ретро

Эльвира КАДЫРОВА, фото автора

 

Родственники Антилопы Гну

 

Машина – не только средство передвижения. Автомобиль – это вещь, достойная стать предметом коллекционирования. Старый автомобиль вообще может являться жемчужиной коллекции, раритетом, гордостью и – многолетним наваждением.

Вот уже пять лет в нашем городе существует клуб любителей автомотостарины «Ретромобиль». Столько времени он существует на бумаге. На самом деле все его члены (а их 20 человек) знакомы друг с другом лет пятнадцать.  «Бумажный» адрес у клуба один, в реальности же все машины – в частных гаражах да еще находят пристанище в мастерской СТО на территории городка Нефтяников.

У многих владельцев старинных автомобилей сразу несколько ретро-машин. Например, у президента клуба автомотостарины Сергея Капитанова  есть «Додж» 1939 года выпуска – единственный из семи присланных американцами по лендлизу и прошедший всю войну; «Москвич ГАЗ-67», «Варшава» – польский вариант нашей «Победы», приобретенный недавно по счастливой случайности «Опель – Олимпия» 1937 года. «Развалюху» нашли на улице Нейбута. Раритетный кабриолет уже собирались сдать в металлолом. Впрочем, из такого вот «металлолома» (во дворе ждут реставрации ржавые, разбитые, похожие на скелеты «Форд» и «Опель Super-6») и получаются те машины-«конфетки», что под восторги зевак развозят молодоженов, участвуют в праздничных кортежах в День города.

Кто же они, эти люди, готовые за минуту подобного триумфа днями корпеть в гаражах по локоть в мазуте и копоти?

   – У каждого из нас своя профессия, к автомобильному делу часто не относящаяся, - рассказывает Сергей Капитанов. – Кто-то, у кого нет проблем с деньгами, нанимает специалистов, которые за определенную сумму доведут ему машину «до ума». Со мной ситуация другая – мне самому интересно все это делать. Я по профессии художник-дизайнер. Поэтому форму разрабатываю сам, иногда немного меняю ее, чтобы «состарить» машину. Мне нравится классика. Классический автомобиль – это 20-е-30-е годы прошлого века. Я читал журналы «За рулем» 1937 года, еще в те годы писали о формах - «ласточкино крыло», широкие пороги, круглые фары, радиаторные решетки.  Более обтекаемые формы придумать невозможно!

  – А современные автомобили вам чем не нравятся? Почему вы тяготеете к  старине?

   – Потому что все современные автомобили утилитарны. С каждым годом машина становится старее, дешевле и – в конце концов утилизируется. Потому что их выпущен большой тираж, никого не удивишь. А ретро-машины с каждым годом становятся дороже. Все, что выпущено до 1970 года, считается раритетным. Это потом уже пошел поток, автопром начал работать во всех странах, и получился какой-то ширпотреб, массовость. А до 1970 года были машины еще полуручной сборки, тем они и ценны. Та же «Варшава» - очень оригинальный автомобиль, у него на всех деталях, даже самых мелких, написано: «Made in Poland».

– Дорогое удовольствие – старинные машины?

– Конечно, в обслуге подороже получается. Тут и бензин не каждый подойдет. Раньше был 66-й, сейчас такого нет.  Поэтому приходится заливать 80-й. 92-й или 96-й использовать нельзя – загубишь двигатель.

– Сергей, члены вашего клуба – это в какой-то степени элита, как вы считаете?

– Да нет. люди из разных слоев населения. Некоторым автомобили достались от родителей, и они их просто как память берегут. Некоторые на этих же машинах и за грибами ездят, и на дачу. Другие имеют обычную, современную машину, а старые – для души. Это… трудно объяснить. Как любовь – иногда не можешь объяснить, почему любишь…

  Семья вас поддерживает в вашем увлечении?

  Полностью. Я бы и не женился, наверное, если бы было иначе. В семейных отношениях все должно быть слаженно, чем бы ты ни занимался. Иначе это не семья. У нас у всех жены либо не вмешиваются в дела мужей, либо в большинстве своем поддерживают.

 – Какие машины кроме тех, что уже упомянуты, есть в клубе?

   «Вандерер» есть, очень редкий. Несколько ЗИМов, эмка (ГАЗ М-1), «Победа ГАЗ М-20». Кстати, «Победу» ведь хотели сначала «Родиной» назвать. А Сталин на госприемке спросил: «Сколько «Родина» стоит?» И сразу – оп! Все замолчали. Потом переделали название – «Победа». Есть у нас еще ГАЗ-67-Б, ГАЗ-64 в идеальном состоянии. Сейчас машина делается очень интересная, называется «Бешеная кабина». Берется газелевская рама, и на нее ставится кабина от ЗИЛа. Все! И кабина едет на колесах. Большая грузовая кабина на маленьких колесах. В Бишкеке уже сделали такую машину, она там фурор произвела. Потом ее повезли в Москву на выставку, и москвичи ее тут же купили.

– А вы ездите на выставки, чтобы машины показать?

– Мы сами организуем эти выставки через отдел культуры в Омске. На выезде пока не работали. Сейчас приглашают по случаю 290-летия Омска объехать близлежащие города: Екатеринбург, Новосибирск, Томск, и заканчивается автопробег в Сургуте. Это будет первый совместный выезд. Как частники-то многие куда-нибудь ездят. Сергей Николаевич Ястремский, директор СТО «Ретро-клуб», отправляется каждый год на фестиваль «Автозвук» на своей эмке. И никогда не возвращается без приза. Все просто обалдевают, что в старенькой машине такая мощная аппаратура. Были случаи, когда перед ней на колени становились, говорили, что это супермашина, что лучше на свете нет.

– Как вы ощущаете себя за рулем таких машин?

– Ощущение совсем другое, чем, скажем, в современной «Волге». К тебе такое пристальное внимание, что поначалу даже как-то неудобно. А потом привыкаешь. Ретро-автомобиль – это машина для поднятия настроения. Вот идет хмурый человек, я мимо проезжаю, он посмотрел – у него сразу улыбка появилась. И гаишники если останавливают, то только для того, чтобы получше рассмотреть машину, поговорить. Или спросить в шутку: «Ты из какой эпохи выехал?»