визитная карточка

Павел МОСКАЛЁВ,

фото Олега Ковальчука

 

«Омскжелдорпроект»: увлеченность делом

 

 

 

Много ли вы знаете коллективов, где все – и опытные работники, и молодые специалисты – как одна семья, где взаимопонимание, поддержка и доброжелательность – норма, а карьерный рост талантливого сотрудника всегда вызывает радость за него? А если только один из отделов насчитывает более  сотни человек?..

Вопрос далеко не риторический, потому что ответ на него есть. Это коллектив проектно-изыскательского института «Омскжелдорпроект», который вот уже около трех десятилетий возглавляет кандидат технических наук Юзеф Матвеевич Мосенкис. Вскоре этот известнейший институт подойдет к знаменательной дате – семидесятилетию.  Его знают как надежного, грамотного, высокопрофессионального делового партнера далеко за пределами Омска. Спроектированные им сооружения также известны всем. Конечно, основное направление деятельности института – железнодорожная автоматика и телемеханика – непосвященному мало что скажет, но реконструированное здание Университета путей сообщения и спроектированные институтом пригородный вокзал и ТВЦ «Каскад» известны каждому. А впереди – не менее масштабные и значимые проекты.

Полжизни – работе

Институт «Омскжелдорпроект» широко известен и уважаем. И если разговор о нем мы ведем в рубрике «Визитная карточка», которую можно перевести как «представляем вам…», то это не ирония. Просто обычно рассказ ведется о крупных объектах, в проектировании которых принимал участие институт, о его заслугах в деле железнодорожной автоматизации, о сложных заказах, которые получают инженеры-проектировщики. А нам хочется представить коллектив и в преддверии весеннего женского праздника немного по-иному взглянуть на работу института, где представительниц прекрасного пола более половины.

А кто может лучше сказать о женщинах, если не мужчина? Именно поэтому этот материал пишет мужчина, да и честь первому высказаться тоже выпадет сильному полу. Слово – заместителю директора проектно-изыскательского института «Омскжелдорпроект» Александру Трофимовичу Игнатенко:

– Действительно, большая половина института – женщины, и это традиционно для проектных организаций. Может быть, поэтому наша основная, характерная черта – стабильность коллектива. Его численность практически не падала за годы перестройки, а даже увеличивалась. Конечно, основная техническая нагрузка – на плечах опытных специалистов. Я сам, отработав больше 20 лет в другом проектном институте, в этом коллективе уже 12 лет. Но в последнее время к нам идут и молодые специалисты. Наше основное направление – СЦБ (сигнализация, централизация, блокировка на железной дороге). В этом отделе сейчас большой приток молодежи из нашего основного вуза – Университета путей сообщения. К нам идут лучшие специалисты, самые подготовленные, ведь мы можем обеспечить им соответствующие условия: стабильную, интересную работу, дело, которое увлекает и приносит удовлетворение. И это действительно так. Недаром наши специалисты  проводят на работе уже не треть суток, а почти половину.  В пять часов вечера двери никогда не закрываются, идет постоянная, напряженная работа, в которую свой вклад вносят и молодые, особенно в отделе автоматики и телемеханики.

И здесь тот самый доброжелательный, дружный коллектив, о котором мы говорим, особенно важен. А нужную атмосферу, конечно, создают женщины. Вообще, начало весны давно уже ассоциируются не с первым, а именно с восьмым марта. Хотелось бы пожелать милым женщинам личного счастья, успехов, радости, любви и благополучия. А благополучие в наше время связано с хорошо оплачиваемой постоянной работой.

– Раз мы вновь вернулись к работе, расскажите, что в ней, на ваш взгляд, самое интересное или, может быть, самое сложное для руководителя?

– Основная задача – находить ту самую золотую середину и в решении технических вопросов, и в личных взаимоотношениях, причем ежедневно, ежечасно. Настоящий руководитель определяется тем, насколько быстро и правильно принимает решения, – тогда производство благополучно.

– Самые значимые для вас объекты?

– Для института это реконструкция и электрификация сотен километров железных дорог, электрическая, микропроцессорная и диспетчерская централизация станций и многое другое.
В 2003 году на станции Входной сдан самый серьезный объект последних лет – это механизированный пункт подготовки вагонов. Этот комплекс до сих пор считается одним из самых уникальных объектов на сети железных дорог России.

