лучшие люди Сибири

Людмила МАКСИМОВА, Валерий ФИЛОНЕНКО

Фото из личного архива

 

СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА

 

Он общался с президентом России В. В. Путиным, встречал на перроне омского вокзала Л. И. Брежнева, был рядом с Б. Н. Ельциным во время его приезда в 1996 году… Все это входило в его должностные обязанности - обязанности начальника Омского отделения Западно-Сибирской дороги, которое он возглавлял четверть века и которое он вывел в лидеры отрасли. Речь, как вы догадались, идет об одном из самых уважаемых людей региона – Равиле Ахметовиче Бикбавове, чьи заслуги на общественной стезе в прошлом году были отмечены орденом «Слава нации», а имя его вписано в энциклопедию «Лучшие люди России». Сейчас он руководит одной из самых успешных на сети дорог пригородных компаний «Омск-Пригород». Кроме того, он еще и депутат Законодательного собрания Омской области. Сегодня Равиль Ахметович - наш гость.

ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР

- Равиль Ахметович, 25 лет вы руководили Омским отделением железной дороги, затем возглавили созданное в рамках реформирования железнодорожной отрасли дочернее предприятие ОАО «РЖД» - «Омск-Пригород». Каково вам было отказаться от привычной, «накатанной» деятельности и взяться за совсем новое дело, не зная, будет ли от этого какой-либо эффект?

- Особенно-то отказываться ни от чего не пришлось. Я ведь не ушел куда-то на сторону. Та же железная дорога, те же люди. Только дело, действительно, было новым. Предстояло решить ряд комплексных задач, которые никем прежде еще решены не были. Инициатором создания компании был начальник Западно-Сибирской дороги Александр Витальевич Целько, который, имея опыт работы в одной компании – «Экспресс-Пригород», предложил создать аналогичные компании в Омске, Барнауле и Кемерове. Губернатор Омской области Леонид Константинович Полежаев поддержал его в этом вопросе. Именно благодаря их помощи мы смогли уже к концу 2004 года выйти на безубыточный уровень и выполнить поставленную нашими учредителями задачу – стать рентабельной компанией.

- ОАО «Омск-Пригород» создано всего три с половиной года назад, но за этот небольшой срок ваша компания продемонстрировала впечатляющую динамику развития, заняв ведущее место среди пригородных компаний на Западно-Сибирской железной дороге. Что стоит за этим успехом?

- Без помощи наших учредителей этого было бы трудно достичь. Судите сами. За три года существования нашей компании правительством Омской области и Западно-Сибирской дорогой на паритетных началах были построены пригородный вокзал с крытым пешеходным переходом общей стоимостью 140 миллионов рублей, приобретено 5 новых электропоездов, из них 3 - повышенной комфортности. Это позволило нам запустить ускоренные электропоезда по межобластным и межгосударственным маршрутам: Омск-Новосибирск, Омск-Тюмень, Омск-Петропавловск. Собственно, за счет этих поездов теперь и формируется прибыль предприятия.

- Комфорту ваших электричек дальнего следования могут «позавидовать» и столичные вагоны…

- Это действительно так. Электропоезд повышенной комфортности состоит из вагонов 1-го, 2-го и 3-го классов. Пассажирам во время следования предоставляются услуги бара, видео- и аудиоаппаратура, шашки, шахматы и печатная продукция. В таких комфортабельных условиях клиенты компании добираются до Новосибирска всего за 6 часов 45 минут, тогда как в поездах дальнего следования время нахождения в пути в полтора раза больше. До Тюмени наша электричка доходит на полтора часа быстрее скорого поезда, а до Петропавловска и вовсе добегает за 4 часа, включая почти часовую стоянку на таможне в Исилькуле. Комфорт и скорость сразу принесли свои плоды. Выручка от продажи билетов на ускоренные поезда в прошлом году увеличилась почти в два раза.

- Какие планы у компании на текущий год?

