театральный Омск

 

Текст Эльвиры Кадыровой

Фото Андрея Кудрявцева

 

Год после двух юбилеев

 


 

Для директора Омского академического театра драмы Виктора Лапухина нынешней осенью начался «второй президентский срок»: исполнилось четыре года с тех пор, как он заступил на директорский пост.

За это время театр пережил много больших, интересных событий, главными из которых стали два солидных юбилея: в 2004 году – 130-летие театра, в 2005-м – столетие всеми любимого театрального здания, ставшего, без преувеличения, визитной карточкой Омска. Здание это к собственному празднику обновилось и похорошело так, что глаз не отвести!

С Виктором Прокопьевичем мы встретились незадолго до новогодних праздников, чтобы поговорить об итогах уходящего года и о планах на будущее.

 – Виктор Прокопьевич, когда я входила в кабинет, у вас тут было что-то вроде «госприемки» огромных красочных постеров с изображением всех актеров Драмтеатра. Это для чего?

– Дело в том, что артистический буфет ко дню сдачи театра после реставрации был не совсем завершен. Я имею в виду интерьер. Сам буфет в нормальном состоянии, там кормят хорошо и дешево – это как раз то, что нужно коллективу. Но вот внешне он стал каким-то казенным. И мы решили, что надо оформить его чуточку по-домашнему. Там будет теперь вот этот большой коллаж на две стены, где вся труппа, работающая на сегодняшний день (они в костюмах из разных спектаклей), все, что связано со столетием, – наше прекрасное здание в фотографиях, сцены из жизни коллектива. Вообще чуть-чуть изменим интерьер, создадим уют, так, как каждый старается делать это дома.

Зрительский буфет, если вы заметили, уже изменился. Там теперь есть отдельный вход, отдельный гардероб, куда из центрального можно перенести вещи. То есть зрители после спектакля могут задержаться. Пожалуйста, отдыхайте до 24 часов, если есть желание. Это все для удобства публики, к этому сейчас идут многие столичные театры. Ну а мы почему должны отставать от Москвы и Санкт-Петербурга?

– Виктор Прокопьевич, чем запомнился уходящий год?

– Мы в этом году очень много поработали  на гастролях и на фестивалях, за что спасибо в первую очередь нашему попечительскому совету. Театр побывал на фестивале «Сибирский транзит» в Томске, и там за спектакль «Фрекен Жюли» главный режиссер театра Евгений Марчелли был удостоен премии «За лучшую режиссерскую работу». Мы побывали весной в Москве на фестивале «Золотая маска» со спектаклем «Король умирает». Летом показали четыре спектакля на сцене Театра имени Е. Вахтангова. Наши гастроли там прошли довольно успешно. Труппа Омского театра драмы в очередной раз доказала не просто свою состоятельность, но и подтвердила звание лучшей провинциальной труппы России.

Большой фестиваль проходил в этом году в Екатеринбурге – «Реальный театр». Мы возили туда «Вишневый сад». Этот фестиваль всегда предвестник «Золотой маски». У меня есть неофициальные сведения, что на будущий год выдвинуто на «Золотую маску» сразу два наших спектакля – это «Вишневый сад» и «Фрекен Жюли». После «Реального театра» мы сразу улетели на фестиваль в Чехию. Он назывался «Дивидло» (Театр) и проходил в городе Пльзени. Там мы умудрились показать «Фрекен Жюли» не только в фестивальной программе, но и в Русском культурном  центре в Праге при посольстве России в Чехии. Еще мы были на десятидневных гастролях в Казахстане. А сейчас широко участвуем в проекте «Золотая маска» в провинции», ездили со спектаклем «Дачники» в Челябинск, Магнитогорск, Тюмень. Везде нас встречали хорошо. В Тюмени наших артистов, что называется, носили на руках. Журналисты, которые брали потом интервью, признавались, что спектакль вызвал у них легкий шок.

– Что ожидает зрителей в 2006 году?

– В новом году у нас запланировано очень много премьер. Сейчас  уже работает на большой сцене Георгий Цхвирава, репетирует новый спектакль по произведениям Аркадия Аверченко. Георгий Цхвирава известный режиссер, его знают и омичи, он работал в свое время в нашем театре. Пока есть два рабочих названия его спектакля – это «Король смеха» и «Чертова дюжина», потому что там в инсценировку вошло где-то тринадцать сюжетов. Спектакль будет выпускаться в начале февраля.

На камерной сцене в эти же сроки репетируется  спектакль «На Невском проспекте» по нескольким произведениям Гоголя: «Нос», «Шинель»… Ставит его совсем юный режиссер Тимофей Кулябин, он только в следующем году оканчивает ГИТИС.  Артисты работают у него очень заинтересованно.

