наследие

 

Текст  Владимира  Баринова

 

Я живу только для России

 

3 октября на территории Свято-Донского монастыря в Мемориале национального примирения перезахоронены останки генерала А. И. Деникина и русского философа И. А. Ильина, которые доставлены в Москву соответственно из Нью-Йорка (США) и Цюриха (Швейцария).

Акция по перезахоронению выдающихся сынов России и их близких, вынужденных силой обстоятельств когда-то покинуть Родину, организована Российским фондом культуры при содействии Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при МИД РФ.

Эта инициатива была поддержана президентом России В. В. Путиным. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II назвал это событие «закономерным объединением двух частей русского народа, одна из которых жила в эмиграции».

Сегодня мы знакомим наших читателей с Иваном Александровичем Ильиным, одним из самых известных мыслителей русского зарубежья (годы жизни 1883-1954 гг., в эмиграции с 1922 г.).

И. А. Ильин родился в Москве в дворянской семье присяжного поверенного. Его одаренность обнаружилась довольно рано. Золотую медаль и диплом I степени он получил, обучаясь соответственно в московских гимназиях и на юридическом факультете Московского университета. С 1912 года – приват-доцент, с 1918 года – профессор Московского университета. В 1921-1922 годах – действительный член Института научной философии, с 1924 года – член-корреспондент Славянского института при Лондонском университете.

Большой резонанс среди научной общественности получила его магистерская диссертация – «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», за что факультет единогласно присудил ему сразу две степени: магистра и доктора государственных наук.

После революции 1917 года И. А. Ильин, оставаясь в Москве, включился в идейную борьбу против нового строя. В 1922 году философ был арестован в шестой раз и приговорен к смертной казни, замененной высылкой из России в Германию.

И. А. Ильин с 1923 года преподавал в Русском научном институте в Берлине и активно участвовал в политической жизни эмиграции. После прихода к власти нацистов в Германии в 1934 году И. А. Ильин был уволен из Русского научного института, но продолжал свою философско-писательскую деятельность. В 1938 году гестапо наложило арест на его печатные труды и запретило ему публичные выступления. Это вынудило его в этом же году эмигрировать в Швейцарию.

Взгляды Ивана Александровича Ильина на проблемы грядущей России представляют не только чисто научное, но, прежде всего, актуальное практическое значение с точки зрения включения его идей в социально-историческую реальность современной России. И. А. Ильин в своем творчестве наиболее глубоко и полно рассмотрел проблемы русской нации, национального самосознания, русской идеи.

Исходя из своего жизненного кредо, И. А. Ильин определил свою гражданскую позицию как мыслителя послеоктябрьской эмиграции: «Мы, русские люди за рубежом, должны постоянно думать о России, ибо мы – живая часть ее. Мы живем ею, мы разделяем ее судьбу, ее горе и ее радости, мы призваны готовить ее будущее в сердцах и делах наших».

И. А. Ильин в своих сочинениях, и прежде всего в 215 статьях, опубликованных под общим названием «Наши задачи» (1948-1954 гг.), определил контуры грядущей России.

Краеугольным камнем всех теоретических построений И. А. Ильина является его постулат о том, что мы должны считаться только с двумя великими реальностями: а) с исторически данной Россией, с ее целями и интересами; б) с верно понятыми и усвоенными аксиомами правосознания и государственности, взращенными в нас двухтысячелетним христианским опытом.

По мнению мыслителя, будущее русское государственное устройство должно быть живым и верным выводом из русской истории и из этих христианских бесспорных аксиом, но с тем чтобы не стремиться воплотить эти аксиомы вслепую, но в меру их исторической вместимости в живую ткань современной русской народной жизни.

И. А. Ильин много, тревожно и пророчески писал еще в середине ХХ столетия о сохранении целостности России. В своем анализе мыслитель приходит к выводу, что «когда после падения большевиков мировая пропаганда бросит во всероссийский хаос лозунг «Народы бывшей России, расчленяйтесь!», то откроются две возможности: или внутри России встанет русская национальная диктатура, которая возьмет в свои крепкие руки «бразды правления», погасит этот гибельный лозунг и поведет Россию к единству, пресекая все и всякие сепаратистские движения в стране; или же такая диктатура не сложится и в стране начнется непредставимый хаос передвижений, возвращений, отмщений, погромов, развала транспорта, безработицы, холода и безвластия».

И далее И. А. Ильин дает образец блистательного анализа и прогноза, который мы, его соотечественники и исследователи, по достоинству оценили лишь в начале ХХI столетия: «Допустим на момент, что все эти «свободолюбивые и демократические» усилия временно увенчаются успехом и Россия будет расчленена. Что же даст этот опыт российским народам и соседним державам? При самом скромном подсчете – до двадцати отдельных «государств», не имеющих ни бесспорной территории, ни авторитетных правительств, ни законов, ни суда, ни армий, ни бесспорно национального населения… Новые государства окажутся через несколько лет сателлитами соседних держав, иностранными колониями или «протекторатами».

Особо следует выделить, что И. А. Ильин являлся ярким и оригинальным мыслителем русского зарубежья и одним из немногих отечественных философов и политических мыслителей, чьи прогнозы часто сбывались. Работы И. А. Ильина до сих пор читаются так, словно они являются откликом на современные события.

На склоне лет И. А. Ильин писал, что «мое единственное утешение вот в чем: если мои книги нужны России, то Господь убережет их от гибели; а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России».