престижное образование/ место под солнцем

 

Ольга ВАСИЛЕНКО

Фото Бориса МЕТЦГЕРА

 

Наталья Чернявская: «Помочь студенту трудоустроиться – задача вуза»

 

Легко ли выпускнику вуза найти работу по специальности, особенно в наши дни, когда финансовый кризис привел к сокращению числа рабочих мест? Экспертом в этом непростом вопросе на страницах журнала «Сибирь и Я» выступила Наталья Константиновна ЧЕРНЯВСКАЯ, первый проректор одного из наиболее престижных аграрных вузов Сибири – Омского государственного аграрного университета.  

 Кому нужен «человек с дипломом»?

 – Наталья Константиновна, с проблемой трудоустройства сталкивается около половины выпускников российских вузов. Аграрного университета это коснулось в меньшей степени. Вуз  осуществляет, в частности, целевую контрактную подготовку кадров для АПК области. Что изменилось в части их подготовки? 

– В отчетном докладе ректора ОмГАУ Николая Матвеевича Колычева об итогах работы за 2008 год было отмечено, что в прошедшем году университет впервые за последние семь лет не проводил прием целевиков по направлениям министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области. Конечно, министерству нельзя не учитывать, что в области высшее образование имеют только 73 процента руководителей сельхозпредприятий и организаций АПК, 60 процентов главных специалистов и 28 процентов – рядовых специалистов. Думается, в такой ситуации отказываться от целевой подготовки преждевременно.  

– Не секрет, что у ряда работодателей скептическое отношение к выпускникам: мол, что они умеют на практике?..

– Одна из проблем академического образования – короткое время жизни нового знания, актуальности профессиональных технологий, высокая динамика рыночной конъюнктуры. Критика работодателей касается компетенции выпускников в технологиях производства и управления, навыков применения современных инструментов и методов ведения бизнеса, умения самим добывать, интерпретировать и использовать информацию для решения новых задач. Главная из профессиональных компетенций, требуемых для рыночной инновационной экономики – высокая степень самостоятельности в освоении нового знания.

– Но ведь для развития этой самостоятельности очень многое делается…

– Безусловно. Этому способствуют мощная и доступная сеть информационных ресурсов: научная сельскохозяйственная библиотека (сейчас строится новая библиотека на 1 миллион томов), сеть компьютерных классов, в том числе – со свободным доступом в Интернет. Проектируется принципиально новая роль преподавателя высшей школы, которая будет заменена с трансляции знаний на руководство учебной деятельностью студентов и организацию образовательной среды.

Мы давно готовим коллектив к такой форме деятельности через систему повышения квалификации и в готовящемся Положении об аттестации педагогических кадров отразим эти приоритеты.

– На фоне переизбытка выпускников вузов российская экономика испытывает кадровый голод. В чем причина парадокса?

– Проблема в том, что людей с дипломами полно, а специалистов нет. Нужны не просто работники – остро требуются квалифицированные специалисты высшего и среднего звена. Высшую школу нередко упрекают в том, что она учит студентов не тому. Соглашусь, что образовательные программы отстают от динамично меняющихся запросов производства, не говоря уже о запросах бизнес-сообщества. Пока оно просто получает наших выпускников и доучивает их, а нередко и переучивает. От слов необходимо переходить к делам. Нужен работник – заключайте контракт с вузом и говорите, чего от нас хотите, а мы будем готовить кадры с учетом ваших требований.

Положение усугубляет и отсутствие профессиональных стандартов.  Мы говорим о формировании стандартов с учетом реального положения дел в отрасли и прогноза ее развития. Тогда и вузу будет понятно – кто, какие специальности и специализации нужны отрасли. Таким образом, вуз будет готовить кадры с учетом требований работодателя, а выпускник вуза сможет трудоустроиться. Сегодня нужна новая система взаимоотношений между теми, для кого учат, теми, кто учится, и теми, кто учит. В агроуниверситете еще есть кому, кого и для кого учить.

На все случаи жизни мы «своего» стандарта не создадим. Но, вступив в действие, он значительно улучшит подготовку выпускников. И большая их часть будет работать по специальности в Омском регионе.

– Что мешает более активно действовать в этом направлении?

– Морально устаревшая материально-техническая и технологическая база вуза при отсутствии достаточных средств для быстрого перевооружения не позволяет в полной мере ознакомить студентов с «передовым краем» современного производства. На наш взгляд, должно быть финансовое соучастие деловых кругов в техническом и технологическом перевооружении вузов – с учетом технологий, которые актуальны для отрасли в настоящее время и по прогнозам на перспективу.

– Как обстоят дела с практической подготовкой будущих специалистов?

– Действуют долгосрочные договоры в области организации и проведения производственной практики, на основании которых студенты проходят ее на крупных высокотехнологичных предприятиях. В Омской области достаточно таких предприятий, руководители многих из них являются нашими выпускниками. Многие студенты, пройдя практику на третьем курсе, остаются работать на этих производствах, совмещая учебу и работу. И мы это приветствуем.

Кроме того, в вузе существует такое понятие, как «базовое хозяйство (предприятие)». Оно отвечает требованиям подготовки специалистов по конкретным направлениям и реализует функции по практической подготовке студентов. Понимая сложность решения этого вопроса и ответственность за подготовку специалистов, вуз пошел на создание взаимовыгодных образовательных структур, в первую очередь – базовых кафедр на производстве с преподавательским составом, в том числе, из штатов предприятия.

