - говорит женщина. - В нем очень хороший персонал, в вагоне всегда чисто. Продуманный и удобный график, уютно. Проводники очень приветливые, следят за пассажирами, чтобы никто не ходил, не шумел, не курил. Никогда не происходит никаких инцидентов. Не только я, но и все пассажиры очень довольны. Мы часто ездим и обмениваемся друг с другом мнениями. Раньше многим из нас приходилось проделывать этот путь на машинах и долгое время простаивать на таможне, российской и казахстанской. На это уходило времени по два часа на каждую, поэтому на таможенные процедуры и очередь тратилось времени больше, чем на всю дорогу. А здесь мы стоим на таможне всего сорок минут! Это очень удобно. Спасибо большое всем тем, кто придумал и создал этот маршрут!
Удобно ездить не только жителям Петропавловска, но и казахстанцам, проживающим в других городах. Так, в вагоне третьего класса мы познакомились с детской командой Карагандинской области по спортивной акробатике.
- Мы принимали участие во всероссийском турнире, проходившем в Омске и посвященном Юрию Зикунову, - рассказывает тренер Ботагоз Байбакушева. - Решили ехать этой электричкой, чтобы сократить время в пути. Добраться таким образом до Петропавловска, а оттуда поездом до Караганды для нас дешевле, чем брать билеты на поезд "Дружба". К тому же поезд отходит только завтра вечером, и мы потеряли бы целые сутки. Этой электричкой едем впервые, и нас все устраивает.
Ходить из вагона в вагон в морозный декабрьский день можно без верхней одежды - в электричке очень тепло. В первом и последнем вагонах, как пояснили мне проводники, установлены специальные тепловентиляторы. Как говорится - все для удобства пассажира!

Электропоезд "Омск-Тюмень"
Отправление из Омска - 4.46, прибытие в Тюмень - 12.02 (время московское)
Время в пути - 7 часов 16 минут
- Характерной особенностью ускоренных электропоездов является комфорт, предоставляемый пассажирам в вагонах трех видов, в зависимости от их желания, и время следования в пути, - рассказывает машинист Александр Иванович Петосин, два года управляющий электропоездом "Омск-Тюмень", или "Ласточкой". - Скорость его превышает скорость фирменных пассажирских поездов.
Электропоезд "Ласточка" на пути следования в Тюмень делает остановки на девяти наиболее крупных железнодорожных станциях, при этом тратит время до конечного пункта чуть более 7 часов. Это очень нравится пассажирам.
В вагоне первого класса в Тюмень следует группа банковских работников.  Лилия едет впервые.
- Раньше я ездила точно таким же электропоездом до Новосибирска и знала, что есть подобный до Тюмени. Очень хороший сервис в этих электропоездах, приятные проводники, все, что необходимо в пути. И вообще, "Омск-пригород" предоставляет очень хорошие услуги, которыми мы решили воспользоваться.
Пенсионерка Елена Григорьевна Леонова едет к родственникам в Тюмень.
- Почему именно эта электричка? Пенсия не позволяет мне покупать билеты на поезд, они дороже. А как только ввели этот электропоезд, с тех пор я на нем езжу - два раза в год. Удобно то, что утром он уходит, а в обед приходит.
Раз в три-четыре месяца в гости к родственникам на станцию Омутинскую приезжает омичка Ирина.
- Быстро, удобно, дешевле, чем на пассажирском поезде. Раньше, когда еще не ввели эту электричку, приходилось ездить на проходящем поезде, а теперь - только на электричке. На час быстрее я приезжаю в Омутинскую к своим родственникам. Удобство и быстрота!
Раз в каждые два-три месяца навещает родителей, проживающих в Называевске, Владимир с трехлетней дочкой. Он мог бы воспользоваться и обычной электричкой, но предпочитает ускоренную.
- Этот электропоезд удобнее. Ребенок маленький, и на час с лишним мы приезжаем быстрее. Цена на билеты тоже устраивает. Соотношение "цена - качество" оптимальное.

