Визитная карточка

Автор: Алла ЖИГУЛИНА
Фотограф: Валерий ГАШЕЕВ

Лучшее депо в России

 

Совершать экскурсию по цехам локомотивного депо "Московка" в выходном костюме можно смело, не опасаясь по неосторожности испачкаться. И хотя воздух здесь пропитан мазутом и еще какими-то специфическими запахами смазочных материалов, невольно поражаешься чистоте, комфорту и даже располагающему уюту в корпусах предприятия.

История его начинается в военные годы -  приказом наркомата путей сообщения от 23 апреля 1944 года было предписано закончить строительство паровозного депо  на три стойла на станции Московка Омской железной дороги. С той поры предприятие разрасталось, развивалось, от паровозов перешло к тепловозам, а затем и к электровозам: ВЛ-22М, ВЛ-23, ВЛ-8, ВЛ-10.
Основная задача депо - осуществление  всех видов деповского ремонта локомотивов: начиная с ТО-2 и до самого крупного вида ремонта СР. В настоящее время предприятие обслуживает парк электровозов, перевозящих различные грузы от Свердловска-Сортировочного до Белово Красноярского края, т. е. все электровозы, бороздящие просторы Западной Сибири. Приписной парк депо самый большой в России - 296 электровозов и 88 тепловозов. Как отмечает начальник депо Сергей Владимирович Чальцев, локомотивы, приписанные к депо, - не новые, в основном 1968-1976 гг. выпуска. Часть из них прошла модернизацию в Челябинске, где им полностью заменили кабину машиниста, систему управления, установили новое оборудование и продлили срок службы еще на 15 лет. Таких, модернизированных электровозов серии  ВЛ-10 К - 85 единиц.
Ремонтируют локомотивы более чем на 30-ти участках, включая часть цехов на станции "Омск Пассажирский", где проходят обслуживание тепловозы ТЭМ-2 для маневрового движения и краны на железнодорожном ходу, капитально ремонтируются колесно-моторные пары. Пункты технического обслуживания депо действуют на станциях Иртышская, Входная и Комбинатская.
Самый крупный вид ремонта, приравниваемый к капитальному, депо осуществляет в цехе среднего ремонта. Именно здесь из электровоза, достигшего пробега 960 тысяч километров, вынимают все "внутренности": электроаппаратуру, колесно-моторные блоки, электрические машины. Все это подвергается разбору, мойке, чистке, восстановительному ремонту, а затем приведенные в порядок составляющие электровоза вновь собираются и устанавливаются на прежнее место. В среднем на такой капитальный ремонт уходит пять суток. Текущий ремонт ТР-1 электровозы проходят раз в два месяца, ТР-2 - раз в год, а капитальный - раз в 4-5 лет.
Более 85 % ручного труда в депо "Московка" механизировано. Постоянно ведется модернизация технологических приспособлений своими силами, совершенствуется технология ремонта. В последнее десятилетие постоянно внедряются средства технической диагностики и вычислительной техники. Все это делается для облегчения физического труда работников депо. К примеру, стенды для сборки и разборки колесно-моторных блоков, изготовленные местными слесарями-рационализаторами, в 80-х годах прошлого века завоевали серебряную медаль на ВДНХ. Если раньше, вручную, в сутки собирали 1-2 колесно-моторных блока, то с помощью таких стендов - 8-10.
Механизирован процесс разборки и сборки тяговых двигателей и электрических машин. Раньше разборка велась вручную с помощью кувалды, ключей с усилителем из длинных труб, зубила, а иногда и автогенного аппарата. В настоящее время разборкой и сборкой тяговых двигателей занимаются на электрогидравлических стендах.
Ультразвуковая установка позволяет производить ультразвуковую мойку внутренней и наружной поверхности остовов и якорей электрических машин с последующей пропиткой их магнитной системы. Отремонтированное электрооборудование, прежде чем быть установленным в кузов электровоза, проходит проверку на автоматизированных станциях испытания.
Умельцами депо сконструирован и внедрен пресс для брикетирования баббитовых стружек, которые затем находят свое вторичное применение в процессе ремонта электровозов, в результате чего происходит экономия металла.
Однако локомотивное депо - не только электровозы и корпуса. Это прежде всего люди, которые их ремонтируют. Всего их около 1300 человек. За более чем 60-летнюю историю предприятия здесь сформировалось немало трудовых династий, к которым смело можно отнести Гейнцев, Мещеряковых, Сасиных, Генодманов. Многие деповчане за многолетний добросовестный труд удостоены звания "Почетный железнодорожник": это А. Л. Колесников, Л. И. Гусев, Б. Г. Пимонов, Н. В. Пчелинцев, В. В. Кузьменко,  В. Б. Голодухин, В. В. Попов,  И. Ф. Генодман,…Казаринов.
Активно на протяжении многих лет работает профсоюзная организация предприятия, заботящаяся об улучшении условий труда и жизни своих сотрудников. Многие сотрудники депо ежегодно проводят свои отпуска на курортах, в санаториях и домах отдыха страны, в туристских путешествиях, желающим предоставляются льготные путевки. Большое внимание уделяется ветеранам, которых у депо около 700, оказывается посильная помощь инвалидам войны и тяжело больным.
Славится локомотивное депо "Московка" и своими традициями, прочно утвердившимися в прошлые годы. Это активная спортивная жизнь деповчан, о которой тут же, при входе в главный корпус депо, рассказывает доска "Спорт. Здоровье. Отдых".  Ежегодно среди работников цехов проводятся соревнования по футболу, волейболу и шахматам. Вместе с членами семей в свободное от работы время они посещают спортивно-оздоровительный комплекс, расположенный в бытовом корпусе депо.
Не без основания гордятся деповчане славной историей своей футбольной команды "Локомотив", завоевавшей на чемпионате мира среди железнодорожных команд в  1999 году во Франции почетное второе место.
Есть у омских железнодорожников, конечно же, и свои трудовые рекорды. Непрерывно, пять кварталов подряд (!), начиная с первого квартала 2001 года и по второй квартал 2002 года, локомотивное депо "Московка" занимало первое место в отраслевом соревновании среди родственных предприятий МПС. Полученная тогда премия "Ника" - это и международное признание трудовых достижений предприятия.
В результате акционирования железных дорог в 2003 году локомотивное депо Московка стало структурной единицей Дирекции по ремонту и техническому обслуживанию локомотивов с выходом из структуры Омского отделения Западно-Сибирской железной дороги. Показатели работы депо за эти годы превышают многие плановые цифры. И сегодня предприятие подтверждает звание лучшего локомотивного депо в стране. По итогам III квартала 2007 года локомотивное депо "Московка" признано победителем в отраслевом соревновании среди родственных предприятий России.
…"Для меня работа - это хобби, а мое хобби - это работа", - табличка с такой надписью висит в кабинете начальника депо Сергея Чальцева. Говорят, она была повешена еще при Анатолии Николаевиче Стражникове, бывшем руководителе предприятия, ныне депутате Законодательного собрания Омской области.  Что ж, если эти слова и по сей день являются девизом нынешнего руководства и всего коллектива, успехи омских железнодорожников вполне объяснимы.