творчество/ дата

 

Эльвира КАДЫРОВА

Фото Бориса МЕТЦГЕРА

 

Григорий Олифиров: «Я по натуре бродяга»

 


 

В июле отпраздновал свое шестидесятилетие известный омский художник Григорий Олифиров. К юбилею были приурочены большая персональная выставка в Доме художника и выход его книги «Дороги жизни».

 Сибирские маршруты

 Григория Григорьевича многие знают не только как замечательного художника-пейзажиста, продолжателя традиций русского реализма, но и как фотографа, дизайнера, поэта. На стезю изобразительного искусства он встал, будучи уже взрослым, сформировавшимся человеком. Отсюда, наверное, неуемная жажда работы, стремление наверстать упущенное, поделиться впечатлениями, которые копились в душе долгие годы. Юбилейная выставка «Прикосновение» – уже восемнадцатая персональная. И, по мнению гостей, самая масштабная. На ней собраны лучшие работы художника разных лет, разных этапов творчества, а всего этих работ – около двухсот!

Главной темой для Григория Олифирова стали красота и величие сибирского края. Как в его живописи, так и в стихах.

 

Ты велика, Сибирь моя щедрая,

Ты велика делами людей.

Да богата чрез меру ты недрами,

Сей овес, жаль, не в наших коней.

 

Все поля и леса в разнотравье,

Пчелы борты медом зальют,

Кедр орехами ветки завалит,

Медовухи крестьяне нальют.

 

Запах вольный, сибирский, морозный

В нашей крови, в умах и делах.

Я люблю наши летние грозы

И сверчка, что за печкой, в пимах.

 

– Григорий Григорьевич, вас по праву называют певцом Сибири. Поэтому слова «Сибирь и Я» для вас наверняка наполнены особым смыслом?

– Безусловно. Поскольку все мои картины, за исключением Казахстана, Китая и Подмосковья, рождены Сибирью. Мало того, у меня есть работа «Слава делу первопроходцев сибирских». Это именно та работа, которая может звучать рефреном к любой выставке, а к сегодняшней особенно. Поскольку шестидесятилетие – это все-таки какой-то итог. Сибирь я объездил почти всю, был даже в Верхней Туре. Старая Верхнетурская крепость XVI века  проходит далее в Тобольск, Ханты-Мансийск, Сургут.  И это тоже Сибирь. И Омская область, которая тянется на девятьсот верст с юга казахстанского на север Тюменский, – тоже Сибирь. Наша Сибирь и в Крайний Север   втыкается, и в тайгу непролазную, и в чащу. И все сюжеты, которые здесь представлены, родом оттуда.

– Вы омич по рождению?

– Я родился в Омске. И совсем маленьким, еще года мне не исполнилось, был отправлен в деревню Вербовка Шербакульского района. Там жил шесть лет до школы жил и, скажем так, напитывался той атмосферой, которая сегодня питает мои работы.

 Из книги Г. Олифирова «Дороги жизни»:

«Все, что нас окружает, – великая гармония бытия. Из света, цвета, звуков пения птиц, журчащего ручья и скрипа деревенской телеги рождается образ. Я детство провел в деревне. С вечными цыпками на ногах, босиком мчался я в грозу по стерне навстречу родной бабушке, обыскавшейся своего внука. И этот образ добра и великой нравственной чистоты остался навсегда в моей памяти. И запах нашей бескрайней сибирской степи, и воздух нашей Родины, нашей Сибири, нашей природы во мне, в моих этюдах и картинах».

 От станции «Детство» до станции «Наследники»

 – Известно, что вы учились у народного художника России Константина Щекотова...

– Когда меня привезли обратно в Омск, в городке Нефтяников как раз открылся дом культуры. И там был детский кружок изобразительного искусства, в котором преподавал Константин Никитович Щекотов. Мне довелось у него немножко поучиться. И он тогда еще сказал моей маме: «Не потеряйте мальчонку, у него способности». Вообще, человек был интересный, у меня хорошие воспоминания о нем остались, хотя немного смазанные.

– Ваш любимый жанр – пейзаж. Почему?

– Я по натуре своей бродяга, любитель путешествовать. Куда бы я ни отправился, фотоаппарат и маленький самодельный этюдник у меня всегда с собой. И вот я все время рисовал, делал снимки, – так и увлекся на всю жизнь.

– Ваша книга «Дороги жизни», которую вы презентуете сегодня, о чем она?

– Книга – это моя память, воспоминания о моей жизни в Нефтяниках. Меня привезли туда впервые в 1954 году, пятилетнего. Оттуда я пошел в школу и в большую жизнь, на моих глазах поднимался этот район города. Я становился старше, и рос городок Нефтяников, и строился нефтезавод и все окружающие его предприятия. Поэтому, конечно, появилось желание написать об этом. Тем более что мой отец – один из первых руководителей нефтезавода. Он был директором филиала «Гипронефтезавода», а затем ВНИПИ нефти. Его проектный институт строил дома и заводские сооружения. Имя Григория Федоровича Олифирова для городка Нефтяников было очень емким. Сейчас уже ушла старая гвардия, и мало кто об этом помнит. Вот я и попытался восстановить память об отце, рассказать о своей семье и о своем пути.

 Из книги Г. Олифирова «Дороги жизни»:

«Пока писалась эта книга, у меня родился внук. Появился на свет еще один Олифиров и, как мой дед, носит казачье имя Федор. Быть может, он подхватит из моих рук кисть и пойдет в мир Красоты и Искусства. Дай-то Бог».