ворота города

Виктор Гашеев

Фото Валерия Гашеева

 

Омский    вокзал – лучший в стране

 


 

Транспорт – отрасль будущего

Позитивные изменения в регионе происходят со скоростью курьерского поезда. Реконструкция главного железнодорожного вокзала города «Омск – Пассажирский» - хороший пример этому.

Омскому вокзалу в прошлом году исполнилось сто десять лет. За свою более чем вековую историю масштабную реконструкцию он переживал лишь однажды – в далеком 1958 году. Город рос, развивался, и вокзал уже не отвечал его статусу крупнейшего сибирского мегаполиса и важного транспортного центра. В советскую эпоху перед союзным правительством не раз ставился вопрос о необходимости модернизации вокзала, но с мертвой точки дело сдвинулось лишь в наше время благодаря инициативе губернатора Леонида Полежаева.

Вокзал – важнейший объект транспортной инфраструктуры региона. Прииртышье занимает исключительно выгодное географическое положение - оно находится в центре основных транспортных магистралей страны. Это значительное конкурентное преимущество Омской области перед соседними регионами. Транзитные услуги по потенциальной своей прибыльности не уступают нефтяному бизнесу. Россия лежит между богатым Западом и быстро развивающимся Востоком. Для того чтобы грузовые потоки проходил преимущественно через нашу страну, отечественная транспортная инфраструктура должна соответствовать мировым стандартам. Областное руководство понимает это и поэтому реализует такие масштабные проекты, как модернизация железнодорожного вокзала. Транспортная отрасль – эта отрасль будущего: вложения, сделанные сегодня, сторицей окупятся уже завтра.

Финансирование – паритетное, выгода - обоюдная

Инвестиции в завтрашний день – это стратегическое направление политики губернских властей. Партнерство между правительством области и Западно-Сибирской железной дорогой позволяет сделать финансирование совместных проектов паритетным. Выгода – обоюдная: регион получает современные объекты, новые рабочие места, а железнодорожники поднимают отрасль на качественно новый уровень. Примеров этому немало: реконструкция вокзала «Омск – Пригородный», приобретение новых электропоездов, которые сейчас работают на самых востребованных направлениях (Казахстан, Тюмень, Новосибирск, Исилькуль), строительство терминала для подготовки полувагонов под погрузку на станции Входной и многие другие.

Модернизация вокзала «Омск – Пассажирский» - во многом уникальный проект. По сути, вместо старого вокзала в городе построили новый, сохранив при этом преемственность архитектурного стиля. О масштабе работ лучше всего скажет одна цифра: площадь вокзала увеличилась более чем в полтора раза - с шести до десяти с половиной тысяч квадратных метров. Теперь одновременно в нем могут разместиться тысяча шестьсот человек. Два этапа работ были завершены в беспрецедентно короткие сроки – менее чем за два года. При этом качество строительства постоянно контролировалось. Фундамент и стены здания были существенно усилены. Для удобства пассажиров работает четыре эскалатора. Вторая очередь реконструкции включала в себя восточное крыло, где расположились распределительный вестибюль, современный сервис-центр с комфортным залом ожидания, а также ресторан. Теперь на станции Омск - самый лучший вокзал России.

- Завершением вокзального комплекса был подведен итог сотрудничества между правительством Омской области и Западно-Сибирской железной дорогой в 2006 году, - отметил на торжественном открытии губернатор Леонид Полежаев. - Мы совместно решаем значимые производственные и социальные проблемы.

Вокзал стал настоящим украшением не только миллионного Омска, но и всей Транссибирской магистрали.

- Проект нового вокзала, сохранив верность принципам классицизма, стал непохожим на другие, стал лучше и привлекательнее, - уверен начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Целько. – Без поддержки руководства Омской области нам не удалось бы самостоятельно реализовать этот проект.

Вокзал – главные ворота города, по облику которых составляют первое впечатление о нем. Проектировщикам из новосибирского института «Сибжелдорпроект» удалось добиться гармоничного сочетания функциональности и эстетики: помогла нестареющая классика. Они очень бережно отнеслись к прежним архитектурным мотивам: преемственность стиля стала символом преемственности эпох.

И красиво, и удобно – вот так можно кратко характеризовать проект. Вокзал и изнутри, и снаружи выглядят строго, солидно, современно, как и подобает воротам Омска, одного из самых красивых сибирских городов. Проект - как картина великого мастера: каждая деталь – на своем месте. Хрустальные люстры – изюминка интерьеров. Самая большая из них – в восемь метров и восемьсот пятьдесят килограммов – установлена в главном вестибюле. Доминанта архитектурного ансамбля вокзального комплекса – купол, высота которого со шпилем составляет без малого сорок метров.

На омском вокзале можно будет получить более ста видов дополнительных услуг: здесь есть почта, телеграф, телефон, парикмахерская, удобные кассовые залы и многое другое. В просторных залах ожидания установлены немецкие кресла. Словом, на вокзале есть все, чтобы сделать путешествие максимально комфортным.

