Профессионалы

 

Текст Владимира Михайлова

Фото Геннадия Магденко

 

В уплотненном времени

 


 

Еще нередко можно стать свидетелем эпизода, когда кто-то из земляков наших, взявши в руки и пролистав иллюстрированный журнал с очевидно омским содержанием, произносит: «А печатают где-нибудь за границей – в Финляндии, наверно. Или в Новосибирске». И удивляется, узнав, что это сделано в нашем же городе. Выходные данные большинства таких журналов имеют строку «Отпечатано в типографии «Полиграф».

 

Мы, обычные потребители полиграфической продукции, или, проще сказать, читатели, но не лишенные некоторого вкуса и способности сравнивать, можем, конечно, потолковать о четкости изображения или, там, о цветовой гамме, однако наши оценки чаще сводятся к незатейливому: вот это – лучше, а это – хуже. Профессионалы и невооруженным глазом схватывают куда больше и, кроме того, руководствуются вполне объективными параметрами качества, которые приведены в отраслевой документации, и соответствие им в производстве достигается с помощью приборов. Для каждого вида продукции есть своя градация критериев качества. «Полиграф» выпускает практически все виды – от книг и плакатов до визиток и дисконтных карт. Понятно, для этого необходимы разнообразное техническое оснащение и целая система контроля за качеством – даже, правильнее назвать, система управления качеством. Жесткие требования к технике: калибруемыми (есть приборы для калибровки) должны быть и монитор, и принтер, и печатная машина. Строгая технологическая дисциплина (это уже касается персонала): следование рекомендациям при подборе и подготовке материалов, точность и своевременность операций и т. д. Термин «технология» дается в разных словарях с некоторыми вариациями. Директор типографии Александр Владимирович Белан избрал наиболее полную трактовку и воспроизводит ее дословно. Она звучит не только определением, но и правилом. Правилом для него и для всех.

Внимание к качеству, ко всем его составляющим здесь закономерно, как закономерны ведущие позиции типографии на омском рынке полиграфических услуг, – «Полиграф» создан был людьми, прекрасно знакомыми со становлением полиграфической отрасли, с ее современным техническим уровнем и тенденциями развития.

 

Типография появилась в 1992 году благодаря инициативе нескольких сотрудников политехнического института, выступившего учредителем малого предприятия в своих стенах. Оно было призвано обеспечивать печатными материалами учебный процесс в вузе, служить практическим подспорьем для студентов-полиграфистов. Наконец, оно давало какой-то заработок преподавателям, чьи служебные оклады ввиду известных пертурбаций начала 90-х годов сделались ужасающе низкими.

Года через полтора вышло постановление, указ ли, о преобразовании малых предприятий в товарищества. Перед названием «Полиграф» появилась аббревиатура ТОО, а учредителем стала та же инициативная группа. Помещение арендовали у института, а еще через полтора года перебрались на улицу Маяковского. Стартового капитала не было, поэтому сначала пришлось довольствоваться старым оборудованием, которое уже изрядно кто-то поэксплуатировал. Понемногу зарабатывали деньги и покупали что-то новое. Благо команда подобралась целеустремленная и профессионально подготовленная: преподаватели политехнического, бывшие ранее его же выпускниками. Два кандидата наук.

Белан окончил институт в 1974-м. После аспирантуры в Московском полиграфическом защитил в 1978 году диссертацию на тему «Технология обработки обращаемых фотоматериалов». Стал завкафедрой, деканом.

Он с глубоким уважением вспоминает Александра Константиновича Машкова, ректора Омского машиностроительного, при котором институт получил статус политехнического, и в нем был открыт полиграфический факультет. В то время – еще непоколебимо советское – полиграфистов готовили только в Москве и Львове. Машков сделал заявку на открытие факультета в Омске и добился положительного решения. Хотя, между прочим, в Новосибирске полиграфическая база была гораздо сильнее.

На факультет набирали по 200-250 человек в год, и до 1200 доходило общее количество студентов, получавших специальности технолога и механика. 80-90 процентов выпускников распределялось по всему Советскому Союзу. Последнее обстоятельство вызвало недовольство местного руководства: дескать, это не в интересах области, пусть министерство проявляет заботу о факультете, занимается его снабжением. Новый ректор института к острой этой проблеме интереса не проявил. Тогда Белан, перешагнув субординационные барьеры, сам поехал в Москву в ЦК КПСС («Я без комплексов. Вопрос возник – пойду его решать куда угодно»), где на встрече с управляющим производственным отделом ЦК В. В. Костровым настоятельно просил содействия. Цековские товарищи несколько подивились самовольству декана из Омска – взял на себя ректорскую прерогативу, но к просьбе отнеслись по-деловому. Было принято решение построить учебный корпус факультета и оснастить его современным оборудованием. Не успели. Началась перестройка …

Белан преподавал в институте до 1996 года. В тот момент «Полиграф» стал арендовать площади у ОАО «Сатурн» (позднее выкупив их, и теперь бывший заводской корпус является собственностью типографии). Объемы производства уже настолько возросли, что пришлось выбирать: преподавательская деятельность или типография. Выбор сделала вся группа «первопроходцев», решившая остаться единой командой и ставшая основой ЗАО «Полиграф». Это главный бухгалтер Галина Петровна Бейнер, начальник цеха допечатной подготовки Ольга Михайловна Ченцова (кстати, супруга Александра Владимировича), главный технолог Сергей Михайлович Лабзин, технолог Ольга Юрьевна Селезнева. И директор.

