жизнь в движении

Павел МОСКАЛЁВ, фото Олега КОВАЛЬЧУКА

 

Танцуют все!

 

Танцы – это спорт или искусство? Вопрос, на который однозначно не ответят даже сами танцоры. Для большинства из нас танцы –  развлечение, где техничностью и артистичностью блистать ни к чему – следуй только велению души. Танцы профессиональные (бальные, как мы привыкли их называть) – другое дело.

Конечно, это искусство» – скажет человек, далекий от танцевальных сфер. И будет неправ. Вернее, прав лишь отчасти. Достаточно взглянуть на название любого «танцевального» первенства... «Чемпионат»! Значит, все-таки это спорт? «Безусловно, спорт. Спортивное искусство» – уверенно отвечает один. «Танцы – это спорт, –  вторит другой, – но настолько изящный и красивый, что мы считаем танцы альянсом спорта и искусства».

ОЛИМПИЙСКИЙ… ТАНЕЦ

Официальная классификация двусмысленностей не терпит. Она говорит: вчера танец был искусством, сегодня обернулся спортом. В 1998 году танцы из Министерства культуры передали в ведение Госкомспорта. Кончилась эра бальных танцев – пришла пора танцев спортивных. И как ни жаль, что ласкающее слух сочетание «бальные танцы» отошло в историю, таково веление времени. И если мы в дальнейшем будем называть спортивные бальные танцы просто бальными, так это для краткости. В Европе и в мире федерации танцевального спорта существуют уже давно.

Значит, забрав Терпсихору с попечения Аполлона и послав под руку Зевса Олимпийского, государственные люди просто (и наконец) привели положение дел в соответствие с мировым стандартом. Ну а если учесть, что Зевс не только покровительствовал главным спортивным играм античности, но и управлял всеми богами, такую перемену участи стоит признать выгодной...

Что ж, если танцы на льду - спорт, то почему не быть таковым танцам на паркете? Кстати, спортивные танцы вплотную подошли к тому, чтобы сделаться олимпийским видом спорта. Об этом обмолвился как-то представитель Госкомспорта...

ОБ ОБЪЕКТИВНОСТИ И СУБЪЕКТИВНОСТИ

Если искусство тяготеет к спорту, не происходит ли и обратный процесс? На этот вопрос ответил президент Омской федерации танцевального спорта (заметьте – спорта!) Владимир Анатольевич Семенов:

– Современные виды спорта приобретают все более специфический характер. И в горных лыжах, и в фигурном катании появляется такая категория, как мастерство, которое никто, кроме специалистов, оценить не может. Современному человеку мало соревноваться в физическом совершенстве, ему необходимо эстетическая составляющая. Сегодняшний спорт кроме баллов, очков, голов и секунд все более предполагает оценки судей, а это всегда субъективно.
Достаточно  вспомнить скандалы в гимнастике или фигурном катании. Олимпийский девиз  «Быстрее, выше, сильнее» еще действует, но этого уже мало. Поэтому появляются такие виды спорта, как бальные танцы. Здесь, кстати, еще сложнее. Кроме того, что оценивается мастерство, оценивается также образ, создаваемый спортсменом. От этого образа, который прослеживается и в прическе, и в костюме, тренеры и хореографы отталкиваются при постановке танца.

Получается, чуть ли не единственная загвоздка – в выработке объективных критериев судейства. Сказывается двойственная природа танцев – искусству свойственна необъективность мнений... И даже профессионалы, обладающие наметанным глазом, часто ощутимо расходятся в симпатиях. Ну а пристрастность судей и вовсе стала притчей во языцех.

Тем не менее современная метода оценки танцевальных выступлений весьма сложна, и предполагается учет многих формальных моментов. Начнем с того, что судей должно быть не меньше пяти... и, по возможности, не больше пятнадцати. Судья оценивает музыкальность, ритмичность исполнения фигур, позицию в паре, технику исполнения, а также эмоциональность и образность. Все характеристики одинаково важны - кроме первой. Музыкальность есть главнейшее свойство танцевальной пары, без музыки танца быть не может.

ИГРА ПО ПРАВИЛАМ

Каждому танцу присущ определенный набор фигур. Последовательность их соединения может быть произвольной, но сами фигуры необходимо исполнять правильно. Каждая фигура имеет совершенно определенную форму и свой ритм. Важно этот ритм соблюсти, не говоря уже о ритме всего танца. Партнер и партнерша должны занимать правильное положение по отношению друг к другу. Как стоять, где держать руки... Скажем, позиция в паре при исполнении танцев европейской программы, то есть тех, которые мы привыкли именовать бальными (вальс, танго, фокстрот), называется линией.

