омичи за границей

 

Айгуль Бескемпирова

 

Из Чикаго – с любовью

 


 

«Школа обучает лучше наша, университеты – их»

Три с половиной года из своих двадцати двух Аня Тимофеева обучается за рубежом, в США. Началось с того, что студентка факультета международного бизнеса ОмГУ выдержала жесткое тестирование и прошла по конкурсу. Единственная омичка из пятидесяти российских студентов, получившая право на обучение по программе Freedom Support Act (Акция в поддержку свободы). Так Аня стала студенткой  Ashland University, расположенного в штате Огайо. Более того, она удостоилась университетской стипендии, то есть полного обеспечения проживания и обучения. «Мне повезло, - говорит Аня, -  что президент университета знал русский язык, бывал вместе с женой в СССР и был лояльно настроен к выходцам из России». В зачет пошли, конечно, и ее собственные отдача и работоспособность.

Учиться ей всегда было интересно. И сейчас, обучаясь уже в магистратуре, она свой рабочий день начинает в шесть утра и заканчивает после девяти вечера. Несмотря на напряженный режим, умудряется перевыполнять учебный план. Из положенных по программе двух лет обучения тринадцати учебных курсов она взяла уже восемь. И справляется, хотя и не скрывает, что в середине четверти бывает очень нелегко. Помогают собранность и большая самоотдача.

По упомянутой выше программе в Штатах сейчас обучаются триста студентов из бывшего Союза: больше всего – сто человек - из Украины, пятьдесят россиян и остальные из  республик СНГ.

     - Очень привлекает, - говорит девушка, - свобода выбора в американских вузах. Если ты не определился с выбором будущей профессии, пару лет можно обучаться по неопределенной специальности. Это позволяет позже сделать осознанный выбор, не совершить ошибку или с меньшими потерями поменять специальность.

В целом же, уже имея наглядную возможность сравнить американскую систему обучения с нашей, Аня согласна с общеизвестным утверждением, что наша, российская школа дает базовую подготовку качественнее, чем в Штатах. «А вот университеты готовят лучше там,» - утверждает она, ведь ей  есть с чем сравнить - за плечами два года учебы в ОмГУ.         

«Америка - она разная»

Магистратуру Аня проходит в университете города Чикаго, где и живет последние полтора года. «Это уютный, комфортный для проживания современный город, где деловой центр в уик-энды вымирает, все уезжают в пригород».

Дом, где она снимает квартиру, в самом центре. Как большинство высоток этого района, в нем имеется гостевая зона – на одном из этажей спортзал со всем необходимым оборудованием и бассейн, в любое время суток совершенно бесплатно доступные  жильцам дома. Для нас это что-то из области фантастики.

В первый год жизни в Америке Аня много путешествовала, побывала и в соседней Канаде, показавшейся после интенсивного ритма американского мегаполиса тихой и пустынной. Впервые в одно из этих путешествий она увидела Тихий океан, попала в самую  южную точку страны, в Сан-Диего, во Флориду, в Калифорнию.

 «Америка - она разная, - продолжает Аня. - Маленькие городки, сельскохозяйственные районы - это совершенно другая Америка. В штате Огайо, где она обучалась на бакалавра в течение двух лет, проживают очень религиозные американцы: обязательное посещение церкви каждое воскресенье, отмечаются строго все религиозные праздники. Отношение к большому городу – резко отрицательное. Знакомая женщина, мать двоих детей, с гордостью говорит о том, что ее сыновья никогда не были в большом городе, как о факте положительном и значимом.

Такие штаты не только религиознее остальной Америки, но и значительно ее беднее. Поразил Аню такой факт. Когда она получила свой первый заработок, начав работать после  получения диплома бакалавра, выяснилось, что ее зарплата превышает весь доход семьи ее подруги, родители которой трудятся в этом городке уже многие годы.

«Америкоцентричность»

- Когда я обучалась еще в Эшланд Юниверсити, как-то готовила презентацию России по своей программе и решила показать на карте, где она находится. Каково же было мое удивление, когда сокурсник-американец огорошил меня словами: «А у нас совсем другая карта…» Оказалось, на самом деле на их карте Америка расположена в самом центре, а все остальные страны и континенты где-то сбоку от нее…

Постепенно первоначальное восторженное чувство: «это мое, моя культура, то, что мне надо…» - через год-два  сменилось у Ани на более критичный взгляд. Она все больше задумывается над тем, что  не хотела бы, чтобы ее будущие дети разделяли те ценности, которые превалируют в американском обществе. Не по душе ей и это разделение: дети сами по себе,  родители - сами по себе…

Когда к одной из ее знакомых после окончания учебы вернулась дочь, ее мать потребовала плату за проживание. Не могут не шокировать и фразы типа «она ест из моего холодильника».

Выросшая в семье с совсем другими устоями, Аня мечтает о близости между всеми поколениями в семье… Там же по достижении 18 лет и поступлении на учебу фактически прерывается связь с родителями. Беря заем на обучение, многие так и выплачивают его сами всю жизнь. Хотя, конечно, нередки и семьи с более  либеральными  отношениями.

