историческая справка

 

Иван ШИХАТОВ

фото и архив автора

 

Штаб омской дороги

 


 

Вся Сибирь ждала этого события. Товарному и сырьевому потенциалу богатейшего края нужен был выход на российский и внешний рынок. Омские губернаторы развитие экономики края связывали именно с железной дорогой: Александр Осипович Дюгамель еще в 1864 году обращался к царю с предложением по строительству дороги. Александр Петрович Хрущов в 1868-м подчеркнул решающее значение железной дороги в развитии Сибири. А в 1869 году в своем обращении к Александру II  он излагал: «Одна железная дорога от речных систем Западной Сибири до Москвы может развить в Сибири торгово-промышленную деятельность и обеспечить ее в политическом отношении». Далеко смотрел генерал. И оказался прав. 19 мая (1 июня) 1891 года во Владивостоке наследник цесаревич Николай Александрович заложил первый камень в основание рельсового пути Великой Транссибирской магистрали. Уже 30 августа 1894-го было открыто железнодорожное сообщение на участке Челябинск – Омск. Именно железная дорога не только разбудила маленький городишко  с населением в 40 000 человек (1890), но сотворила большой город с населением почти в 140 000 жителей (1913). Стремительно росли грузопотоки, и в 1913 году была открыта новая железнодорожная линия Омск – Тюмень. Решение о создании управления Омской железной дороги  с центром в Омске было принято еще 19 сентября 1911 года. За основу взяли харьковское здание управления Южной железной дороги, построенное по проекту академика Александра Ивановича Дмитриева и архитектора Дмитрия Ракитина. Но только за основу.  Проект фасадов выполнил петербургский академик архитектуры Федор Иванович Лидваль.  Автором аллегории служб железной дороги Путь – Тяга – Движение – Управление стал омский городской архитектор  Павел Филиппович Горбачев. Торжественную закладку самого большого в Омске здания свершил 29 июня 1914 года сам Андроник – епископ Омский и Павлодарский. На работах были заняты военнопленные австро-венгерской армии. Строительство было окончено в краткие сроки, и службы дороги стали вселяться уже в 1916 году. Отделку фасадов по проектам Ф. Лидваля и П. Горбачева в 1917 году завершил Владимир Францевич Винклер – скульптор, пленный чешский немец. Управление дороги обитало в этих стенах до реорганизации дороги с переводом управления в Новосибирск. Но здание не опустело. Томский институт инженеров транспорта справил в нем новоселье в 1961 году.