Взаимодействие вуза и бизнес-сообщества (работодателей) должно строиться на принципах обязательности для обеих сторон. Иными словами – иметь соответствующую правовую основу и определенную меру ответственности за нарушения установленных правил, а также подкрепляться экономически выгодными для предпринимателей (например, через систему льготного налогообложения производственных структур со статусом базовых). Пока же идет «игра в одни ворота»: представители бизнеса, бесплатно получая от вузов подготовленных в тяжелых материальных условиях специалистов, не спешат вкладывать финансовые, кадровые и другие ресурсы в их подготовку.   

 Престижный вуз – престижная работа

 – То, что в обязанности вузов уже не входит распределение выпускников, как это было в советский период, сильно осложняет проблему трудоустройства?       

– Сегодня на государственном уровне признали: работа по оказанию содействия в трудоустройстве выпускников является для вузов приоритетной. С 1991 года эта обязанность с вузов была снята, и студенты должны были искать работу самостоятельно. Но мы никогда не пускали этот процесс на самотек. Аграрный университет – государственный вуз, он выполняет заказ Министерства сельского хозяйства. Подготовленные им кадры должны работать по специальности.

К сожалению, возникает множество вопросов по зарплате молодых специалистов, предоставлению им жилья, трудоустройству семей на местах. Если в советские времена выпускник ехал туда, куда его направила Родина, не задумываясь о комфорте и зарплате (при этом жилье ему было гарантировано по закону), то сегодня выпускник вуза стал разборчив. У многих наших студентов стипендия, с учетом социальных выплат, составляет 5-6 тысяч рублей в месяц. И зарплата молодого специалиста должна быть достойной, иначе он будет искать другое место работы. У него есть возможность поехать на Север или в Казахстан, где молодому специалисту с востребованной специальностью могут предложить оклад от 30 тысяч, а на Крайнем Севере – 70-100 тысяч рублей, с предоставлением жилья. Есть примеры, когда студенты землеустроительного факультета с очень востребованными в наши дни специальностями «землеустройство», «земельный кадастр», «геодезия» работают на Тюменском Севере, получая 70 тысяч рублей в месяц. С получением диплома их зарплата возрастет более чем вдвое.

– Означает ли это, что диплом агроуниверситета сегодня на деле котируется очень высоко? 

– Одно из доказательств тому – структуры, где нашли применение выпускники. Наши технологи трудятся практически на всех крупных предприятиях по переработке молока. Выпускники гуманитарного факультета со специальностью «регионоведение» работают в областной и городской администрациях, муниципальных органах власти, СМИ... Это специалисты широкого профиля со знанием двух иностранных языков, они востребованы в регионе.         

Сегодня бессмысленно призывать людей трудиться на голом энтузиазме, и мы должны делать все возможное, чтобы помочь студенту определиться на первых этапах становления в профессиональной деятельности. В этом нам помогает отдел содействия трудоустройству выпускников. Сегодня это Центр целевой подготовки студентов и поддержки профессиональной карьеры. Работаем с предприятиями – потенциальными работодателями, с другими городами, для которых готовим кадры. Стараемся наладить контакты  с главами районных администраций, руководителями предприятий.  

– Вуз располагает информацией о том, как проходит трудоустройство выпускников?  

– Мы располагаем информацией практически по каждому студенту: где он работает в настоящее время, где будет работать после окончания вуза, в какой район поедет после получения диплома, на каком предприятии планирует трудиться в случае переезда в другой город или регион. Особое внимание уделяем бюджетникам.

На повестке дня вопрос о более широком вовлечении студентов в деятельность студенческих стройотрядов. Мы стремимся к тому, чтобы дать возможность всем студентам, начиная с третьего курса, так или иначе работать по специальности.   

С 2007 года у нас действует программа организационного сопровождения подготовки студентов, обучающихся в университете по целевым направлениям. С целью реализации программы разработан трехсторонний договор между вузом, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Омской области и администрациями  муниципальных образований. Он предусматривает обязательства сторон по образовательной деятельности, организации практик студентов и трудоустройству выпускников.

Стали традиционными ежегодные «осенние встречи»представителей районных администраций со студентами 3-5 курсов, ярмарки вакансий. Достаточно активно нам помогает решать вопросы трудоустройства и программа дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Омской области на 2009 год, утвержденная приказом Главного управления государственной службы занятости населения области. Девяносто четыре выпускника ОмГАУ изъявили желание пройти стажировку на предприятиях региона.

В вузе по всем специальностям ВПО сформированы общественно-профессиональные советы, которые участвуют в разработке траекторной профессиональной подготовки специалистов. С участием представителей бизнес-сообщества проведены производственные чтения на тему «Слагаемые профессиональной компетентности выпускника современного аграрного университета» (взгляд работодателя и мнение вуза), заседание за «круглым столом» на тему «Повышение эффективности трудоустройства выпускников и вторичной занятости студентов старших курсов».

Немаловажную роль сегодня играет психологическая подготовка выпускников. Для студентов введен спецкурс, проводятся тренинги «Формула успеха на рынке труда», введена факультативная дисциплина «Психологическая адаптация на рынке труда», которая сопровождается видеотренингами, мастер-классами. Тренинги по темам «Самопрезентация и самоменеджмент соискателя глазами работодателя» и «Формула успеха на рынке труда» прошли совместно с представителями бизнеса.

На сегодняшний день нами изучена потребность региона в специалистах, подготовленных университетом, определены предприятия и организации – стратегические партнеры и внешние потребители, сформирован «Банк работодателей», включающий около двух тысяч предприятий и организаций – бизнес-партнеров по направлениям подготовки специалистов. Сформированы «Банк резюме» выпускников 2009 года и «Банк вакансий» в АПК области и других организациях по всем специальностям.     

 

Содержание