Но в нашем институте работы ведутся по двум основным направлениям. О СЦБ я упоминал, второе направление – это промышленно-гражданское строительство. Здесь нельзя не упомянуть реконструкцию здания – памятника архитектуры – ОмГУПС, комплекс «Каскад», продолжение работ по Омскому метрополитену, реконструкцию жилых домов.

Одним из развивающихся направлений работы института является диагностика и реконструкция зданий и сооружений. В институте создан специализированный отдел, приобретены необходимое оборудование и инструменты.

В текущем году по заказу УКС администрации Омска продолжаются работы по обследованию крупнопанельных жилых домов первых массовых серий. Эта работа необходима для выработки мер обеспечения безопасной эксплуатации жилых домов. Сейчас институт готовит материалы по этому направлению для участия в выставке в Астане.

После завершения в этом году реконструкции вокзала естественным образом возникает вопрос реконструкции Привокзальной площади. Мы активно участвуем в этой работе. Сейчас с участием наших специалистов ведется проработка плана площади.

География работ –  вся Россия!

А теперь – обещанный «женский взгляд» на «Омскжелдорпроект», взгляд изнутри. О своей работе, о коллективе, о своих проблемах и радостях говорят те, кто посвятил институту, без преувеличения, жизнь.

Наиля Фагимовна Битенбаева, начальник планово-производственного отдела, в институте трудится около 30 лет:

– Да, без преувеличения – жизнь институту… С годами пришло понимание того, что это как раз то, что тебе нужно, словно нечто само собой разумеющееся. Хотя, по правде говоря, легко не бывает никогда. Постоянный творческий поиск, постоянное открытие новых путей решения типичных проблем, несмотря ни на какие реформы, а их за прошедшие годы произошло немало.

В 90-е годы при крайне низком уровне финансирования (даже при том, что институт входил в систему Министерства путей сообщения РФ) приходилось буквально выживать в поисках заказчиков, стабильных и надежных партнеров. При этом необходимо было сохранять высококвалифицированные кадры, продолжать накапливать нормативно-техническую и справочно-информационную базу, оснащаться современной техникой, компьютерами, программным обеспечением.

В 2004 году институт стал филиалом ОАО «Российские железные дороги», но мы по-прежнему должны зарабатывать средства в полном объеме самостоятельно. Некоторое неудобство почувствовали, особенно в оперативном управлении, – сложнее стало решать вопросы, требующие безотлагательного решения, а для планово-производственного отдела воз-
ник новый участок работы – бюджетирование. Естественно, штат работников у плановиков и бухгалтерии увеличился, и опять же очень удачно – пришли интересные, творческие люди. Им повезло в жизни, что попали в замечательный коллектив института «Омскжелдорпроект». Думаю, они сами расскажут об этом. Знакомьтесь: Андрей Метяев,  экономист 1-й категории, в планово-производственном отделе отработал один год:

– Я здесь не испытывал никаких трудностей, быстро влился в коллектив, и работа очень нравится. Чем? Разнообразием. Ведь каждый день приносит что-то новое. Общаешься не только с сотрудниками института, но и с заказчиками, причем со всей России.

Наш разговор продолжает Александра Викторовна Малькович, ведущий экономист отдела:

– Общение с заказчиками привносит даже в сухие цифры творчество. И вся наша работа очень творческая. Мы как актеры на сцене: всегда новые задачи, каждый день что-то новое, неожиданное. За цифрами ведь что-то стоит. Если это «что-то» знать, то работать очень интересно. Да и география нашего проектирования очень разнообразна – от Хабаровска до Петербурга.

Коллектив устоявшийся и традиции – тоже. Одна из них – мы все как одна большая семья. И все пытаемся эти традиции поддерживать, не рвать связующие традиции ниточки. Казалось бы, каждый день встречаться с одними и теми же людьми – скучно. Нет, мы идем на работу с удовольствием именно потому, что у нас добрые, почти семейные отношения.