Свобода личности и несвобода от стереотипов

Америку называют страной тучных людей. И причина не только в  фастфудах, но и в образе жизни. В городе народ более поджарый, там другой ритм жизни,  в пригороде больше полных людей. Люди разнятся  внешне даже по штатам. В Калифорнии, к примеру, модно быть спортивными, подтянутыми, там следят за своей внешностью, там доброжелательнее лица.

Нравится Ане такая особенность, как уважение к личному пространству. В любой очереди к тебе не подойдут ближе определенного расстояния. И манера москвичей, обежав тебя, встать на эскалаторе прямо перед тобой, Ане уже неприятна.

Американцы несвободны от стереотипов. Впрочем, ведь этого не избежали и мы. Услышав от Ани, что она родом  из Сибири, бедные американцы даже меняются в лице. Для них Сибирь – это круглый год лютая зима, снег и медведи на улицах.

 «Почему ты не пьешь водку, ведь ты  русская?» - это из тех же стереотипов о русских, якобы непрерывно пьющих водку.

И все же в целом американское общество достаточно толерантное. Ведь тот же Чикаго – интернациональный город. В нем одних только поляков проживает миллион. Есть целые этнические районы типа Чайна-таун, корейские, греческие  и т. д. Район, где проживают русские, называют районом русских евреев, здесь много русских магазинов, ресторанов. Нежелательно заходить в бедные южные районы – небезопасно. На День святого Патрика даже реку Чикаго на один день перекрашивают в изумрудный цвет – по древней ирландской традиции. И хотя не обязательно все чикагцы имеют ирландские корни, это всеми приветствуется.

Праздники дома и в Америке

Домашние называют Аню  устроительницей праздников. Их она устраивает множество и по любому поводу – «потому что люблю праздники»… С детства, лет с трех, потребовала, чтобы день рождения ей устраивали каждые полгода. Приучила к этому же своих американских друзей. Последний «полугодник» отметила  23 ноября, получив 185 роз – ровно столько дней минуло с предыдущего дня рождения 23 мая.

Однажды, еще живя в Омске, устроила родителям настоящий праздник в день 20-летия со дня их свадьбы. Отправила их в кинотеатр, купив предварительно билеты, а сама  занялась подготовкой сюрприза. Вернувшись, они попали на искрящийся от света, гирлянд, шаров и торжественно накрытого стола праздник, где их ждали дорогие и неожиданные гости.

Своей привычке готовить сюрпризы Аня не изменяет и за океаном. Например, может запросто подарить другу полет на воздушном шаре над Чикаго. Друзья отвечают ей тем же. То подарят поездку в Калифорнию, когда до самого отъезда не знаешь, куда попадешь, то подвезут к самому побережью Атлантического океана, до последнего момента скрывая сюрприз. Тем более незабываемо тогдашнее ее ощущение, «когда в самом конце ноября мы забегали в воды Атлантического океана».

Рождество по-американски – это великолепно украшенный город, расцвеченные огнями дома. В газетах рассказывается о самых нарядных из них, и даже организовываются маршруты поездок в такие кварталы для тех, кто хочет полюбоваться зрелищем.

Однажды Аня встречала Рождество в американской семье, живя две недели по программе пребывания. «Обалденное чувство ожидания утра, когда у елки все раскрывают подарки, начиная с носков, в которых припрятаны приятные мелочи. За большим семейным завтраком разрешается даже то, что всегда запрещалось, например есть много сладостей».

Любимый Омск

Конечно, Аня скучает там, за океаном, по родителям, по родному городу. Всякую свободную минуту отслеживает в Интернете омские новости. Может позвонить домой: «Папа, своди сегодня маму в «Маяковский», там интересная премьера…».

- Мы от Ани порой раньше узнаем омские новости, - смеются родители, - где какая выставка открылась, например.

За три с половиной года это лишь второй визит Ани домой. Первые два года учебы в Огайо она вообще была там единственной русскоговорящей студенткой. И неизбежный легкий акцент – следствие привычки к артикулированию других звуков - выдает в ней человека, долго живущего за границей.

Всего на несколько дней приехала она в Омск, с удовольствием отмечает перемены: «Город здорово меняется, столько новых красивых зданий, транспортных развязок… А еще перемены в людях, моих сверстниках». Она отмечает, что далеко не всех из них привлекает перспектива жизни за границей. В День благодарения к ней в Чикаго заехали находящиеся в Америке по рабочей программе друзья. «Им вовсе не хочется жить в Америке, как, впрочем, и в Москве. Они говорят о том, что хотят развивать Омск: «у нас такие-то планы, мы откроем то, это…».

Такие слова молодежи удивляют и обнадеживают. Жизнь вокруг действительно меняется, меняя и нас, делая возможным выбор, для каждого – свой.

После комфортного пребывания дома нелегко уезжать далеко от него. «Но так надо», - говорит себе эта хрупкая, удивительно целеустремленная девушка. Поставив себе однажды высокую планку, она раз за разом одолевает ее, осваивая мир, который понятнее, когда видишь его вблизи.