престижное образование

Виктор Гашеев

 

Инновации как способ существования

 

Россия стремится интегрироваться в международную образовательную систему, поэтому о внедрении инноваций в образование сейчас говорят много. Однако образовательных учреждений, которые в своей практике системно занимались бы внедрением нового в образование, мало даже в масштабах нашей страны. В этом плане особенно интересен опыт Сибирского профессионально-педагогического колледжа, который еще несколько лет назад включился в инновационный процесс и поэтому успел проделать большой путь в этом перспективном направлении.

Прорыв и обновление

Стратегический курс на инновации был выбран директором колледжа Евгением Ермолаевичем Чащиным.

- Ключевое положение нашей идеологии - это прорыв и обновление, которые происходят каждые восемь-девять лет, - рассказывает он. – В 1994-м в ответ на новые экономические процессы мы открыли специальности: менеджмент, гостиничный сервис и другие. Прошло девять лет – ситуация в стране снова изменилась, соответственно, поменялись и мы. Без нововведений жить нельзя. При этом у инновационной деятельности должен быть конкретный результат – без этого она не имеет смысла. К примеру, мы знаем, что развитию высоких технологий президент России В. В. Путин уделяет приоритетное внимание. Так, у нас появился проект создания Ресурсного  центра по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сварщиков всех уровней профессионального образования, представленный на федеральный конкурс «Золотой рубль».

Двигаться путем инноваций, как представляется, не поменяв мировоззрения, нельзя: нужно не бояться учиться, узнавать новое, необходимо быть открытым для всего того опыта, который наработан в мире. При этом информацию нужно анализировать и творчески перерабатывать, прежде чем интересную новинку «пересадить» на свою почву. В Сибирском профессионально-педагогическом колледже внимательно изучают, что делается в сфере образования в России и за рубежом. Например, колледж провел диверсификацию своей деятельности. Он сотрудничает с Российским профессионально-педагогическим университетом, МЭСИ, Институтом повышения квалификации работников профобразования. Тесные партнерские отношения сложились у СППК со школами и профессиональными училищами, причем не только нашего региона. В г. Мегионе (Тюменская область), г. Исилькуле, в р.п. Саргатское и др. работают центры делового образования. В филиале колледжа в селе Сосновское Таврического района Омской области подготовка ведется по специальностям, востребованным в агропромышленном комплексе, а в филиале в городе Мегионе готовят специалистов для нефтехимической отрасли. По сути, Сибирский профессионально-педагогический колледж сегодня – это крупный образовательный холдинг с собственным информационно-аналитическими центром, центром сетевых и информационных технологий, типографией, со своими учебно-производственными мастерскими, ателье, театром мод «Богемия», который получил признание на международном уровне, и многим другим. Качество образовательного процесса в СППК также обеспечивают лучшая в городе среди средних учебных заведений столовая и общежития, равных которым в Омске также нет.

Системный подход

Особенность образовательной системы, выстроенной в СППК, - это ее непрерывность и многоуровневость. «Нижний этаж» системы – это отдел профессиональной подготовки школьников в 8 – 11 классах, базовый уровень – среднее профессиональное образование, «верхний этаж» - различные виды «продвинутого» делового образования. При этом на каждом уровне-этаже имеется выход на рынок труда, что делает систему из-за существования обратной связи с ним весьма гибкой, а потому весьма привлекательной для обучающихся. В колледже одинаково важными считают разные формы обучения, в том числе дистанционное, открытое и т. д. СППК справедливо считают одним из лидеров в сфере андрогогики (обучение взрослых) в Сибири.

Многомерна и созданная в колледже инновационная система. Она включает в себя систему менеджмента качества, систему развития персонала, культурологическую модель выпускника, единое информационно-образовательное пространство, административно-общественную систему управления колледжем, многоуровневый учебный комплекс и многое другое. То, что слово «система» встречается так часто, не случайно. В СППК придерживаются системного подхода к организации своей деятельности.

Колледж сертифицирован на соответствие стандартов ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в области образования, причем СППК получил этот сертификат первым в Омском Прииртышье. Для этого пришлось проделать внушительную работу – прежде всего для того, чтобы поставить колледж на инновационный путь развития. Другой результат этой деятельности – звание лауреата конкурса «100 лучших товаров России» за услуги в системе непрерывного профессионального и дополнительного образования.

Мощная учебная база, имеющаяся в колледже, - залог качественного образования. У СППК есть токарный, фрезерный, слесарный, электросварочный цеха, большие художественные мастерские, современный вычислительный центр. Открыта юридическая клиника, в которой студенты консультируют людей, уязвимых в социальном плане. Словом, в Сибирском профессионально-педагогическом колледже есть все, чтобы соответствовать самым высоким мировым стандартам качества.

Высококвалифицированный коллектив – это тоже важнейшая составляющая качественного образования. Средний возраст сотрудников колледжа – всего тридцать пять лет. Люди в СППК работают ищущие, энергичные, которые не привыкли останавливаться на достигнутом. Они всегда готовы не только учить, но и учиться.

- У нас в колледже говорят: как мы можем не учить этих людей – вдруг они останутся у нас работать! – поясняет Е. Е. Чащин. – Обычно же считают: зачем вкладывать в учебу сотрудника средства, если он может уйти?

В Сибирском профессионально-педагогическом колледже существуют единые дни учебы, когда весь коллектив, включая технический персонал, садится за парты, чтобы узнать что-то новое. Доказала свою эффектность школа молодого педагога. Особое внимание – самостоятельной работе преподавателей по повышению собственного профессионального уровня.

У каждого сотрудника и студента СППК есть портфолио своих достижений. Особенно важно оно для последних – часто служит сильным козырем при приеме на работу.

Кстати, к трудоустройству студентов в колледже также подходят системно. В СППК создан электронный банк выпускников и вакансий для них. Ярмарки по трудоустройству, проводимые в Сибирском профессионально-педагогическом колледже, традиционно привлекают большое количество заинтересованных в молодых специалистах предприятий и организаций. Выпускник СППК – это марка, настоящий, если хотите, бренд, который очень высоко котируется на рынке труда. И это тоже один из показателей качества образования, которое обеспечивается в колледже. Здесь дают знания на всю жизнь, а с ними возможность личностного и карьерного роста. Определиться в современном бурном мире человеку, делающему в нем первые шаги, помогают через молодежное движение и студенческое самоуправление.

Проблемы – показатель развития

Для того чтобы колледжу не отстать от требований, предъявляемых к образованию самой жизнью, важно суметь правильно определить тенденции развития. По мнению Е. Е. Чащина, колледж и в дальнейшем будет работать в соответствии со своей миссией, т. е. оказывать высококачественные, доступные услуги в соответствии с потребностями желающих получить профессиональное образование. Новые специальности будут открываться с учетом потребностей рынка труда – с 2006 года, например, в СППК готовят ландшафтных дизайнеров. Целью колледжа по-прежнему будет оставаться создание условий для профессионального, духовного становления и развития личности студентов.

При этом в СППК не забывают о своей социальной роли: думают над тем, как привлечь к учебе больше выпускников детских домов, а ведь обычно другими учебными заведениями эта социальная категория, скажем так, не очень приветствуется. В 2006 году Сибирский профессионально-педагогический колледж выиграл грант мэрии Омска на работу с глухими и слабослышащими детьми. В новом году такая работа будет обязательно продолжена.

- Проблем мы не боимся, - заверяет Е. Е. Чащин. – Они – фактор развития. А конечная цель инноваций – всестороннее развитие человека.