«С Новым
годом, омичи!» Это поздравление стало уже обычным новогодним обрядом. Да еще
подкрепленное нарядной открыткой. Просто обычаем. Но как и когда наши предки
встречали Новый год? Видимо, в Новый год. А когда же он наступал? Странный
вопрос. Да не скажите! Россия живет уже по пятому календарю своей истории. Было
у нас свое, славянское летосчисление. Новый год начинался в день весеннего
равноденствия, 21 марта. Но с принятием христианства вошел в обиход еврейский
календарь, где исчисление шло «от сотворения мира», а год начинался... в ночь с
21 на 22 сентября! Потом Новый год начинался уже 1 сентября. А «Царь Питер»,
побывав в Европе, решил принять новый, европейский (григорианский) стиль. Но не
тут-то было! Восстала... церковь. Ибо тогда все православные праздники совпадут
с католическими канонами. Ересь! А Пасха? Пасха тогда совпадет... с еврейским
Пейсахом?!И вложили иерархи церкви
молодому царю старый, юлианский календарь. По нему ни одна дата не совпадала с
католическими праздниками. А Пасхалии по-прежнему исчислялись по лунному
календарю. Но устаревший календарь таил в себе не только внешние помехи при
заключении международных договоров, но и создавал внутренние неудобства при
поездке в Старый и Новый свет.
Необходимость смены календаря стала очевидной. Академиянаук России под началом великого князя
Константина Константиновича Романова еще в 1909 году подготовила реформы
русского языка, календаря, а также мер и весов. Но снова вето наложил Священный
Синод. Реформы провалились. Однако молодое Советское правительство в феврале
1918 года решительно внедрило наработки академии. Так появился на Руси… пятый
Новый год!
Германский
обычай встречать Новый год елкой с 1 января 1700 года своим указом ввел в
русский обиход царь Петр. Ввести-то ввел, но Русь не приняла этот «бесовский»
обычай. Поскольку в Омске служило много немцев-лютеран, то домашняя елка как
национально-религиозный обычай появилась в нашем городе довольно рано, еще в
восемнадцатом веке. Первое упоминание о публичной елке в северной столице
появилось в 1852 году, в первопрестольной Москве – попозже, а киевляне увидели
свою первую елку только... в 1878 году. Хотя обряд был вовсе не новогодний, а
рождественский, да приживался он в нашем Отечестве около… 260 лет!
Рождественскую елку из патриотического порыва, как германский обычай, отменили
в декабре 1914 года. Советская власть возобновила елку, но уже не
рождественскую, а новогоднюю.А в 1929
году запретилии эту елку как
«буржуазно-религиозный» пережиток. Но с очередным изменением курса партии ее
снова разрешили в 1935 году. Сначала она стояла в Доме Союзов, а в 1955 году
пришла даже в Кремль! Это было большой честью для пионеров всего Союза –
побывать на главной елке Страны Советов. Так или иначе, но почти одновременно с
появлением новогоднего обряда появился и обычай обмениваться поздравительными
открытками
и подарками. Почтовые рождественские и новогодние открытки в изобилии появились
в конце девятнадцатого века. Они несли изображения ангелов, херувимов,
христианскую символику и бытовые сценки. Советские открытки отображали
социалистическую действительность, несли воспитательные задачи. Заказы на
открытки получали лучшие художники и графики. Открытки исполнялись на высоком
художественном и полиграфическом уровне. Часто в новогодних открытках
применялась стилизация под знаменитые народные ремесла: Палех, Федоскино,
Мстёра, Холуй или Хохлома. Да и в век новейших способов связи открыткидо сих порнесут радостные вести из дома в дом.
Маюров
Николай Петрович, доктор юридических наук, кандидат исторических наук,
заслуженный юрист РФ, полковник полиции в отставке, профессор кафедры
административного права и процесса Юридического института Санкт-Петербургского
университета технологий управления и экономики. Победитель конкурса «Ученый
года-2022»; член Ассоциации юристов России. Эксперт комиссии по обороне и
безопасности МПА СНГ. Профессор кафедры теории и истории государства и права
Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О.
Макарова;
Кудринский
Владимир Федорович, член Союза журналистов России, член Союза фотохудожников
России, первый председатель Омского отделения Союза фотохудожников России,
директор Омского филиала Союза фотохудожников России, автор 40 персональных
выставок, дипломант и призер многочисленных выставок и фотоконкурсов; изданы 30
авторских фотоальбомов; награжден Почетной грамотой Администрации Омской
области
РЕЙТИНГ ПО СТАТЬЯМ
Когда
плачут мужчины…
«All
inclusive» Андрея Сабитова
Людмила
Чичерина: Мечты сбываются!
Андрей
Бессонов: «Залог успеха – наши знания, опыт, традиции»