Электропоезд "Омск-Новосибирск" - мечта пассажиров
Отправление из Омска - 12.10, прибытие в Новосибирск - 16.50 (время московское)
Время в пути - 6 часов 40 минут

Он так и называется - "Мечта". Это первый электропоезд повышенной комфортности, появившийся в ОАО "Омск-пригород". Пожалуй, единственное отличие данного экспресса от двух других своих "собратьев" - это наличие жидкокристаллических телевизоров в вагонах первого класса. А в остальном - все те же уютные мягкие кресла, нарядные шторы, чистота и порядок. Хотя электропоезд повышенной комфортности - один из "старожилов" - ходит в Новосибирск уже пятый год, в нем всегда бывают пассажиры, которые едут первый раз. Такие, как новосибирец Алексей, которому рассказали об электричке друзья-земляки и омичи.
- Получается, когда едешь поездом "Новосибирск-Омск" туда и обратно, две ночи не ночуешь дома, поэтому лучше ехать электричкой. Я бывал на многих железных дорогах - очень хорошо отзываются об "Омск-пригороде", - говорит Алексей.
А новосибирец Сергей Токарев, приехавший в Омск в командировку на собственной иномарке, вынужден отправляться домой на электричке - и тоже впервые. Машина у него сломалась, а нужных для ее ремонта запчастей в нашем городе не нашлось.
- Мне надо быстрее все уладить, поэтому и еду электричкой. Обратно тоже постараюсь ею же, - поясняет Сергей.
Пенсионеры супруги Родиковы едут в Новосибирск на свадьбу к внучке. По совету дочери выбрали именно этот электропоезд.
- Очень удобно: быстрее, чем поездом, и места, говорят, хорошие, да идет мягче, - рассуждают пенсионеры.
Многие жители Новосибирска, такие, как Лилия, приезжая в наш город в командировку, пользуются именно электропоездом повышенной комфортности.
- Электричкой ездить быстрее, удобнее, комфортно в течение пути. Никто, как правило, не беспокоит. Пассажиры подбираются соответствующего статуса.
Не проблема отправиться в путь и пенсионерам.
- У нас пока лучше электрички нет, - говорит пенсионер Петр Федорович Гаврилов, отправляющийся к родственникам в Барабинск. - Она комфортная, мягкая, теплая.
- Не дорого для вас? - интересуюсь.
- Ну если прокатиться на хорошем поезде, то недорого!
Пенсионерка Валентина Дмитриевна едет к внучке в Новосибирск:
- Меня больше устраивает электричка, чем поезд. Я не люблю в поезде спать. А в электричке я через 6 часов уже там. Мне нравится.
- Очень удобно ехать, лучше, чем в поезде, - вторит ей другая пенсионерка Галина Денисовна -  живущая в Новосибирске. - За время пути я могу посидеть, что-то почитать, пописать, поразгадывать кроссворды, телевизор посмотреть. Тишина, особенно в вагонах первого класса.
- Наша основная задача - создать удобство и комфорт во время следования электропоездов пассажирам различных категорий: студентам, предпринимателям, пенсионерам, - поясняет генеральный директор ОАО "Омск-пригород", Почетный железнодорожник, заслуженный работник транспорта Российской Федерации, депутат Законодательного собрания Омской области Равиль Ахметович Бикбавов.
  - Поезда повышенной комфортности - лицо нашей компании, - говорит Евгений Ромуальдович Скаковский, начальник участка производства.
Проехав в этих электропоездах, послушав отзывы пассажиров, посмотрев на четкую, слаженную работу проводников и обслуживающего персонала, понимаешь, что это лицо  выглядит привлекательным,  теплым, доброжелательным и довольно симпатичным.