- В этом году «Омск-Пригород» переходит на новый этап развития – нас первых из пригородных российских железнодорожных компаний наделяют имуществом. Западно-Сибирская дорога отдает нам свою долю собственности в совместно построенном пригородном вокзале с пешеходным переходом и 5 электропоездов ЭР-2, ЭД-4М и ЭД-4МК, область - равноценную долю в пригородном вокзале и 2 электропоезда повышенной комфортности ЭД-4М и ЭД-4МК. И это очень важно для нас. Потому что полноправному хозяину легче работать. Он может оперативно решать вопросы, на которые сейчас уходит много времени и бумажной волокиты. Ведь основные фонды пассажирского хозяйства находятся на балансе Омской дистанции гражданских сооружений и Омской региональной дирекции по обслуживанию пассажиров, а подвижной состав - на балансе локомотивного депо Омск. Чтобы компания могла считаться настоящей, все это имущество должно принадлежать ей. И тогда уже можно ставить вопрос о полноценном управлении им. А значит, и о получении большей прибыли.

- Расскажите, пожалуйста, о коллективе предприятия. Сколько человек сейчас работает в компании? Довольны ли вы своими подчиненными? Какие требования к ним предъявляете?

- Кадровая политика - один из элементов успеха компании. За три последних года численность коллектива предприятия выросла более чем в 4 раза. Если в 2003 году здесь трудилось всего 120 человек, то на данный момент - более 500. Увеличение штата объясняется назначением новых маршрутов, открытием пригородного вокзала, содержанием пригородного комплекса, улучшением качества сервиса и предоставляемых услуг и развитием коммерческой деятельности. Работниками компании вполне доволен. А иначе и быть не может, ведь главная задача руководителя – воспитать в подчиненных самостоятельность и ответственность за порученное дело. Если все это есть – успех гарантирован. Этот принцип меня еще никогда не подводил.

ДЕПУТАТ

- Равиль Ахметович, помимо того что вы управляете самой успешной российской пригородной компанией, вы еще и депутат областного Законодательного собрания. Чем для вас является депутатская деятельность?

- Депутатская работа подразумевает особый ритм, особый взгляд на окружающий мир. Главное условие - депутат не должен быть равнодушным человеком. Если избиратель отдал тебе свой голос, ты обязан весь свой депутатский срок жить его проблемами, думать его мыслями, сопереживать. И без полной самоотдачи, я вам скажу, добиться этого сложно. Тут нельзя слукавить или отнестись небрежно к какому бы то ни было вопросу - юридического характера или бытового. Нельзя оставить груз неразрешимых проблем на его плечах. Ты должен этот груз взвалить на свои плечи. Ведь если ко мне обращается человек, значит, он исчерпал уже все возможности для решения проблемы. Поэтому и пришел ко мне. И не просто пришел. За каждым обращением – конкретная судьба. Иногда изломанная, до предела исковерканная обстоятельствами. И в этой ситуации я не имею права кивать в сторону местной власти, мол, это ее компетенция. Нет. Мы все в ответе за наших людей, за наших избирателей. Их нужно уважать и беречь.

- Не секрет, что у вас очень хорошие отношения с губернатором области. Часто ли приходится прибегать к его помощи в «корыстных» целях - для решения каких-то проблем в своем избирательном округе?

 - Я глубоко уважаю нашего губернатора Леонида Константиновича Полежаева, с которым у нас действительно сложились хорошие отношения. И могу заверить вас - нашей области повезло, что ее возглавляет такой мудрый и дальновидный руководитель. Именно благодаря соглашению, подписанному между губернатором и начальником Западно-Сибирской дороги, помимо производственных вопросов в районах решается много социальных  вопросов. Тут же следует отметить, что многие обращения и просьбы исилькульцев и москаленцев нашли отражение в областных целевых программах. Это и газификация, и строительство жилья, и ремонт дорог, и водоснабжение.

