живопись с характером

 

Текст Натальи Коваленко

Фото Андрея Кудрявцева

 

Без границ и правил

 


 

Ее легко выделить из толпы. Непосредственная, веселая, бесшабашная, на первый взгляд, девушка с непредсказуемым поведением. Таких обычно называют сорвиголова. Но за этим образом стоит удивительный человек, загадочный, со своими сокровенными мыслями, с чутким пониманием жизни, к которому тянет, как к магниту. Это не 18-летняя Лиля Печеневская, какая она есть на самом деле. Ее внутренний мир гораздо глубже и старше реального возраста лет на десять. В процессе общения с ней понимаешь, что это очень интересный и неординарный человек с тонким вкусом и с хорошим чувством юмора, который вынужден надевать различные маски, чтобы скрыть свое истинное лицо. Настоящее лицо Лили отражено в ее картинах. Таких же необычных, как и сама художница…

Первую картину она нарисовала еще ребенком. Это было в художественной школе, куда родители, заметив в своей дочери склонность к творчеству, отдали Лилю в пятилетнем возрасте. Тогда самой маленькой, неугомонной девочке, которая постоянно бегала и крутилась как юла, никто не поверил.

– Она не может так рисовать. Она еще слишком мала для этого, –  рассуждали между собой уже состоявшиеся художники, глядя на тонко выведенную грушу.

Какими только способами не доказывала юная художница то, что она сама нарисовала безобидный фрукт, и все равно никого не убедила. Лишь учительница после длительных споров  подошла к ней и негромко, чтобы не слышали ревностные судьи, сказала: «Лиля, у тебя большое будущее». В то время этим словам героиня моего материала не придала никакого значения. Это сейчас, когда она начала задумываться над своим будущим, заветная фраза всплыла в ее памяти и заставила перелистать все страницы прожитой жизни. 

Родившись в Омске, Лиля вместе со своей семьей объездила множество городов. Постоянно меняя место жительства, ей волей-неволей приходилось бросать художественную школу. Окончила она «художку» только в Омске, о чем ничуть не жалеет, а наоборот, говорит судьбе спасибо за то, что не забросила ее в другой город. Но больше всего Лиля благодарна родителям, которые создали ей все необходимые условия для творчества.

Сейчас Лиля – студентка второго курса института сервиса.  Ей нравится учиться, узнавать что-то новое, но из-за ее неспокойного характера многие преподаватели, как считает Лиля, ее не любят. Она живет по своим правилам и законам, переделывать которые не собирается и вряд ли позволит кому-то в них вмешиваться. Даже дома в своей комнате, после того как родители сделали ремонт, она создала свою атмосферу, которая отвечает ее настроению: перекрасила обои в серый  цвет – цвет рутины  и неопределенности.

Отражает ли этот цвет внутренний мир Лили? Думаю, да. Ей очень часто хочется побыть одной, разобраться в себе, в своих мыслях, проблемах. А если нет своих проблем, старается помочь другим.
И, видимо, не зря  картины рождаются в тот момент, когда в ее жизни появляются трудности и переломные ситуации. Свою первую работу она нарисовала в период разрыва с любимым человеком, во время страданий от первой любви, изобразив на ней парня и девушку. Но это была так называемая проба пера. Следующие картины по своей идейности были гораздо глубже. Несмотря на индивидуальность каждой работы, во всех чувствуются один и тот же почерк и стиль, который вряд ли можно спутать с манерой письма других художников.

Наиболее часто встречаемые образы – ангел и девушка, а цвета – красный и черный. Мрачность тонов, беспросветность и трагедийность в последнее время для Лили отошли на второй план, а на смену им пришли более светлые оттенки. На полотнах начали появляться небо, цветы, яркие краски. Правда, до улыбок на лицах еще далеко. Их мы, наверное, не увидим никогда, потому что черты лица на всех картинах стерты. «Зачем рисовать лицо, раз это я?» – считает Лиля.

Каждая картина ей дается нелегко. Она может рисовать ее месяц, два и даже год, до тех пор пока в ее сознании не сложится окончательный образ. Иногда для завершения образа ей нужен какой-то толчок, который бы помог найти выход из тупика, а иногда помогает муза. Она может прийти в любой момент, иногда ночью, когда приходит озарение и приходится вставать с постели, чтобы сделать на будущей  картине чуть заметную черточку, иногда днем – на лекции в институте, когда рисунок на парте приобретает смысл и рождает ассоциации для нового образа.

На сегодняшний день у Лили около 30 картин – глубоких, запутанных и философских. Некоторые из них находятся в частных собраниях и коллекциях.

У Лили свое мировидение и свой взгляд на живопись, которая служит для нее самовыражением. Это выплеск эмоций, негатива, проблем.  Оттого молодая художница и не может жить рядом с тем, что она рисует. Все ее картины находятся вне ее комнаты.

Очень часто к Лиле обращаются за тем, чтобы она нарисовала портрет, сделала работу на заказ. К этому она относится крайне отрицательно, потому что считает: не зная человека, его характера, невозможно его правильно изобразить. Ее раздражают вопросы: «Как ты меня видишь?», «Можешь ли нарисовать меня?» и  требования к тому, как должна выглядеть будущая картина. Однажды она нарисовала женщину, которую знала очень давно, знала ее жизнь и то, как к ней относились люди. Картина получилась, и она одна из самых любимых.

Как и любой творческий человек, Лиля не терпит единообразия. «Меня постоянно куда-то несет, – задумчиво признается она. – Куда? Сама не знаю…». Она может идти по центральной улице города и при этом петь, танцевать, не обращая внимания на удивленные лица прохожих. Она вообще очень разносторонний человек. Кроме увлечения танцами, спортом она любит писать стихи, своеобразные афоризмы, вкладывая в них свои сокровенные мысли и тайны, ей нравится читать их близким друзьям.
Про  жизнь, про смерть, про любовь...

Скажи мне, небо,

Ведь ты же ближе всех ко мне,

Зачем?..

Зачем мне это все?

И даже вечность…

В ней скрыто лишь непониманье…

Совсем недавно Лиля занялась лепкой, расписыванием ваз, причем это у нее неплохо получается. Повторюсь, творчество стало для нее средством самовыражения. И даже чтение томика Ахматовой, в котором есть любимая поэма «Реквием», – тоже способ выражения внутреннего настроения.

О своем будущем Лиля старается не думать – живет прошлым и настоящим. Но, несмотря на это, все-таки позволяет себе заглянуть немного вперед и наметить дальнейшие планы. В следующем году она собирается открыть свою частную выставку. Возможно, ее работы будут выставлены на фоне  шедевров уже известных омских мастеров, чтобы искусствоведы и художники смогли дать объективную оценку ее творчеству. 

Пока же талантливая юная художница ищет ключ к разгадке самой себя, окружающего мира, людей, живя так, как ей хочется. А ей хочется быть самой собой, какой она и старается быть, – непосредственной и, самое главное, искренней.  Такие люди в наше время – редкость…

P. s. …Есть такая удивительная китайская мудрость: «Рисуя ветку, надо слышать, как свистит ветер». Мне кажется, это про нее, про Лилю Печеневскую, про ее творчество, про ее постижение жизни. И для меня совершенно очевидно, что Лиля уже сегодня приближается к самому главному в искусстве живописи – к тому, что блистательно и на века сформулировал Пабло Пикассо: «Живопись — это не отношение голубого к желтому, это отношение добра ко злу».