Эльвира  КАДЫРОВА, фото автора  

 

Мальчишки мечтают о море


 

Далекий от каких бы то ни было морей Омск давно закрепил за собой репутацию морского города. В 1918 году здесь было организовано Военно-морское министерство. В 1922-м появилось Управление по обеспечению безопасности кораблевождения в Карском море и устьях сибирских рек. В последние годы ежегодно уходит в дальнее плавание омская яхта «Сибирь». А этой весной прибавится в морской жизни Омска еще одна веха – пятеро омичей в качестве юнг отправятся в кругосветку на легендарном учебном барке «Крузенштерн».

 

Барк был построен в 1926 году на верфи Джо Текленбога в Везермюнде (Германия) и назван «Падуя». По архитектуре судно двухпалубное, четырехмачтовое. Сегодняшнее водоизмещение – 6250 тонн. До Второй мировой войны «Падуя» использовалась как грузовой корабль, а в январе 1946 года по репарации была передана Советскому Союзу, где получила новое имя – «Крузенштерн» - в честь прославленного российского мореплавателя. С 1973 года «Крузенштерн» обеспечивает плавательную практику курсантов морских училищ. За это время барк не единожды становился призером регаты «Катти Сарк», снимался в кино, ходил в кругосветные плавания.

Вероятно, каждый, кто хоть капельку романтик, мечтал когда-нибудь оказаться на «Крузенштерне». Омские мальчишки – не исключение. Поэтому когда в декабре прошлого года министерство по делам молодежи, физической культуры и спорта Омской области, Омский губернаторский яхт-клуб и региональная общественная организация «Молодежная морская лига» объявили конкурс для участия в кругосветной экспедиции на судне «Крузенштерн», заявки подало около сорока подростков. Наверное, их было бы больше, но кого-то остановили предварительные условия: хорошее знание иностранного языка, спортивная подготовка.

Анкетирование успешно прошли 26 человек, остальных  не допустили к дальнейшим  соревнованиям по возрасту – им еще не исполнилось пятнадцать лет. На втором этапе конкурсантам предстоит пройти медкомиссию, их ждут теоретические занятия по лоции, навигации, такелажному делу, а также зачеты по физической подготовке. Лишь пятеро счастливчиков окажутся в марте на палубе «Крузенштерна» и примут участие в кругосветном плавании на этапе Владивосток – Кейптаун. Будущие «пятнадцатилетние капитаны» имеют разную степень подготовленности и строят в связи с предстоящим мероприятием самые разные планы.

Илья Скворцов, гимназия № 6. Увлечение парусным спортом началось с компьютерной игры на морскую тематику. Занимается судомоделированием, много читает об истории флота. В путешествии рассчитывает получить массу незабываемых впечатлений.

Константин Петухов, Омское командное речное училище. Решил участвовать в конкурсе, так как отчим был капитаном II ранга и много рассказывал про службу, «про шторма и волны». На море ни разу не был, но хочет испытать себя в настоящем мужском деле.

Павел Парамошков, детский дом № 10. Собирается поступать в Омское речное училище. Надеется, что опыт и знание морского дела пойдут ему на пользу и, возможно, помогут в продвижении его профессиональной карьеры.

Юнга – должность, на первый взгляд, незавидная. Как говорится, подай-принеси. Но в паузах между надраиванием палубы и чисткой картошки здесь действительно можно научиться профессии. Соленые волны и наполненные ветром паруса для одних останутся только романтикой, для других могут стать судьбой.