- Какие наказы избирателей оказались наиболее сложными?

- Долгострой Жанаульской средней школы. Решить эту проблему долгое время не удавалось. Мне только один раз пришлось на очередном заседании Законодательного собрания обратиться к губернатору, и дело сдвинулось с мертвой точки. В итоге школа была достроена за 7 месяцев. Теперь в ней тепло и уютно. Дети счастливы, родители довольны. Сюда же можно отнести строительство и роддома в Москаленках, и 48-квартирного дома для ветеранов войны и труда в Исилькуле, а также решение вопроса с дальнейшим строительством жилья в Исилькуле и Москаленках.

- Вашу депутатскую деятельность без преувеличения можно назвать плодотворной. Однако, наверное, остались какие-то проблемы, вопросы, которые не удалось до конца решить?

- Кардинального решения требует вопрос обеспечения населения качественной питьевой водой как в Исилькульском, так и в Москаленском районах. Причем здесь каждую деревню надо рассматривать в отдельности. Из-за ограниченности финансовых средств на содержание и ремонт дорог не удалось по плану завершить строительство участка дороги до Аполлоновки, а также подготовить дорогу на села Жан аул, Кзылагаш и Тумба.

- Говорят, к вам обращаются не только ваши непосредственные избиратели, но и жители других избирательных округов.

- Не часто, но обращаются. Например, не так давно ко мне обратились около 600 жителей Нововаршавского района с просьбой установить платформу на 145-м километре. Еще раньше нововаршавцы просили помочь установить платформу на 136-м километре. Я ходатайствовал перед начальником Омского отделения Анатолием Абрамовичем Регером, и он пошел им навстречу. Платформу установили. Думаю, что и этот вопрос мы с начальником отделения решим совместными усилиями.

- Новые органы самоуправления на селе проработали уже больше года. Как вы оцениваете их деятельность?

- Реформа местного самоуправления вывела из тени проблемы, с которыми местная районная власть успела свыкнуться. Это и деятельность жилищно-коммунального комплекса, и строительство дорог… Перечень вопросов обширен, и, казалось бы, именно их должны решать в первую очередь главы поселений и депутаты новых органов самоуправления. Однако не все так просто. Межбюджетные отношения далеки от совершенства. Действующая методика расчета в полной мере не учитывает все расходные обязательства муниципальных образований, из-за чего главы поселений не всегда имеют возможность влиять на ситуацию. С другой стороны, самим главам поселений и депутатам не хватает знаний и опыта. Иногда даже приходится слышать от некоторых из них, что, дескать, у каждой ветви власти свои интересы, с чем я категорически не могу согласиться.
И муниципальные власти, и поселковые органы самоуправления должны работать на общий результат – увеличение доходов своих бюджетов и их рациональное исполнение. Потому что этот общий результат, в конце концов, позволяет добиться главного – обеспечения достойной жизни каждого человека. И вот над этим нам всем надо работать плечом к плечу. Тогда результат будет. Я в этом уверен.

СЕМЬЯНИН

- Равиль Ахметович, что для вас семья?

- Для меня это самый надежный тыл. Самое святое. С супругой, Руфсидой Касымовной, мы сорок лет вместе. Она заслуженный врач России, более 30 лет проработала заведующим гастроэнтерологическим отделением областной больницы, сейчас работает врачом.  Вырастили двух дочерей – Ираиду и Галию. Обе они пошли по стопам матери, стали врачами. Старшая, Ираида, получила второе высшее образование по специальности «юрист». Младшая, Галия – кандидат медицинских наук. Растут внуки. Тимуру уже пятнадцать лет, Алисе – пять с половиной.

- Ваш любимый праздник?

- Их несколько. Но самый-самый – это Новый год. А еще День Победы и, конечно, День железнодорожника…

- Ваши увлечения?

