хоккей

 

Галина ГАВРИШ, фото Вячеслава КРУЗМАНА

 

Школа будущих Буре

 


 

Город просыпается и начинает жить своей будничной жизнью. Улицы заполняются спешащими на работу людьми, слышен все нарастающий гул машин. И среди этой утренней суеты предстает картина порой важного, а порой немного забавного своей непосредственностью шествия человечков величиной «с ноготок». Следом за каждым из них идут взрослые, чаще мамы и бабушки, реже папы и дедушки. А на плече обязательный атрибут – огромная сумка и полный комплект снаряжения для тренировок в детской спортивной школе хоккейного клуба «Авангард».

Виктор Прокопьевич Стародубцев – тренер группы начальной подготовки. Его подопечные еще совсем малыши, от четырех до шести лет. Хотя многих называть малышами просто непростительно. Стоит только посмотреть на то, как они катаются да управляются с клюшкой. Уже чувствуется школа. 

Разные дети приходят в хоккей, и у каждого свой путь. Некоторые уже умеют кататься, быстро осваиваются, для кого-то этот путь начинается с четверенек на льду и падений. 

– Виктор Прокопьевич, каким образом проходит отбор будущих хоккеистов?

– Когда они приходят, мы берем всех. И занимаемся помимо льда физической подготовкой. Здесь, в спорткомплексе, у нас очень хороший спортзал. К тому же  занимаемся на стадионе «Динамо», на Зеленом острове бегаем кроссы. Их общефизическая подготовка – это фундамент всего строения. Чтобы выдерживать все упражнения на льду, надо быть хорошо подготовленным физически. Поэтому мы создаем базу для того, чтобы дети могли прочно усвоить уже ледовый материал. До 12 лет занимаемся многоборьем, легкой атлетикой, подвижными и спортивными играми. И лишь потом  – с клюшками и шайбами.

– Как вы учите их кататься, ведь не все сразу умеют стоять на коньках?

– Мы даем специальные упражнения – и на коньках, и обязательно в спортзале. Потому что если у ребятишек слабые ножки, то они будут проваливаться вовнутрь, а отсюда неправильное катание. Ну и, как говорят, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. У нас группы разделены. Первая – это те, кто катается уже давно. Вторая – новички. Зачастую ребята из первой группы остаются на вторую тренировку. И те, кто недавно встал на коньки, смотрят на них, повторяют и довольно быстро учатся.

– В игре очень важна маневренность. Насколько трудно мальчишкам даются катание спиной вперед, различные повороты?

– Раньше было сложно. У меня занимались ребята очень талантливые, например Свитов, Баранов, Шастин, Бутов, им это тяжелее давалось. Не было условий. Сегодня условия для занятий просто идеальные. Здесь такой комплекс – и спортзал, и лед, кроме этого лед дают еще и в «Тополином», а при необходимости задействуем СКК «Иртыш». А раньше мы катались на открытом льду. В «Нефтянике», около Цирка. Было в этом некоторое преимущество – ребята катались по месту жительства и, соответственно, много.

– Все-таки не хватает тренировок на льду?

– Здесь немного другое. Это как музыке учатся. В школе тренируются, а дома должны еще все полученное на занятиях отработать – закрепить материал. Например, родители с Левобережья объединяются, едут через весь город на стадион Шинного завода, и там дети катаются дополнительно. Потому что тренировка, какая бы она ни была, это задание на дом.

– Какова роль родителей в процессе подготовки будущих спортсменов? И насколько она важна?

– Я после тренировки захожу в раздевалку и благодарю родителей за помощь в работе. Ситуация складывается следующая. Вначале, когда родители только приводят детей в спортшколу, они в процессе тренировки посторонние люди, просто наблюдатели. А сейчас настраивают детей так – вы приходите сюда не просто играть, а учиться. Важно двустороннее взаимодействие.

– Как вы считаете, тренер должен быть строгим?

– Безусловно. Так же, как обязательна похвала. У Владимира Леви есть книга «Нестандартный ребенок». Там прямо написано, за что надо хвалить, допустим, за работу или даже за мелкие достижения, и за что хвалить нельзя. Если сильный от природы, так за что тут хвалить? Родители сейчас мою позицию понимают, хотя раньше говорили, мол, слишком строго с ребятишками разговариваете. Позвольте, но вы же пришли заниматься на профессиональном уровне. Это не детский клуб, где по головке гладят. Здесь нужно спрашивать, и спрашивать изначально строго. Идет серьезная работа. Надо видеть, воспринимать и делать то, что требуется. Необходимо научиться смотреть. Я все делаю «живьем» – объясню и тут же покажу.

– Не лишает ли ребятишек серьезный труд с таких лет детства?

– Нужен правильный подход. У нас занятия через день. И родителям я говорю, чтобы они не приводили детей каждый день. Необходимо еще и общее развитие. Человек должен питаться тремя видами пищи – физической, умственной и духовной. Если одна из этих составляющих отсутствует, развитие будет негармоничным. Спорт сейчас интеллектуальный. Если ребенок не хочет соображать, у него нет чувственного восприятия, то это человек односторонний, и он, как правило, ничего не добивается.

– То есть не надо забывать, что они прежде всего дети?

– Конечно. Необходимо заботиться об их всестороннем развитии. Мы даже старших силой водили в театр, а теперь они уже сами ходят. Со своими женами или девушками. Появилась потребность. Все закладывается в детстве. Важно дать духовный материал.

– По-видимому, шестилеткам еще далеко до матчей?

– Ну почему же! Сейчас все раннее. Фигуристов с трех лет набирают, а с пяти они уже на соревнованиях. Так и у нас – уже в этом году с 22 по 28 января в Тюмени прошел официальный турнир «Сладкоежка». Могу отметить, что среди ребят, родившихся в 1999 и 2000 годах, много талантливых. Если брать историю, то, по статистике, большое количество гениальных людей родилось на стыке веков.

– Каким образом идет дальнейшее формирование команд?

   Мы единственные в стране, кто формирует две команды одного возраста. Я считаю, это правильный подход. Потому что кто-то пришел в хоккей в 4 года, а кто-то в 8 лет, и, естественно, у него еще не хватает общей физической подготовки, игровой практики. До 12-13 лет ему нужно поиграть пока во второй команде. Возможно, в будущем он и проявит себя. А так мы можем упустить талантливого хоккеиста. Например, того же Свитова  нигде не брали в сборную. Но когда он развился, играл в сборной России. 

– Вы вкладываете в ребят всю душу. Не жалеете, если они уходят, не став хоккеистами?

– Просто так никто от меня не уходит. Обязательно посоветую, где ребенок может лучше себя проявить, на что переключиться. И бывает, потом он добивается многого. Мы должны быть в одной упряжке: родители, тренеры и учителя в школе.

– До какого возраста ребята занимаются в спортшколе?

– В 16 лет они переходят во вторую команду «Ястребов». Там занимаются два-три года. На них смотрят, их отдают играть «в аренду» в другие клубы. Наблюдают, как они развиваются, пробуют в основную команду. В общем, дальнейшая их судьба уже в их собственных руках.

Какая спортивная судьба ждет сегодняшних подопечных Виктора Прокопьевича, предугадать трудно. Но он считает, что именно в этой группе много талантливых мальчишек, среди которых сейчас уже выделились лидеры. А это очень важный момент как для команды, так и для игры в целом. Более того, тренер убежден, что, имея такие прекрасные условия для занятий, есть реальная возможность подготовить этих ребят так, что в будущем они будут собирать урожай из одних только побед.