Буквально на днях Евгений Марчелли приступит к большой, серьезной работе по Шекспиру – «Сон в летнюю ночь». Как он сам мыслит, это будет совместная работа нашего театра, Омского симфонического оркестра и Театра пластической драмы «ЧелоВЕК». А в качестве композитора, скорее всего, будет приглашен Виктор Березинский. Это известный композитор и бывший заведующий музыкальной частью нашего театра. Думаю, эта работа завершится не раньше мая.

Затем Игорь Коняев, лауреат «Золотой маски», будет ставить спектакль по ранним рассказам Чехова. Этот спектакль либо завершит 132-й театральный сезон, либо мы начнем им 133-й осенью будущего года.

Есть много задумок для малой сцены. Московский режиссер Владимир Агеев должен поставить на ней в 2006 году давно забытую, но, на наш взгляд, довольно интересную пьесу Арбузова «Старомодная комедия», где главную пару сыграет чета Василиади – Наталья и Моисей. С ведущими артистами, ветеранами сцены планируем поставить «Весельчаков» Саймона. Ставить будет Виктор Стрижов, тоже ветеран, но в режиссуре. Много лет он руководил Русским театром в Ташкенте, потом много ставил по России, сейчас постоянно работает в Москве. Есть уже распределение на «Стеклянный зверинец» Уильямса. И есть режиссер – выпускник
ГИТИСа, ученик Андрея Женовача – Павел Зобнин. А на юбилей Валерии Ивановны Прокоп (в мае у нее день рождения) театр мыслит пригласить молодого питерского режиссера Василия Сенина, который ставил у нас «Зимнюю сказку». Он сам предложил поработать с Валерией Ивановной и поставить на камерной сцене «Странную миссис Сэвидж». Как видите, планов очень много.

– Приедет ли к нам снова «Золотая маска»?

– Да, мы готовим такой проект – «Фестиваль «Золотая маска» в Омске». В 2005 году было начало. В мае 2006-го планируем снова собрать солидную афишу на Омск и на Тару, где
к тому времени откроется новое здание Северного драматического театра. Если говорить о гастролях вообще, то в новом году мы устраиваем обменные гастроли с Тюменским театром драмы и уже дали добро принять на нашей площадке Норильский заполярный театр – где-то в июне. Желающих работать в Омске, тем более в обновленном помещении, где самая современная техника, очень много.

– А кого из москвичей ждете на гастроли?

– Сейчас не могу сказать точно. У нас есть предложение от Александра Александровича Калягина об обменных гастролях с его театром Et cetera. Это очень заманчивое предложение. Но и, конечно, дорогое удовольствие. Поэтому пока думаем.

– Что будете показывать 31 декабря?

– У нас в репертуаре заявлен спектакль «Сердечные мечтания Авдотьи Максимовны» по А. Н. Островскому. Спектакль зимний. Спектакль о любви. Он должен зарядить зрителей праздничным настроением. Вы знаете, уже сложилась такая традиция: зритель к нам всегда с большой охотой идет 31 декабря. Вот и на этот раз билеты уже давно проданы.

– А у актеров есть какие-то новогодние традиции? Как они сами отмечают Новый год?

– Коль есть спектакль 31 декабря, то после него в актерском фойе накрывается стол. Это фуршетный стол – только шампанское, фрукты, конфеты. Все мы выходим туда, актеры даже не разгримировываясь, поднимаем бокалы и – все, по домам, ведь Новый год – семейный праздник. Мы отдыхаем всего один день – 1 января. Второго уже работаем, потому что там каникулы, рождественские праздники. Но, как правило, коллектив театра собирается на старый Новый год. Делаем себе «окно» с 13-го на 14-е и по-семейному, по-домашнему отмечаем праздник.

– Виктор Прокопьевич, ваше новогоднее пожелание нашим читателям, вашим зрителям, вообще омичам.

– За последнее время мы, работники театра, замечаем, как изменился в лучшую сторону зритель, как одеты приходящие к нам люди, какие билеты они покупают. Сегодня для Омска  у нас не очень дешевые билеты. Но и не очень дорогие, если брать общероссийские цены, Москву, Санкт-Петербург.
Мы видим, что благосостояние народа растет. Экономика нашего региона тому подтверждение.
И забыли мы, бюджетники, что когда-то не получали  вовремя заработную плату, пенсионеры – пенсию. Мы уже отвыкли от этого. Теперь все происходит в срок, и неплохая зарплата сегодня у бюджетников – это касается и нашего театра. Поэтому я    хочу пожелать омичам, чтобы в новом 2006 году это оставалось и приумножалось. А   для этого надо каждому из нас на своем месте хорошо работать.
И ходить в театр! Потому что театр – это не только развлечение. Театр – это еще и сопереживание, и оценка жизни общества...