накануне выставки

 

Текст Галины КАРЕЛИНОЙ

Фото из архива художницы

 

Сфера познания

 


 

Из письма Мадины Алимовой: «… Мое творчество – это маленькая капля. Собираясь вместе, несколько капелек превращаются в маленькую струйку, несколько струек – в ручеек, несколько ручейков образуют реку. Мне хочется внести свою, пусть даже небольшую лепту в возвращение человека к Богу, к природе, к духовному прозрению и к возрождению всего лучшего, что есть в людях. Я верю, что настанет тот час, когда город Омск, часть великой, загадочной Сибири, будет высоко нести чистую, глубокую духовность. Мои работы – это своего рода послания, а я сама всего лишь промежуточное звено между людьми и неведомыми, далекими мирами…»

Я познакомилась с Мадиной три года назад совершенно случайно. А сейчас я абсолютно уверена в том, что эта встреча была предопределена кем-то, кто распоряжается нашими судьбами. Девушка привлекла мое внимание не только изумительной красотой и точеными чертами лица, но и необъяснимой энергетикой, каким-то особым светом и доброжелательностью. Она никогда не пытается навязать свою точку зрения, свое восприятие мира, а просто делится и дарит окружающим свои мироощущения через общение, через диалог, через свои картины. Я просто люблю эту девочку и очень хочу, чтобы и вы познакомились с ней поближе.

– Мадина, когда ты оканчивала худграф, то уже знала, какие именно картины будешь писать?

– Нет. Когда я окончила институт, то вообще два года не брала в руки кисть. За это время пыталась как-то устроиться в жизни, встать на ноги, найти приличную работу, пока не поняла одну вещь: чтобы чувствовать себя комфортно, я должна отдавать – а просто существовать мне неинтересно. К мольберту меня вернула поездка в Боровое. Две недели мы жили в палатках, в спартанских условиях, лишенные элементарных удобств. Зато в избытке было общение и какое-то единение с великолепной природой, со скалами, с озером. Когда вернулись в Омск, появилась непреодолимая потребность выразить на холсте весь тот восторг и красоту, что меня переполняли. Без эскизов, за один день написала картину, в общем-то смутно представляя, какой она будет и что именно я хочу показать. Так родилось «Высвобождение». Это трудно объяснить, но я интуитивно почувствовала то, что происходит перед взрывом планет и что сам взрыв – это не конец бытия.  Это высвобождение, трансформация. Я постаралась передать то, что человеческая душа, покидая тело, не гибнет, а идет на другой, более высокий уровень. Откуда взялось это понимание – не знаю: картина – простое воспроизведение образов, которые ко мне пришли. Самое интересное, что в институте я больше тяготела к классике и не принимала ни абстракционизм, ни символизм. А сейчас, как ни странно это звучит, через символы, через цвет, через технику выражаю свое мироощущение. Мне кажется, идеи даются свыше: как бы в негативе видишь в целом всю картину сразу. Детализация идет уже на холсте, а в процессе работы появляется ощущение легкости, внутренней гармонии и удовлетворенности.

– Получается, что для каждой твоей картины требуется авторская трактовка?

– Совсем не обязательно. Я задаю тему, а каждый человек видит в ней что-то свое. Вот, предположим, что ты сама видишь в этой картине?

– Первое, что приходит в голову, – одиночество и обида.

– В общем-то так оно и есть.  Эта работа пролежала в эскизах два года. В День города, когда все веселились, я оказалась одна: друзья куда-то разъехались, рядом – никого. Я сидела в кафе, в стороне от всех, и наблюдала за людьми. Видишь, на картине – общество едино, со своими радостями и интересами; среди людей нет одиночек: кто-то с любимым, кто-то семьей – они все вместе. Наверное, через картины я показываю и себя, стараюсь рассказать о своем понимании жизни. У меня есть серия картин по славянскому фольклору: мир древних богов, тотемов, когда люди были едины с природой. В этих картинах – тема волков: сила, мощь, умение жить в стае, преданность, благородство. Они ассоциируются у меня с древними людьми и с умением жить в стае. Ведь мы сейчас все разобщены, нас испортила цивилизация: люди перестали стремиться к красоте, погрязли в быту. Я ни в коем случае не хочу быть кому-то судьей, просто своими картинами предлагаю задуматься об этом.

