Иван Шихатов, архив автора 

 

Эволюция Нового года в России

 

 

 

«С Новым годом, омичи!» Это поздравление стало уже обычным новогодним обрядом. Да еще подкрепленное нарядной открыткой. Просто обычаем. Но как и когда наши предки встречали Новый год? Видимо, в Новый год. А когда же он наступал? Странный вопрос. Да не скажите! Россия живет уже по пятому календарю своей истории. Было у нас свое, славянское летосчисление. Новый год начинался в день весеннего равноденствия, 21 марта. Но с принятием христианства вошел в обиход еврейский календарь, где исчисление шло «от сотворения мира», а год начинался... в ночь с 21 на 22 сентября! Потом Новый год начинался уже 1 сентября. А «Царь Питер», побывав в Европе, решил принять новый, европейский (григорианский) стиль. Но не тут-то было! Восстала... церковь. Ибо тогда все православные праздники совпадут с католическими канонами. Ересь! А Пасха? Пасха тогда совпадет... с еврейским Пейсахом?!  И вложили иерархи церкви молодому царю старый, юлианский календарь. По нему ни одна дата не совпадала с католическими праздниками. А Пасхалии по-прежнему исчислялись по лунному календарю. Но устаревший календарь таил в себе не только внешние помехи при заключении международных договоров, но и создавал внутренние неудобства при поездке в Старый и Новый свет.
Необходимость смены календаря стала очевидной. Академия  наук России под началом великого князя Константина Константиновича Романова еще в 1909 году подготовила реформы русского языка, календаря, а также мер и весов. Но снова вето наложил Священный Синод. Реформы провалились. Однако молодое Советское правительство в феврале 1918 года решительно внедрило наработки академии. Так появился на Руси… пятый Новый год!

Германский обычай встречать Новый год елкой с 1 января 1700 года своим указом ввел в русский обиход царь Петр. Ввести-то ввел, но Русь не приняла этот «бесовский» обычай. Поскольку в Омске служило много немцев-лютеран, то домашняя елка как национально-религиозный обычай появилась в нашем городе довольно рано, еще в восемнадцатом веке. Первое упоминание о публичной елке в северной столице появилось в 1852 году, в первопрестольной Москве – попозже, а киевляне увидели свою первую елку только... в 1878 году. Хотя обряд был вовсе не новогодний, а рождественский, да приживался он в нашем Отечестве около… 260 лет! Рождественскую елку из патриотического порыва, как германский обычай, отменили в декабре 1914 года. Советская власть возобновила елку, но уже не рождественскую, а новогоднюю.  А в 1929 году запретили  и эту елку как «буржуазно-религиозный» пережиток. Но с очередным изменением курса партии ее снова разрешили в 1935 году. Сначала она стояла в Доме Союзов, а в 1955 году пришла даже в Кремль! Это было большой честью для пионеров всего Союза – побывать на главной елке Страны Советов. Так или иначе, но почти одновременно с появлением новогоднего обряда появился и обычай обмениваться поздравительными открытками
и подарками. Почтовые рождественские и новогодние открытки в изобилии появились в конце девятнадцатого века. Они несли изображения ангелов, херувимов, христианскую символику и бытовые сценки. Советские открытки отображали социалистическую действительность, несли воспитательные задачи. Заказы на открытки получали лучшие художники и графики. Открытки исполнялись на высоком художественном и полиграфическом уровне. Часто в новогодних открытках применялась стилизация под знаменитые народные ремесла: Палех, Федоскино, Мстёра, Холуй или Хохлома. Да и в век новейших способов связи открытки  до сих пор  несут радостные вести из дома в дом.