- Я не охотник и не рыбак. Мне подарили за эти годы два ружья, но я ни разу из них не выстрелил ни  в птицу, ни в зверя. Природу надо беречь. Своим главным увлечением считаю езду на автомобиле. Не по служебным делам, а на личном и в выходной день - с женой сесть и уехать куда-нибудь - в Исилькуль или на дачу. Просто покататься. Люблю скорость…

- Что такое счастье в вашем понимании?

- О счастье так много сказано и написано… И у Толстого, и у Тургенева. Мое счастье – заниматься любимым делом. И знать, что тебя ждут и любят дома. Две составляющие моего счастья – работа и дом.

- Вы гурман?

- Скорее всего, нет. Люблю домашнюю пищу, приготовленную Руфой. Тот же плов, бешбармак.

- Равиль Ахметович, вы в отличной форме – стройный, подтянутый. Это у вас наследственное?

- Активный образ жизни, зарядка по утрам, бассейн и баня в воскресенье – вот и все «секреты» моей стройности. А кроме того, помогает физическая закалка. В молодости я достаточно плотно занимался спортом. Сборная команда Исилькульского района по футболу, в которой я играл, неоднократно была чемпионом области. Когда учился в институте, был физоргом курса, занимался лыжами, волейболом, баскетболом, боксом.

- А вам когда-нибудь доводилось использовать свои боксерские навыки на улице?

- Нет, ни разу. Зачем? Всегда считал и считаю, что в русском языке достаточно слов, чтобы люди могли выяснить отношения без помощи кулаков.

- Какие люди вам наиболее симпатичны?

- Открытые, порядочные, ответственные, желающие и умеющие работать. Одним словом, те, кто живет не одним днем. Такие у меня вызывают уважение.

- Вы были доверенным лицом тогда еще кандидата в президенты Владимира Путина на президентских выборах, а после встречались с ним в Калачинске. О чем вы с ним говорили?

- В 2000 году я действительно был доверенным лицом Владимира Владимировича Путина. Во время предвыборной кампании все доверенные лица были приглашены на встречу с ним в Москву. Затем после окончания выборов мы также были приглашены в столицу на встречу с ним. Во Дворце Съездов был фуршет. Владимир Владимирович подарил мне именные часы, книгу и портрет с личной подписью. В качестве доверенного лица мне пришлось поездить по районам. Следующая наша встреча произошла 11 марта 2002 года в Калачинске. Мы встречали президента с главой района Анатолием Негодяевым. После его доклада президент спросил: «А что у железнодорожников хорошего?» «На Омском отделении производительность труда в два раза выше, чем на сети дорог, а себестоимость перевозок в полтора раза ниже», - ответил я. «За счет чего вы достигли таких высоких показателей?» - с удивлением спросил он. Я пояснил – за счет совершенствования технологий. В общей сложности мы с ним проговорили минут пятнадцать.

Справка:  Равиль Бикбавов родился 10 июня 1939 года в Куйбышевской области. В 1961 году окончил Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта. За 15 лет работы освоил все ступени карьерного роста, благодаря чему на ответственную должность начальника Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги пришел в 37 лет, имея огромный опыт и четкую позицию в вопросах организации работы железнодорожного транспорта. Как руководитель отделения дороги Равиль Бикбавов выбрал в качестве приоритетной стратегии инновационное развитие: совершенствование технологий, внедрение самого нового, эффективного. В результате многие предприятия, входящие в структуру возглавляемого им хозяйства, стали наиболее передовыми подразделениями сети железных дорог страны. Много внимания уделял социальным вопросам: с 1977 по 1997 год ежегодно вводилось по 20 тысяч кв. м жилья (около 600 семей улучшали свои жилищные условия). Отделение дороги в целом по праву признано одним из самых высокооснащенных и эффективных. Равиль Бикбавов награжден орденами «Знак Почета», Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, медалями, знаком «Почетному железнодорожнику», имеет звание «Заслуженный работник транспорта Российской Федерации», является членом-корреспондентом Российской и Международной инженерных академий.