Техника исполнения – пожалуй, самый конкретный пункт в этом списке и самый сложный,
с точки зрения простого смертного. Тут судья следит, верно ли танцор переставляет ноги – шаг
с пятки, шаг на полную стопу, на «полупальцы» и т. д. Кроме того, учитывая, что пары выходят на паркет не по одной, а группами («заходами»), скажем, по восемь, остается только дивиться, как судьи успевают следить за стремительными движениями их ног плюс за фигурами, ритмом
и всем остальным. Поговаривают, что это просто: мол, победитель определен заранее, тем более впереди еще один любимый судьями критерий - тот, который объективен менее всего. Это мы про образность. Когда пара выходит на паркет, она за полторы минуты должна рассказать о том, что чувствует. Казалось бы, это самый эфемерный пункт, зато такой, который, казалось бы, и дилетанту по зубам. Истинного артиста по артистизму и узнают. Если музыка – искусство, а движение, танец, по выражению Владимира Семенова, –  это ответ
на музыку, то без артистизма и образности не обойтись.  Но в спорте на первом месте все-таки техника.
Не будет техники, музыкальности, ритма, правильных линий – что проку от артистичности?
С «чувствами» идите на дискотеку...

Оценки судей учитывает специальная компьютерная программа, которая сама по себе стала международным стандартом, – ею пользуются танцевальные судьи всего мира. По каждому пункту судья выставляет соревнующимся парам отметки – крестики.
У кого крестиков больше, тот и впереди. Но еще не победитель. И только среди шести пар-финалистов, иногда семи или восьми, судьи распределяют места... Так в итоге из субъективной позиции каждого судьи складывается объективная общая позиция судейской бригады.

ОМИЧИ СДАЮТ ПОЗИЦИИ?

В Омске 19 клубов, 19 коллективов, которые работают в сфере танца. Много это или мало?  Цифра – не характеристика развития. Есть города, где клубов меньше, а занимающихся в них людей – много больше. Среди самых известных омских клубов спортивного бального танца – «Степ-бай-степ» ДК «Химик» (под руководством Ирины и Алексея Кокориных), в школе № 77 – «Данс-колледж» (руководители Руслан и Эльвира Шариповы), танцевальный коллектив омского Дома творчества «Дана-Денс» (руководитель Сергей Васильевич Соколов) и старейший, известнейший клуб города  – «Иртышские зори» в ДК им. Малунцева под руководством Валерия Валерьяновича Морозова.

Конечно, законодатели танцевальной моды – в Москве, там работают самые известные мировые тренеры, там во всем, по выражению Владимира Семенова, «немного другой уровень». Но и омская школа танца достаточно известна. Было время (это 90-е годы), когда наши танцоры очень успешно выступали во всех соревнованиях. В танцевальном спорте много выходцев из омской школы занимает сейчас лидирующие позиции: имена Марии Тзапташвили, Елены Хворовой, Анны Фирстовой звучали среди победителей мировых чемпионатов.
В Омске работает известный тренер Ольга Борисовна Бережная, судья международной категории Валерий Валерьянович Морозов. Есть омские пары, которые и сегодня активно соревнуются. Но позиции в «большом» танцевальном спорте постепенно утрачиваются.

- Все определяется возможностями, - говорит президент Омской федерации, - как в любом спорте высших достижений, профессиональный танец требует определенных вложений. Активно развиваются те регионы, где в этот спорт вкладываются серьезные денежные ресурсы: Новосибирск, Красноярск, Тюмень. Именно эти сибирские города занимают сейчас в танцах лидирующие позиции.

Наверное, трудно сейчас в Омске найти взрослую яркую танцевальную пару. Дело в том, что профессиональные танцоры переезжают в крупные танцевальные центры. Эта тенденция прослеживается не только в нашем городе и не только в танцах. Любой человек, строящий свою карьеру, будет стремиться найти те условия, которые позволят ему раскрыться. Это немного бьет по самолюбию, но это реальный процесс, который надо учитывать. Если будут созданы условия, такие, как, например, в художественной гимнастике, то будут и спортсмены, способные добиться серьезных результатов.

…Танцоры кружатся по паркету с обманчивой легкостью, которая достигается долгими тренировками. Многие стремятся танцевать, но не каждому даны необходимые физические координационные данные. Не каждому дана природная улыбка... Нет, улыбаться мы все умеем, но удерживать на лице красивую улыбку, а не вымученную гримасу, когда нервы напряжены до предела и дрожит каждая мышца, в самом деле, не всякому по силам.

А мы с вами видим лишь верхушку айсберга…