возвращение эпохи

Эльвира КАДЫРОВА, фото Олега ДЕРКУНСКОГО

 

Посвящение в рыцари

 


 

Ночь озарилась факелами. На подступах к галерее «Квадрат», казавшейся сегодня старинным замком, нас встречают люди в средневековых костюмах. А там, внутри – бастион тепла и света. Танцы с такими непривычными названиями: «Конский бранль», «Мореска», «Павана Маншавская». И портреты. Мужественных рыцарей и прекрасных дам. Возвращение в эпоху, воспетую Вальтером Скоттом, ставшее возможным благодаря  выставочному проекту Сергея Баранова «Всадники».

   Проект посвящен людям, которые «на коне» – в том или ином смысле. Здесь и бизнесмены, и спортсмены, и художники, и артисты. Все они составляют славу Омска. Впрочем, среди портретов рыцарей есть портрет человека, не являющегося омичом. Это Даниил Крамер. Но, как объясняет Сергей Баранов, Крамер создал в городе свою среду, свою культурную нишу. Когда-то билеты на его концерт стоили 30 рублей, а в зале находилось несколько десятков человек. Сегодня зал набивается до отказа, люди сидят даже на ступеньках. Четыре абонемента в год, и каждый концерт – событие. Поэтому Даниил Крамер, несомненно, рыцарь нашего города.

Скульптор Александр Капралов – большой, сильный, красивый человек, который, словно по волшебству, расставляет на улицах свои металлические скульптуры. Загадочные, неоднозначные: Весы бытия, Раскрытая книга, Дон-Кихот – тоже всадник. Железный рыцарь.

 «Открывающий двери» – так называется портрет успешного предпринимателя и страстного коллекционера Василия Ващенко. Другой представитель крупного бизнеса  – Геннадий Звягинцев  – стал на холсте «Континентальным воином». Гостеприимную и хлебосольную хозяйку ресторана «Луговская слобода» Наталью Гергерт, угощавшую в этот зимний вечер гостей            свежей клубникой, смородиной, изумительно вкусными пирожками и бутербродами, нельзя было назвать иначе, как «Волшебницей». А главного тренера хоккейной команды «Авангард» Валерия Белоусова наградили титулом «Ледовый воин».

Пятнадцать портретов 150 x 55 см. Техника исполнения уникальна, аналогов ей нет. Упомянув слово «холст», я покривила душой. Портреты написаны не на холсте, а на заменяющей его металлической сетке. Материал, стоящий в два раза дороже. И во много раз тяжелее. При натяжении сетки на мольберт и в рамы на руках образуются мозоли и ссадины. Не говоря уже о том, что пропитанную техническим маслом сетку надо долго отмывать растворителем и ацетоном, вдыхая ядовитые пары. Но эффект получается потрясающий! При разглядывании картин на просвет изображение начинает «обманывать» нас и таять наподобие улыбки Чеширского кота. Потом появляется вновь. И вообще, металл дает дополнительное ощущение той эстетики – героической, легендарной, романтической и таинственной.

Художник Сергей Баранов попытался превратить в художественный объект весьма бытовую вещь. И, как всегда, ему это удалось. Однажды он увидел в фигурках печенья «Зоологическое» золотых зверей из раскопок древних курганов, а в гаечных ключах – предметы быта железного века. Рабочий инструмент, такой, как пилы, ножовки и пассатижи, превращался у него в грозных зверей. Вот и теперь он не смог пройти мимо стальной сетки, используемой для промышленных фильтров и стрельбищных мишеней. Он разглядел в ней благородный материал, оскверненный бытом, и, как истинный рыцарь, поспешил восстановить статус-кво.

Создание портретов в стиле средневековья – практически посвящение в рыцари. Дух рыцарства не чужд и самому автору. Когда-то он «ковал оружие», работая в секретном КБ. Оказался там не по зову сердца, а, скорее, по наследству – родители были военными инженерами. Однако разработка убойных технологий не делала чести будущему художнику (уже тогда Баранов увлекался живописью, был вдохновлен искусством импрессионистов). И он сделал  мужественный шаг – ушел с престижной работы в свободное творчество. И нынешний проект, один из многочисленных успешных (до этого были «Клад 1169», «Щелкунчики» и др.), прежде всего о тех, кто способен на поступок и на твердость в достижении поставленной цели. Галерея  портретов, скорее всего, будет расширяться. Создатель ее считает, что рыцарские доспехи по плечу еще многим. 

 «Всадники» – попытка проникновения в дух рыцарства через зрительные образы. «Ролевая игра» тем более интересна, что эстетика рыцарства весьма актуальна: а-ля средневековые замки – в архитектуре, кожано-металлический хай-тек – в интерьерах, закованные в броню, несущиеся по дорогам «кони», массовое увлечение «Властелином колец»  и – главное – нелегкий процесс обретения благородства современной элитой. Хочется, чтобы рыцарство вернулось, прежде всего, в идеалах и люди стремились делать свое дело для того, чтобы другим было лучше и интереснее жить.