творчество/ с песней по жизни

 

Татьяна БАЦЕВИЧ

Фото Николая МИХЕЕВА и из архива Л. КАЗАРИНОЙ

 

В перерывах между аплодисментами

 

– Осенью мне нравится собирать букеты из кленовых листьев в Старозагородной роще, –  говорит известная омская певица Любовь Казарина, и ее зеленые глаза наполняются особым светом. – Это мой любимый уголок Омска. Особенно мне нравится пруд с маленьким мостиком, на котором так приятно постоять, разглядывая водную гладь…

Рыжие волосы еще больше подчеркивают пронзительность ее взгляда. Неслучайно из всех времен года она любит осень с ее палитрой ярких красок. Ведь и сама она – как яркий подарок, как женщина-праздник…

Чем труднее жизнь, тем выше каблук

У каждого города своя музыкальная культура. В Омске немало одаренных авторов и исполнителей, формирующих эту среду. Уверенное меццо-сопрано Любови Казариной сразу отличишь среди всего омского многоголосья. Ее сочный, объемный голос, отшлифованные с годами артистизм и пластика завораживают с первых же минут.  Каждый концертный номер для нее – возможность пообщаться со зрителем, рассказать о том личном, что кроется за музыкой и стихами. Подкупает разнообразием и репертуар солистки, включающий в себя не только лирические вокальные миниатюры, но и большие циклы тематических произведений для эстрады. Особняком значатся песни, посвященные родному городу. Любовь Казарина поет об Омске, потому что любит его. Это город, где она родилась и выросла, где родились и выросли ее дети…

У того, кто видел Казарину на сцене, в сознании прочно утвердился образ женщины-праздника. Каждая ее песня – мини-спектакль, требующий серьезной работы над образом и оригинального костюма. На самом деле в личной жизни певицы праздников не так уж много. Всего приходится добиваться собственными силами и с большим трудом. 

– Конечно, мои дети никогда не сидели голодными, но во всем  остальном они выросли почти в пуританских условиях. Прежде чем купить дочерям какую-то вещь, я часто просила их подождать, потому, что шила себе новый костюм…

В ее голосе слышна боль. Но убежденность в том, что внешность артиста должна быть всегда безупречной, заставляет прятать эту боль. Казарина относится к той категории женщин, которые считают: чем труднее жизнь, тем выше должен быть каблук и уверенней походка.

– Всегда приходится жертвовать чем-то, – говорит она. – Я поняла это  еще в детстве, на примере своего отца. Он мог стать оперным певцом, но устроился водителем в строительную организацию, чтобы заработать на квартиру для семьи. Так и шоферил потом всю жизнь…

Ее родители приехали в Омск по комсомольской путевке и познакомились на стройке. Будущая певица родилась в общежитии, которое у нас до сих пор помнят под названием «шестисотка». Когда стало ясно, что девочка обладает музыкальными способностями, ее отдали в музыкальную школу на Московке. Свой путь певицы она начала в составе девичьего вокального ансамбля «Аэлита» при ДК «Текстильщик».

«Ледниковый период» певицы Казариной

В ту пору Любе казалось, что петь для человека также естественно, как и дышать. Она мечтала о спортивной карьере и занималась фигурным катанием в парке культуры и отдыха имени 30-летия ВЛКСМ. Позже стала кандидатом в мастера спорта по фигурному катанию. По прошествии лет, в 1997 году, во время открытия в Омске чемпионата мира по ринкболу, многие были удивлены, что Любовь Казарина спела приветственную песню, катаясь на коньках. Чуть позже это поразило Ирину Роднину, приехавшую в Омскую область на открытие ледового стадиона. Так что популярный у телезрителей «Ледниковый период» для  Любови Казариной – давно и успешно пройденный этап.

После окончания средней школы родители предложили дочери не спешить с выбором профессии, а поработать какое-то время на заводе. Так, в колпаке из марли и с лупой на глазах, Люба Казарина оказалась в цехе № 16 завода «Электроточприбор». Здесь делали индикаторы для звукозаписывающей аппаратуры. Сидя за конвейером, она тихонько напевала, представляя, как ее голос будет звучать когда-нибудь из динамиков магнитофонов, к производству которых она сама приложила руку.

Через год девушка уже училась на дирижерско-хоровом отделении культпросветучилища. Педагоги сразу отметили оригинальность ее голоса и нестандартную исполнительскую манеру.

– Какие специалисты работали в этом училище! Альберт Дмитриевич Ложников, Ольга Ивановна Смородина, Зита Александровна Старцева… Низкий им поклон! Они учили не только сольному, но и ансамблевому, хоровому пению. Чувство локтя у меня – из той поры ученичества. Навыки, приобретенные тогда, помогают до сих пор и в сольной карьере, и в работе с большим коллективом.

В составе студенческих самодеятельных коллективов Люба ездила по районам, выступала на концертных площадках Омска.

Уже тогда она начала внимательно вглядываться в лица зрителей, чтобы научиться  читать по их глазам, какие песни и какой исполнительский образ нравятся им больше всего. И очень скоро поняла: даже самые современные музыкальные произведения способны дойти до сердца слушателя только в том случае, если в них затрагиваются вечные темы. Зритель не прощает артисту небрежности и панибратского отношения к себе.

– На сцене нужно выкладываться полностью. Никого не волнуют ни твоя головная боль, ни твои проблемы. Если ты вышел к зрителю – играй свою роль, – категорично заявляет певица. – Другое дело, что в жизни не все так гармонично, как в музыке.

Что знает о любви Любовь…

После окончания училища она познала и радость материнства, и горечь  разочарования в любви. Первый брак быстро распался. Но «зацикливаться» на семейных проблемах было некогда.