Новые цели

С завершением второй очереди реконструкции вокзала в партнерских отношениях областного правительства и Западно-Сибирской железной дороги поставлена не точка, а всего лишь запятая. Глава региона Леонид Полежаев и начальник ЗапСибЖД Александр Целько подписали соглашение о сотрудничестве между областью и железнодорожным ведомством на 2007 год. Партнерство станет многоаспектным.

- Суть развития и движения вперед – ставить перед собой новые цели, - такова позиция губернатора.

В совместных планах на 2007 год – воссоздание специализированного медицинского поезда. С его помощью мобильные бригады врачей разных специальностей смогут проводить профосмотры на предприятиях всей Западно-Сибирской железной дороги. В 2007 году начнется модернизация больницы Омского отделения ЗапСибЖД. На станции Входной сдадут в эксплуатацию многоквартирный дом, а в Исилькуле начнет активную работу филиал Омского государственного университета путей сообщения. Еще один железнодорожный мост через Иртыш, а также современный завод по ремонту и производству колесных пар на станции Иртышской также построят в этом году. Серьезные изменения начнутся и на омской привокзальной площади. В перспективе ее облик станет совершенно другим. На ней появятся гостиница, подземная парковка и, возможно, даже станция метро.

Этапы большого пути

История станции Омск в цифрах и фактах

Западно-Сибирскую железную дорогу строили, так же, как и весь Великий Сибирский путь, с двух сторон. С запада к Омску ветку тянули от Челябинска, на востоке - от Кривощеково.

1892 г. Строительные работы начинаются на западном участке. Длина этой ветки – 745 верст. Первый поезд по ней из Челябинска на станцию Омский Пост (позднее ее назовут Куломзино, а затем Карбышево-1) прибыл в 1894 году.

1893 г. Строительство начинается на другом участке дороги. От Омска до Кривощеково – 583 версты. Рельсы начали укладывать с двух сторон ветки дороги. К 1895 году работы были завершены.

1895 г. В Омске возводится железнодорожный мост. До завершения его строительства пассажиров и грузы переправляли с одного берега Иртыша на другой на пароме.

1896 г. В Омске появилось первое здание железнодорожного вокзала. Проект был типовой, без архитектурных излишеств: одноэтажное кирпичное здание с цокольными помещениями на бутовом фундаменте. Начальник строительства – инженер Хекстрем.

1907-1914 гг. Вокзальный комплекс дополнили кирпичными постройками, печное отопление заменили прогрессивным паровым. Площадь помещений для пассажиров довели до немалой в те времена цифры – девятьсот тридцать квадратных метров.

Железная дорога стала катализатором бурного экономического развития Сибири. Так, например, население Омска с 1895 по 1900 год удвоилось, а за следующее - увеличилось практически в четыре с половиной раза! По всему Транссибу появились десятки новых поселков, полустанков, разъездов и пр.

1958 г. Завершена реконструкция вокзала, перрона, привокзальной площади. Появилась новая пристройка – деревянная багажная кладовая.
В последующие годы вокзал не раз ремонтировался и реконструировался.

1975-1978 гг. Капитальный ремонт фасада вокзала, который был облицован мраморной крошкой.

1996 г. Фасад здания оштукатурен «под шубу», покрашен.

1999 г. Вокзальная «шуба» очищена от загрязнения, окрашена особыми вододисперсионными составами, цоколь и стены в залах вокзала облицованы природным камнем. Вокзал получил современную «начинку»: новые системы отопления, связи, освещения, вентиляции и пр.

6 мая 2006 г. Сдача в эксплуатацию первой очереди железнодорожного вокзала «Омск-Пассажирский» после самой масштабной в его истории реконструкции, проведенной по инициативе областного правительства в партнерстве с ОАО «РЖД».

13 декабря 2006 г. Завершена вторая очередь реконструкции вокзала, который теперь соответствует всем современным международным нормам.

 Равиль Бикбавов, генеральный директор ОАО «Омск-Пригород»:

- Реконструкция вокзала – это пример успешного взаимодействия правительства Омской области и Западно-Сибирской железной дороги. Вокзал полностью соответствует мировым стандартам. В Прииртышье теперь могут приезжать железнодорожники из других регионов страны, чтобы учиться на нашем опыте: представьте, в одном лишь сервис-центре можно получить более сорока видов дополнительных услуг. Я сорок пять лет отдал железнодорожной отрасли и могу с полным правом утверждать: нынешнее событие знаковое не только для нашего региона, но и для всей Сибири.

Ольга Башарина, институт «Сибжелдорпроект», главный инженер проекта:

- Омский вокзал – это моя лебединая песня, поэтому для меня он особенный. За свой долгий трудовой путь я участвовала в реконструкции или строительстве более тридцати вокзалов. Мы очень ответственно подходили к разработке проекта: с одной стороны, учитывали современные требования по комфортности и безопасности,  с другой – пытались создать такой архитектурный ансамбль, который украсил бы город. Вокзалу в Омске даем вековую гарантию!

Владимир Раров, глава Ленинского административного округа Омска:

- Чрезвычайно высокие темпы строительных работ во время реконструкции вокзала вызывают и уважение, и удивление. Также нельзя не отметить, что в проекте в фокусе внимания был комфорт пассажира: здесь есть все, чтобы ему было удобно.