Россия
стремится интегрироваться в международную образовательную систему, поэтому о
внедрении инноваций в образование сейчас говорят много. Однако образовательных
учреждений, которые в своей практике системно занимались бы внедрением нового в
образование, мало даже в масштабах нашей страны. В этом плане особенно
интересен опыт Сибирского профессионально-педагогического колледжа, который еще
несколько лет назад включился в инновационный процесс и поэтому успел проделать
большой путь в этом перспективном направлении.
Прорыв и
обновление
Стратегический
курс на инновации был выбран директором колледжа Евгением Ермолаевичем Чащиным.
- Ключевое
положение нашей идеологии - это прорыв и обновление, которые происходят каждые
восемь-девять лет, - рассказывает он. – В 1994-м в ответ на новые экономические
процессы мы открыли специальности: менеджмент, гостиничный сервис и другие.
Прошло девять лет – ситуация в стране снова изменилась, соответственно,
поменялись и мы. Без нововведений жить нельзя. При этом у инновационной
деятельности должен быть конкретный результат – без этого она не имеет смысла.
К примеру, мы знаем, что развитию высоких технологий президент России В. В.
Путин уделяет приоритетное внимание. Так, у нас появился проект создания
Ресурсногоцентра по подготовке,
переподготовке и повышению квалификации сварщиков всех уровней
профессионального образования, представленный на федеральный конкурс «Золотой рубль».
Двигаться
путем инноваций, как представляется, не поменяв мировоззрения, нельзя: нужно не
бояться учиться, узнавать новое, необходимо быть открытым для всего того опыта,
который наработан в мире. При этом информацию нужно анализировать и творчески перерабатывать,
прежде чем интересную новинку «пересадить» на свою почву. В Сибирском
профессионально-педагогическом колледже внимательно изучают, что делается в
сфере образования в России и за рубежом. Например, колледж провел
диверсификацию своей деятельности. Он сотрудничает с Российским
профессионально-педагогическим университетом, МЭСИ, Институтом повышения
квалификации работников профобразования. Тесные партнерские отношения сложились
у СППК со школами и профессиональными училищами, причем не только нашего
региона. В г. Мегионе (Тюменская область), г. Исилькуле, в р.п. Саргатское и
др. работают центры делового образования. В филиале колледжа в селе Сосновское
Таврического района Омской области подготовка ведется по специальностям,
востребованным в агропромышленном комплексе, а в филиале в городе Мегионе
готовят специалистов для нефтехимической отрасли. По сути, Сибирский
профессионально-педагогический колледж сегодня – это крупный образовательный
холдинг с собственным информационно-аналитическими центром, центром сетевых и
информационных технологий, типографией, со своими учебно-производственными
мастерскими, ателье, театром мод «Богемия», который получил признание на
международном уровне, и многим другим. Качество образовательного процесса в
СППК также обеспечивают лучшая в городе среди средних учебных заведений
столовая и общежития, равных которым в Омске также нет.
Системный
подход
Особенность
образовательной системы, выстроенной в СППК, - это ее непрерывность и
многоуровневость. «Нижний этаж» системы – это отдел профессиональной подготовки
школьников в 8 – 11 классах, базовый уровень – среднее профессиональное
образование, «верхний этаж» - различные виды «продвинутого» делового
образования. При этом на каждом уровне-этаже имеется выход на рынок труда, что
делает систему из-за существования обратной связи с ним весьма гибкой, а потому
весьма привлекательной для обучающихся. В колледже одинаково важными считают
разные формы обучения, в том числе дистанционное, открытое и т. д. СППК
справедливо считают одним из лидеров в сфере андрогогики (обучение взрослых) в
Сибири.
Многомерна
и созданная в колледже инновационная система. Она включает в себя систему
менеджмента качества, систему развития персонала, культурологическую модель
выпускника, единое информационно-образовательное пространство,
административно-общественную систему управления колледжем, многоуровневый
учебный комплекс и многое другое. То, что слово «система» встречается так
часто, не случайно. В СППК придерживаются системного подхода к организации своей
деятельности.
Колледж
сертифицирован на соответствие стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в области
образования, причем СППК получил этот сертификат первым в Омском Прииртышье.
Для этого пришлось проделать внушительную работу – прежде всего для того, чтобы
поставить колледж на инновационный путь развития. Другой результат этой
деятельности – звание лауреата конкурса «100 лучших товаров России» за услуги в
системе непрерывного профессионального и дополнительного образования.