– По поводу задуматься – это тебе удалось. Мимо твоих картин не пройдешь мимоходом, только скользнув взглядом. Они притягивают как магнит. В последних работах ты используешь разную технику исполнения – сочетание удивительное.

– Это тоже пришло само собой. Техника помогает выразить на холсте то, о чем ты думаешь. Вот эта картина написана под впечатлением от книги Даниила Андреева «Роза мира». Сложная, философская вещь. Я попыталась показать то, что есть нечто, до чего мы можем дотронуться, но никогда не сможем увидеть. Это Стихиаль – Дух горы. Гора – материальна,  дух – эфемерен: они едины. Постигая мир, мы видим, если можно так выразиться, только одну сторону медали, физическую. На моей картине чистые, светлые цвета показывают сущность Стихиали, сущность Духа. Тон, цвет разбиваются на лабиринты, в которые уходят тайны, и понять эти тайны нам не дано.

– Мадина, в каждой твоей картине присутствует круг или сфера. Это связано с чем-то?

– Не скажу, что связано, но, тем не менее, пока этого элемента нет в моих работах, картины кажутся незаконченными. Солнце, сфера, круг – это символ единства, символ общности, символ зарождения нового. Вот этот холст я назвала «В едином круге». Равнозначный стилизованный крест в центре, одинаковый по своей длине, символизирует духовность и единство мужчины и женщины. В кресте Бог указывает перстом на женщину, как бы давая знак, что за ней – движение жизни, ее продолжение. Силуэт прародительницы плавно перетекает в силуэт мужчины. Его глаза подняты к Богу, что показывает духовность персонажа; монашеское одеяние предполагает отсутствие воинственности, и в то же время его босые ноги опираются на землю, символизируя близость к природе. Оба силуэта соединяются в единый круг: это гармония, красота и единство – то самое совершенное общество, к которому мы все стремимся.

– Сфера познания…

P. s. Мне нравятся картины Мадины Алимовой тем, что они необычны и поэтому завораживают. Каждый понимает и воспринимает их по-своему. Но я – не специалист и за профессиональной рецензией отправилась в мастерскую известного омского художника Георгия Петровича Кичигина.

– Георгий Петрович, бессмысленно перечислять все ваши многочисленные регалии: в представлении нашим читателям вы не нуждаетесь в силу вашей известности. Мадина Алимова была вашей ученицей. Несколько слов о ее творчестве.

– Девочка способная. Но если вы ждете дифирамбов в ее честь, то напрасно: я очень строгий критик, возможно, как раз потому, что она моя ученица. Хорошо, конечно, что Мадина ищет свою нишу, но, с моей точки зрения, она слишком много внимания уделяет философии, познанию мира. Хотя, как говорят, сколько людей, столько и мнений – «Черный квадрат» Малевича тому подтверждение. Некоторые ее работы меня, что называется, зацепили. К примеру, «Черный страж». По трактовке автора, в древних легендах ворон – таинственная птица, посредник между миром живых и миром мертвых. На картине у птицы распахнуты крылья, в перьях угадываются тоннели – переходы, в которых ждут своего часа души людей. Мрачноватое описание, не правда ли? Я увидел картину несколько иначе: ворон – символ мудрости, крылья – Древний Вавилон, кладезь знаний, Солнце – основа жизни. С технической точки зрения работа интересна и композиционно, и по цвету. Насколько я знаю, Мадина готовит выставку своих работ, и думаю, ее картины найдут своих зрителей. Пожелаем этой девочке успеха.