престижное образование

Эльвира КАДЫРОВА, фото автора

 

И в добрый путь…

 


 

По железной дороге хотя бы раз в год ездит каждый из нас. Приятное впечатление, которое остается после такого путешествия, напрямую зависит от знающих свое дело проводников, уверенно ведущих состав машинистов. Именно такие специалисты – профессионалы своего дела – вот уже 75 лет выходят из стен Омского железнодорожного техникума.

В основу образовательной политики техникума заложен перспективный кадровый заказ со стороны Западно-Сибирской железной дороги. А высокий рейтинг этого учебного заведения в немалой степени обеспечивается тем, что все выпускники находят работу по профессии.

Там, где есть рельсы

Омский техникум железнодорожного транспорта в прошлом году вошел в десятку лучших техникумов России. «Так что мы город Омск не позорим. И Западно-Сибирскую железную дорогу тоже», – говорит его директор Владимир Иванович Андрианов.

Техникум никогда не ставил целью подготовить руководителей. Задача, скорее, другая – качественно научить и подготовить среднее звено специалистов: бригадиров, мастеров, начальников цехов. Впрочем, начав, скажем, с помощника машиниста или проводника вагона, выпускник имеет все шансы для карьерного роста. Кто стремится именно к этому, не засиживается на рабочих должностях. Ибо и престиж выпустившего его учебного заведения, и качество полученных знаний высоки.

Сегодня техникум ведет подготовку специалистов по шести направлениям: электроснабжение; техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт подвижного состава; автоматика, телемеханика и управление на железнодорожном транспорте; организация перевозок и управление; строительство, путь и путевое хозяйство; экономика и бухгалтерский учет. При этом не следует понимать профиль обучения как исключительно связанный с железной дорогой. Выпускники техникума могут работать везде, где есть перевозки, электричество и рельсы. Например, на городском электротранспорте. Владимир Иванович и сам пришел из троллейбусного депо, что в городке Водников. Проработал там 13 лет, восстанавливал его, как и здесь ему пришлось восстанавливать техникум.

Молодые – молодым

К сожалению, проблемы бывают у всех. Когда пять лет назад Андрианов принял техникум, стоял вопрос о его закрытии. Наблюдались нехватка учебных площадей, а также острый дефицит преподавательского состава. Сейчас штат укомплектован полностью. Текучесть кадров практически отсутствует. Кроме ухода нескольких преподавателей на пенсию, техникум не покинул ни один педагог. «У нас коллектив преподавателей самый молодой среди всех железнодорожных техникумов России, – рассказывает Владимир Иванович. – Следующим после нас идет, если мне не изменяет память, Ярославский техникум. У них средний возраст преподавательского состава – 44 года, у нас на сегодняшний день – 37 лет. А в 2001 году было – 55. Только в прошлом году мы приняли двенадцать молодых преподавателей и очень ими довольны. Им тоже нравится у нас, они хотят работать. Потому что и зарплата приличная, и условия труда хорошие».

Два года назад открылся новый корпус техникума, в котором разместились 18 учебных аудиторий-лабораторий, спортивный зал, мастерские. Теперь учебных корпусов у техникума пять, в нынешнем году планируется сдать еще один. Предмет гордости руководства техникума – общежития. Их три, и вместе с учебными корпусами они составляют целый студенческий городок. Ведь это очень важно, чтобы впервые покинувшие родной дом юноши и девушки не чувствовали дискомфорта, он ведь и на учебе может отразиться. Поэтому в жилых комнатах очень уютно, по-домашнему. Даже у мальчиков царит идеальный порядок. Девушки и вовсе умудряются сделать атмосферу неформальной. В одном из зданий расположены медпункт с физиокабинетом и музей.

Подвиги и победы

75 лет… Есть что вспомнить и рассказать молодому поколению, есть чем гордиться. В музее железнодорожного техникума немало таких экспонатов, как макеты вагонов разных лет, первые компьютеры «Электроника», применяемые в управлении в 1980-е годы, награды и грамоты, коих накопилось солидное количество, – техникум все время что-то завоевывал и где-то побеждал. Но все же главное – люди. Среди выпускников техникума много героев войны и труда, и о них рассказывают музейные стенды.

  Подвиг Матвея Путилова известен многим по урокам истории, по фильму «Битва за Волгу». Ценой своей жизни Путилов соединил два конца оборванной связи. Буквально сжал их зубами и таким образом восстановил прерванное сообщение. Но не все знают, что Матвей Путилов – выпускник Омского железнодорожного техникума, он учился здесь по специальности «Связь». Омский техникум окончила и Мария Васильевна Горбач-Ваневич –
первая женщина-машинист, водившая тяжеловозные поезда, и  Герой России из Омской области Дмитрий Перминов, и почетный житель нашего города, Герой Советского Союза Владимир Алексеевич Голосков. Узнать всю историю техникума можно на передвижных выставках, которые часто организуются в школах с целью профориентационной работы.

Не страшна нам демография!

Впрочем, проблем с набором в техникуме не знают. Здесь каждый год довольно высокий конкурс – до десяти человек на место. Особенно большой конкурс на специальности: «Электротяговое хозяйство» и «Организация управления движением». Туда только с двумя пятерками проходят (а сдаются русский язык и математика). Чуть поменьше – три-четыре человека на место – конкурс на специальность «Путь и путевое хозяйство». Но все равно даже на платное обучение проходят не все желающие. В прошлом году было набрано пять групп на коммерческое обучение и столько же – на бюджетное. На сегодняшний день в Омском техникуме железнодорожного транспорта 1100 студентов учится на очном отделении и 500 – на заочном. Всего за годы его существования было выпущено более 13 тысяч специалистов.

За сухими цифрами – сотни тысяч километров железной дороги, порядок и комфортабельность, спокойствие и безопасность пассажиров, своевременную доставку грузов на которой обеспечивают бывшие студенты Омского железнодорожного техникума. Он, кстати, не спешит в духе времени переименовываться в какой-нибудь колледж. Дело не в названии, а в сути. Тем более отказ от имени, которое звучит как гарантия хороших кадров, не только не имеет смысла, но и выглядит предательством по отношению к своей истории, ставшей частью истории страны.

Владимир Иванович Андрианов уверен, что и в будущем сохранится престиж возглавляемого им учебного заведения, и конкурс на все специальности будет оставаться высоким. Только небольшую тревогу вызывает у него то, что в 2007/08 учебном году абитуриентами станут родившиеся в 1991 – 1992 годах, когда упала рождаемость. Но, думается, последствия демографического кризиса кузница железнодорожных кадров переживет. И путь ее будет по-прежнему долог и светел, как уходящее вдаль железнодорожное полотно.