ОАО "Омск-пригород": реальность и перспективы
Однако компания "Омск-пригород" - это не только электропоезда повышенной комфортности, но и привычные для рядового пассажира так называемые зеленые электрички. Всего - 19 электропоездов, один из которых подлежит списанию.
- Каждую весну мы их красим, приводим в порядок внутренний интерьер, ремонтируем все санузлы, - рассказывает главный инженер предприятия Владимир Иванович Белоусов. - Исправно работает калориферное отопление в вагонах, к зимнему периоду утепляются окна, производится ремонт дверей.
Следует отметить, что парк электричек далеко не новый, в среднем возраст его - 30-40 лет. Самой старой электричке 44 года. Многие из них давно уже выработали положенный срок эксплуатации - 28 лет. Но благодаря прохождению капитального и иных видов ремонта в мотор-вагонном депо "Омск" служат исправно и по сей день. С 2001 года происходит постепенная замена старых электричек на новые. Два электропоезда - обычный и повышенной комфортности - приобрело для "Омск-пригорода" правительство Омской области. Две электрички подверглись капитально-восстановительному ремонту, причем одна из них в 2007 году заняла в новосибирском смотре-конкурсе составов первое место. В 2008 году ожидается приобретение еще двух новых электропоездов, причем один - за счет средств ОАО "РЖД", второй - правительством Омской области. Данное решение отмечено в соглашении, подписанном президентом ОАО "РЖД" Владимиром Якуниным, губернатором Омской области Леонидом Полежаевым и начальником Западно-Сибирской железной дороги Александром Целько в ноябре 2007 года во время визита главного железнодорожника страны в Омск. Таким образом, парк электропоездов постепенно обновляется, что позволит ему служить исправно пассажирам еще не один десяток лет.
Только вторая половина 2003 года для существующего пятый год ОАО "Омск-пригород" оказалась убыточной. Все остальные - прибыльные. Так, по продаже билетов на электропоезда повышенной комфортности в ушедшем году наблюдался рост 128 % по сравнению с 2006 годом. Это немалое достижение и результат активной деятельности генерального директора компании Равиля Бикбавова. Его многолетний опыт работы на железной дороге, профессионализм, знания, ответственный подход к делу и добросовестность привели компанию к значительным успехам. К слову, идея пуска электричек дальнего следования на Новосибирск, Петропавловск и Тюмень принадлежит также генеральному директору. Непросто приходилось пробивать эти маршруты, но позже руководство ОАО "РЖД" за их открытие прислало губернатору Омской области благодарственные письма.
Чем примечателен для компании 2007  год? По словам Равиля Ахметовича, в первую очередь, визитом в наш город Президента ОАО "РЖД" Владимира Якунина, который дал высокую оценку новому вокзальному комплексу, в целом работе омских железнодорожников. Введен в строй новый цех мотор-вагонного депо на станции Омск-Пассажирский, предназначенного для проведения технического обслуживания и текущего ремонта электропоездов пригородного и межобластного сообщения. Реконструкция позволила увеличить общую площадь цеха до 5 тыс. квадратных метров. Длина нового производственного корпуса, вмещающего два состава по десять вагонов, - 250 метров. Современное технологическое оборудование цеха позволяет обслуживать каждый день 5 электропоездов, отправляющихся в рейс, вместо двух прежде, а также более качественно проводить диагностику всего оборудования электроподвижного состава, механизировать рабочие операции.
В новом году "Омск-пригород" переходит на новый этап своего развития, а именно увеличивает уставной капитал.  Западно-Сибирская железная дорога отдает компании свою долю собственности в совместно построенном пригородном вокзале с пешеходным переходом и пятью электропоездами, область - равноценную долю в пригородном вокзале и два электропоезда повышенной комфортности. Вся процедура передачи будет завершена к марту 2008 года.
В подписанном соглашении также предусмотрено введение в строй железнодорожной платформы на 145-м километре по ветке до станции Иртышской. Работы уже ведутся. Открытие платформы позволит жителям восьми близлежащих деревень ездить электричкой, а не отправляться за десятки километров в Нововаршавку на автобус, чтобы доехать до Омска. В перспективе намечена реконструкция привокзальной площади, где будет станция метро, новая гостиница, а также строительство специальных подъемников и даже лифтов для инвалидов и пожилых пассажиров в наземном пешеходном переходе.
- Самое главное - ушедший год поработал на перспективу, - отмечает Равиль Ахметович. - Новое депо, новый цех, новые электрички, приобретение в собственность имущества, когда компания становится полноправным хозяином. Безусловно, существенную помощь нам оказывает Западно-Сибирская железная дорога и правительство Омской области. Все их действия направлены на улучшение качества обслуживания пассажиров, для людей, их блага. Нам при такой помощи работать плохо просто нельзя.

Содержание