– Очень многое значит личность руководителя, – добавляет главный бухгалтер «Омскжелдорпроекта»  Любовь Викторовна Дюкова (она в институте уже 20 лет). – Наш директор Юзеф Матвеевич – замечательный человек и опытный, грамотный руководитель, способный быстро решить любые вопросы, и личные в том числе. Работоспособность нашего коллектива и царящая в нем атмосфера доброты – это его заслуга.

Главное – безопасность

Следующая наша собеседница – еще один патриот своего института, еще один увлеченный своим делом человек – Инна Владимировна Кордюкова, начальник отдела автоматики и телемеханики, в «Омскжелдорпроекте» – почти 20 лет:

– Я понимаю, непосвященному трудно объяснить, что такое железнодорожная автоматика. Для обычного человека это тайна. Самое основное для нас – обеспечить безопасность движения поездов. От зажженных вовремя электрических сигналов и правильного автоматического перевода стрелок зависят жизни людей. Поэтому объекты должны сдаваться с должным качеством, и это – наша забота.

Наш институт – второй в России после Санкт-Петербургского по проектированию объектов СЦБ, а наш отдел самый большой отдел в институте по численности – 160 человек. Большая  часть коллектива занимается проектированием железнодорожной автоматики и телемеханики, меньшая – связью.

Сейчас наша задача  (проектируем уже третий год) – участок Корымская – Забайкальск Забайкальской железной дороги. Там мы делаем полный комплекс работ: и связь, и СЦБ. Необходимость в нашей работе возникла в связи с увеличением поставок нефти из России в Китай. Надо увеличить пропускную способность этого участка, и соответственно наша сфера внимания – новая электрическая централизация на станциях и новая автоблокировка на участках.

– Самый интересный для вас проект?

– Трудный вопрос. Они все одинаково интересны, и каждый – по-разному. Может быть, устройство двустороннего движения по путям перегонов, где раньше оно было возможно только в одном направлении? Или системы автоматического управления тормозами поезда? Или комплексная реконструкция железнодорожных участков, таких, как на Северной железной дороге близ Вологды? Мы работаем на Восточно-Сибирской, Красноярской, Забайкальской, Октябрьской, Северной и, конечно, нашей Западно-Сибирской железных дорогах. На родной Западно-Сибирской сделаны сотни километров автоблокировки, запроектированы электрические и микропроцессорные централизации станций – сделано очень много. 

В последние годы произошло значительное увеличение заказов, железная дорога активно занялась реконструкцией, и работы прибавилось. И коллектив у нас вырос, особенно за последние 3 года.

– Проектировщик – популярная профессия у молодых?

– И очень! В ОмГУПС огромный конкурс. Талантливой молодежи много. Если человек технического склада ума – его у нас ждет очень интересная работа, причем достаточно творческая: идет постоянное развитие, изменение самой системы работы. Плюс к тому – возможность профессионального роста. Талантливого человека у нас обязательно оценят.

Таков у нас коллектив, люди, которые обеспечивают деловую и доброжелательную обстановку. Да, люди все разные, но, попадая в эту атмосферу, проникаются особым, семейным духом. Мы и праздники отмечаем вместе, и на природу выезжаем. Но об этом лучше расспросите нашего профсоюзного «босса» – Лидию Ивановну.

Обязательно спросим!

Лидия Ивановна Радостева, ведущий инженер технического отдела, председатель профсоюзного комитета, в институте работает 25 лет:

– Действительно, в выходные дни, хоть раз в месяц, выезжаем отдохнуть. Кроме того, оплачиваются массаж, бассейн – возможностей отдохнуть и поправить свое здоровье много. Вообще, у профсоюза – три направления заботы: сам коллектив, их дети и, конечно, ветераны.

Детям руководство оплачивает путевки в железнодорожный лагерь «Гайдар», Красноярку, отдыхают они и на юге – в «Орленке», к примеру. Ветераны обеспечиваются путевками на лечение, на протяжении многих лет к каждому празднику получают солидные денежные надбавки к пенсии, подарки. Поэтому и нет у нас в коллективе непонимания, поэтому все так доброжелательны друг к другу. Поэтому все – как одна семья.

Добавим: поэтому весь коллектив проектно-изыскательского института «Омскжелдорпроект» работает, не глядя на часы,  – с большим интересом, увлечением и нескрываемым удовольствием.