Мощная
учебная база, имеющаяся в колледже, - залог качественного образования. У СППК
есть токарный, фрезерный, слесарный, электросварочный цеха, большие
художественные мастерские, современный вычислительный центр. Открыта
юридическая клиника, в которой студенты консультируют людей, уязвимых в
социальном плане. Словом, в Сибирском профессионально-педагогическом колледже
есть все, чтобы соответствовать самым высоким мировым стандартам качества.
Высококвалифицированный
коллектив – это тоже важнейшая составляющая качественного образования. Средний
возраст сотрудников колледжа – всего тридцать пять лет. Люди в СППК работают
ищущие, энергичные, которые не привыкли останавливаться на достигнутом. Они
всегда готовы не только учить, но и учиться.
- У нас в
колледже говорят: как мы можем не учить этих людей – вдруг они останутся у нас
работать! – поясняет Е. Е. Чащин. – Обычно же считают: зачем вкладывать в учебу сотрудника средства,
если он может уйти?
В Сибирском
профессионально-педагогическом колледже существуют единые дни учебы, когда весь
коллектив, включая технический персонал, садится за парты, чтобы узнать что-то
новое. Доказала свою эффектность школа молодого педагога. Особое внимание –
самостоятельной работе преподавателей по повышению собственного
профессионального уровня.
У каждого
сотрудника и студента СППК есть портфолио своих достижений. Особенно важно оно
для последних – часто служит сильным козырем при приеме на работу.
Кстати, к
трудоустройству студентов в колледже также подходят системно. В СППК создан
электронный банк выпускников и вакансий для них. Ярмарки по трудоустройству,
проводимые в Сибирском профессионально-педагогическом колледже, традиционно
привлекают большое количество заинтересованных в молодых специалистах
предприятий и организаций. Выпускник СППК – это марка, настоящий, если хотите,
бренд, который очень высоко котируется на рынке труда. И это тоже
один из показателей качества образования, которое обеспечивается в колледже.
Здесь дают знания на всю жизнь, а с ними возможность личностного и карьерного
роста. Определиться в современном бурном мире человеку, делающему в нем первые
шаги, помогают через молодежное движение и студенческое самоуправление.
Проблемы –
показатель развития
Для того
чтобы колледжу не отстать от требований, предъявляемых к образованию самой
жизнью, важно суметь правильно определить тенденции развития. По мнению Е. Е.
Чащина, колледж и в дальнейшем будет работать в соответствии со своей миссией,
т. е. оказывать высококачественные, доступные услуги в соответствии с
потребностями желающих получить профессиональное образование. Новые
специальности будут открываться с учетом потребностей рынка труда – с 2006
года, например, в СППК готовят ландшафтных дизайнеров. Целью колледжа
по-прежнему будет оставаться создание условий для профессионального, духовного
становления и развития личности студентов.
При этом в
СППК не забывают о своей социальной роли: думают над тем, как привлечь к учебе
больше выпускников детских домов, а ведь обычно другими учебными заведениями
эта социальная категория, скажем так, не очень приветствуется. В 2006 году
Сибирский профессионально-педагогический колледж выиграл грант мэрии Омска на
работу с глухими и слабослышащими детьми. В новом году такая работа будет
обязательно продолжена.
- Проблем
мы не боимся, - заверяет Е. Е. Чащин. – Они – фактор развития. А конечная цель
инноваций – всестороннее развитие человека.
Маюров
Николай Петрович, доктор юридических наук, кандидат исторических наук,
заслуженный юрист РФ, полковник полиции в отставке, профессор кафедры
административного права и процесса Юридического института Санкт-Петербургского
университета технологий управления и экономики. Победитель конкурса «Ученый
года-2022»; член Ассоциации юристов России. Эксперт комиссии по обороне и
безопасности МПА СНГ. Профессор кафедры теории и истории государства и права
Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О.
Макарова;
Кудринский
Владимир Федорович, член Союза журналистов России, член Союза фотохудожников
России, первый председатель Омского отделения Союза фотохудожников России,
директор Омского филиала Союза фотохудожников России, автор 40 персональных
выставок, дипломант и призер многочисленных выставок и фотоконкурсов; изданы 30
авторских фотоальбомов; награжден Почетной грамотой Администрации Омской
области
РЕЙТИНГ ПО СТАТЬЯМ
Когда
плачут мужчины…
«All
inclusive» Андрея Сабитова
Людмила
Чичерина: Мечты сбываются!
Андрей
Бессонов: «Залог успеха – наши знания, опыт, традиции»