Машина – не
только средство передвижения. Автомобиль – это вещь, достойная стать предметом коллекционирования. Старый
автомобиль вообще может являться жемчужиной коллекции, раритетом, гордостью и –
многолетним наваждением.
Вот уже
пять лет в нашем городе существует клуб любителей автомотостарины
«Ретромобиль». Столько времени он существует на бумаге. На самом деле все его
члены (а их 20 человек) знакомы друг с другом лет пятнадцать.«Бумажный» адрес у клуба один, в реальности
же все машины – в частных гаражах да еще находят пристанище в мастерской СТО на территории городка Нефтяников.
У многих
владельцев старинных автомобилей сразу несколько ретро-машин. Например, у
президента клуба автомотостарины Сергея Капитановаесть «Додж» 1939 года выпуска – единственный
из семи присланных американцами по лендлизу и прошедший всю войну; «Москвич
ГАЗ-67», «Варшава» – польский вариант нашей «Победы», приобретенный недавно по
счастливой случайности «Опель – Олимпия» 1937 года. «Развалюху» нашли на улице
Нейбута. Раритетный кабриолет уже собирались сдать в металлолом. Впрочем, из
такого вот «металлолома» (во дворе ждут реставрации ржавые, разбитые, похожие
на скелеты «Форд» и «Опель Super-6») и получаются те машины-«конфетки», что под
восторги зевак развозят молодоженов, участвуют в праздничных кортежах в День
города.
Кто же они,
эти люди, готовые за минуту подобного триумфа днями корпеть в гаражах по локоть
в мазуте и копоти?
– У каждого из нас своя профессия, к
автомобильному делу часто не относящаяся, - рассказывает Сергей Капитанов. – Кто-то,
у кого нет проблем с деньгами, нанимает специалистов, которые за определенную
сумму доведут ему машину «до ума». Со мной ситуация другая – мне самому
интересно все это делать. Я по профессии художник-дизайнер. Поэтому форму
разрабатываю сам, иногда немного меняю ее, чтобы «состарить» машину. Мне
нравится классика. Классический автомобиль – это 20-е-30-е годы прошлого века.
Я читал журналы «За рулем» 1937 года, еще в те годы писали о формах -
«ласточкино крыло», широкие пороги, круглые фары, радиаторные решетки.Более обтекаемые формы придумать невозможно!
– А современные автомобили вам чем не
нравятся? Почему вы тяготеете кстарине?
– Потому что все современные автомобили
утилитарны. С каждым годом машина становится старее, дешевле и – в конце концов
утилизируется. Потому что их выпущен большой тираж, никого не удивишь. А
ретро-машины с каждым годом становятся дороже. Все, что выпущено до 1970 года,
считается раритетным. Это потом уже пошел поток, автопром начал работать во
всех странах, и получился какой-то ширпотреб, массовость. А до 1970 года были
машины еще полуручной сборки, тем они и ценны. Та же «Варшава» - очень
оригинальный автомобиль, у него на всех деталях, даже самых мелких, написано:
«Made in Poland».
– Дорогое
удовольствие – старинные машины?
– Конечно,
в обслуге подороже получается. Тут и бензин не каждый подойдет. Раньше был
66-й, сейчас такого нет.Поэтому
приходится заливать 80-й. 92-й или 96-й использовать нельзя – загубишь
двигатель.
– Сергей,
члены вашего клуба – это в какой-то степени элита, как вы считаете?
– Да нет.
люди из разных слоев населения. Некоторым автомобили достались от родителей, и
они их просто как память берегут. Некоторые на этих же машинах и за грибами
ездят, и на дачу. Другие имеют обычную, современную машину, а старые – для
души. Это… трудно объяснить. Как любовь – иногда не можешь объяснить, почему
любишь…
–Семья вас поддерживает в вашем увлечении?
–Полностью. Я бы и не женился, наверное, если
бы было иначе. В семейных отношениях все должно быть слаженно, чем бы ты ни
занимался. Иначе это не семья. У нас у всех жены либо не вмешиваются в дела
мужей, либо в большинстве своем поддерживают.
– Какие машины кроме тех, что уже упомянуты,
есть в клубе?
–«Вандерер» есть, очень редкий. Несколько ЗИМов, эмка (ГАЗ М-1), «Победа
ГАЗ М-20». Кстати, «Победу» ведь хотели сначала «Родиной» назвать. А Сталин на
госприемке спросил: «Сколько «Родина» стоит?» И сразу – оп! Все замолчали.
Потом переделали название – «Победа». Есть у нас еще ГАЗ-67-Б, ГАЗ-64 в
идеальном состоянии. Сейчас машина делается очень интересная, называется
«Бешеная кабина». Берется газелевская рама, и на нее ставится кабина от ЗИЛа.
Все! И кабина едет на колесах. Большая грузовая кабина на маленьких колесах. В
Бишкеке уже сделали такую машину, она там фурор произвела. Потом ее повезли в
Москву на выставку, и москвичи ее тут же купили.
– А вы ездите
на выставки, чтобы машины показать?
– Мы сами
организуем эти выставки через отдел культуры в Омске. На выезде пока не
работали. Сейчас приглашают по случаю 290-летия Омска объехать близлежащие
города: Екатеринбург, Новосибирск, Томск, и заканчивается автопробег в Сургуте.
Это будет первый совместный выезд. Как частники-то многие куда-нибудь ездят.
Сергей Николаевич Ястремский, директор СТО «Ретро-клуб», отправляется каждый
год на фестиваль «Автозвук» на своей эмке. И никогда не возвращается без приза.
Все просто обалдевают, что в старенькой машине такая мощная аппаратура. Были
случаи, когда перед ней на колени становились, говорили, что это супермашина, что
лучше на свете нет.
– Как вы
ощущаете себя за рулем таких машин?
– Ощущение
совсем другое, чем, скажем, в современной «Волге». К тебе такое пристальное
внимание, что поначалу даже как-то неудобно. А потом привыкаешь.
Ретро-автомобиль – это машина для поднятия настроения. Вот идет хмурый человек,
я мимо проезжаю, он посмотрел – у него сразу улыбка появилась. И гаишники если
останавливают, то только для того, чтобы получше рассмотреть машину,
поговорить. Или спросить в шутку: «Ты из какой эпохи выехал?»
Маюров
Николай Петрович, доктор юридических наук, кандидат исторических наук,
заслуженный юрист РФ, полковник полиции в отставке, профессор кафедры
административного права и процесса Юридического института Санкт-Петербургского
университета технологий управления и экономики. Победитель конкурса «Ученый
года-2022»; член Ассоциации юристов России. Эксперт комиссии по обороне и
безопасности МПА СНГ. Профессор кафедры теории и истории государства и права
Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О.
Макарова;
Кудринский
Владимир Федорович, член Союза журналистов России, член Союза фотохудожников
России, первый председатель Омского отделения Союза фотохудожников России,
директор Омского филиала Союза фотохудожников России, автор 40 персональных
выставок, дипломант и призер многочисленных выставок и фотоконкурсов; изданы 30
авторских фотоальбомов; награжден Почетной грамотой Администрации Омской
области
РЕЙТИНГ ПО СТАТЬЯМ
Когда
плачут мужчины…
«All
inclusive» Андрея Сабитова
Людмила
Чичерина: Мечты сбываются!
Андрей
Бессонов: «Залог успеха – наши знания, опыт, традиции»