Объявление о том, что в ДК нефтяников требуется методист, попалось ей на глаза очень своевременно.

– Как хорошо меня принял директор ДК Александр Николаевич Яковенко! Стоило заикнуться о том, что я пою – и мы тут же нашли общую тему для разговора. Он-то и отвел меня в ансамбль «Хорошее настроение» к Петру Францевичу Пионткевичу. 

В нашем городе Пионткевич – личность легендарная. Аристократ духа, интеллигент старой закалки, музыкант и педагог по профессии, поэт и художник в душе. Казарина пришла к нему в коллектив, когда там уже занимались Татьяна Пак, Людмила Захарченко, Лилия Чапская, Наталья Ковыршина и Людмила Пионткевич.  Жесткой конкуренции между ними не было. Каждая участница была самодостаточной. И новая солистка «пришлась ко двору».

Новая страница в ее судьбе была связана с гастрольными турами по союзным республикам и поездками за рубеж. В один из счастливых дней во время круиза по Дунаю, на вершине горы Геллерт в Будапеште ей признался в любви Анатолий Белоусов – одаренный и к тому времени хорошо известный в Омске музыкант. По возвращении домой они решили пожениться. А вскоре Любовь запела колыбельные песни для младшей дочери.

– Недавно я записала на омском радио и телевидении новую песню о православных покровителях семейной жизни Петре и Февронии. Пока работала над материалом, все время думала, что это и о нас с Толей. Ведь после долгих лет совместной жизни семья – уже не столько любовь, сколько взаимное терпение, уважение,  ответственность друг за друга и в какой-то мере жертвенность…

Рассказывая о себе, Казарина подчеркивает, что ей везло на встречи с интересными, талантливыми людьми, у которых можно было чему-то научиться. Один из них – Валентин Иванович Сомов. До сих пор его называют «папой омской попсы». Именно он посоветовал Любови Казариной всерьез задуматься о сольной карьере и официально получить статус профессиональной певицы.

В содружестве с продюсерским центром «Валентин» карьера Казариной пошла по восходящей. В ее репертуаре появилась первая песня, написанная специально для нее – «Листопад любви» (музыка В. Сомова, слова В. Макарова). Вскоре она стала лауреатом областного конкурса «Солнечный ветер».

В тот период она заняла первое место в конкурсе на радио «Песня моей мечты», получила приз зрительских симпатий в конкурсе молодых исполнителей в Новосибирске. А в 1997 году, участвуя во Всероссийском конкурсе артистов эстрады имени Леонида Утесова в  Москве, покорила столичного зрителя. Тогда же Казарина завоевала Гран-при конкурса «Хит-маскарад» на «Радио России», где представила песню «Имя» омских авторов В. Удальцова и М. Гавриш.

«Засветившись» на музыкальном небосклоне столицы, Любовь Казарина получила приглашение выступить на юбилейном вечере композитора Павла Аедоницкого. Тот представил ее Оскару Фельцману, Юрию Саульскому, Андрею Эшпаю. Последний подарил певице сборник нот со своей песней «Что знает о любви любовь», которую она включила в свой репертуар. 

Еще через пять лет Казарина выступила в Концертном зале имени П. И. Чайковского вместе с такими звездами эстрады, как Лариса Долина, Ксения Георгиади, Валентина Толкунова, Иосиф Кобзон.

– Как бы пафосно это ни прозвучало, но перед выступлениями в Москве я всегда думала, что представляю не только себя, но и наш город. Не хотелось, чтобы в столице думали, будто мы, омичи, «лаптем щи хлебаем»…

Как призналась певица, больше всего она боялась не за свое исполнительское мастерство, а за внешний вид. И когда поняла, что ее наряд и манера держаться не хуже, чем у столичных артистов, волноваться перестала.

Не было смысла спрашивать у Любови, почему она не закрепила свои позиции в столице. Ни для кого не секрет, что в наше время для этого нужно обладать либо большими деньгами, либо напористостью. Ни того, ни другого у Казариной нет. Всё, чего она добилась в жизни, достигнуто ее талантом и обаянием.

…Популярность стоит недешево. Чтобы ее поддерживать, нельзя оставаться в тени. А быть постоянно на виду – это не просто. «Люди всегда хотят видеть во мне артистку. Не стану же я им объяснять, что только на сцене я – госпожа, сударыня, а в повседневной жизни – так же, как и они, жарю-парю, убираю, - делится героиня. Что и говорить, наш зритель, действительно, очень требователен. И порой, чем больше он любит артиста, тем труднее  прощает ему житейские промахи, слабости характера и личные неудачи. Но порой, узнав среди соседей по подъезду «лица с обложки» мы смотрим на них уже без придыхания. Как будто не можем простить, что их внешность, тронутая ретушью обыденности, несколько отличается от их же портретов на глянцевых страницах журналов. А уж, если нам становятся доступны бытовые подробности из жизни этих людей, то мы зачастую чувствуем легкое разочарование. Дескать, что это за небожители, если все у них так же, как у нас? Да в том-то и дело, что не так! Ведь жить под артобстрелом чужих оценивающих взглядов – тяжелое бремя: постоянно приходится быть начеку.  И в этом тоже кроется частичка профессионализма публичного человека.

…Мы рассказали о певице Любови Казариной вовсе не для того, чтобы лишний раз потешить обывательский интерес. Нам лишь хотелось вместе с уважаемым читателем порадоваться, что в Омске живут такие замечательные, творчески одаренные люди. Они стараются жить среди нас скромно, не козыряя титулами, не создавая ажиотажа. И многие из них силой своих художественных способностей прославляют не только родной город, но и своих соотечественников, то есть нас с вами.

 

Содержание