 

 – В полиграфию я попал случайно, – так говорит бывший преподаватель, завкафедрой и декан полиграфического факультета. Довольно неожиданное признание. А он, усмехаясь, объясняет:
– Окончил сельскую школу. Никакой информации ведь не было…

Действительно, «Справочники для поступающих в вузы» ограничивались лишь скупым перечнем институтских адресов, названиями факультетов и специальностей. Даже выпускник городской школы о большинстве указанных специальностей не имел никакого представления. А уж в деревне, где производства как такового самый минимум…

Зато сельские школы ни в чем не уступали городским по части так называемой общественной работы – по пионерской линии, комсомольской, по художественной самодеятельности и сбору металлолома. Всего не перечислишь. В нашем социалистическом, насквозь идеологизированном отечестве умели такое придумывать. На Александра как человека общительного чего только не «навешивали». Но он справлялся с нагрузками без особых усилий, как-то само собой получалось. Просто ему нравилось общаться с людьми. И, наверное, умение говорить с ними, работать с ними, закрепленное еще в юные годы, немало помогло ему в дальнейшем.

Чем еще знаменательно сельское детство? Уточним: то было родное село Чистовское в Северо-Казахстанской области. Почти полгода зима, снежная степь вокруг. Разумеется, как все пацаны, бегал на лыжах, даже чемпионом области стал. Давняя привычка к движению, к спорту и сейчас приводит на лыжню, в фитнесс-клуб, в бассейн. Если это, конечно, не мешает работе.

Но едва ли не самым любимым и ранним увлечением была фотография. Старые фотолюбители говорят, что ныне техника, о которой они мечтать не могли, и все так просто стало: сдал пленку в ателье – и получил готовые снимки, никаких проблем. И добавляют с досадой, что нам, мол, когда-то столько возиться приходилось… Однако вспоминают свои домашние лаборатории не без удовольствия. Строгое предупреждение родственникам не открывать дверь в комнату, в которой окно занавешено одеялом, а на столе фотоувеличитель, ванночки с проявителем-закрепителем, и каждый раз в свете красного фонаря с волнением созерцаешь маленькое чудо, как на белом листе являются точки, контуры, фигуры, лица, предметы, и ты причастен этому чуду, да еще ожидаешь, что даст новый эксперимент с химикатами в поисках своей, «фирменной» рецептуры – чтобы снимки получились… блеск!.. Слово «лаборатория» не казалось смешным или громким применительно к такому закутку, и выходили из нее настоящие знатоки фотодела и тонкие ценители фотографического творчества. Александр тоже провел в ней несчетное – не считанное – количество часов.

Между тем позади десятый класс, надо на что-то решаться. Поехал в Омск, поступил в политех на механико-технологический факультет. Но вскоре довелось ему увидеть, как изготавливаются книги, газеты – и воспринял он это как нечто захватывающее, близкое себе, тем более что в полиграфии тогда широко использовался фотографический процесс. И был еще металлический набор. Линотип, предстающий ныне монстром, гремящим, звенящим и жужжащим наподобие несыгравшегося оркестра, сохранившийся разве что в самых маленьких типографиях, да и то вряд ли, тогда казался, со своей сложнейшей кинематикой, машиной умнейшей и совершеннейшей. Решение созрело быстро – Александр перешел на полиграфический.

Многое изменилось с тех пор. Но остается главное:

– В полиграфии максимально сосредоточены достижения многих наук. Так, едва появившиеся компьютеры тут же вошли в нее – раньше, чем в иные технические сферы, и уровень компьютерных технологий здесь самый высокий. Быстро освоила полиграфия и полимерные материалы.

– Время очень сильно уплотняется, – продолжает Белан и в подтверждение своей мысли говорит, что печатные формы из глины и дерева существовали века, а путь от фотонаборной техники через электронно-лазерные системы к непосредственному изготовлению форм, минующему фотографический процесс, совершен всего за два десятилетия.

– Мы имеем машины, которые, связывая нас через Интернет с поставщиками, позволяют проводить дистанционную диагностику. При таком оборудовании очень интересно работать. Мы стремимся приобретать надежную, современную технику, чтобы делать продукцию лучше и быстрее.

 

Диапазон услуг, предлагаемых «Полиграфом», постоянно расширяется. Объемы производства 6-8-летней давности с сегодняшними даже трудно сопоставить. И коллектив вырос до 94 человек (вспомним: когда-то было 5). Теперь все собираются вместе только на новогодний вечер да еще когда устраиваются выезды на природу.

Все годы своего существования «Полиграф» развивался, в том числе в социальном отношении. Однако это не значит, что отсутствуют факторы, развитию препятствующие. Есть проблемы разного масштаба и значимости, и, быть может, именно сегодня они становятся наиболее ощутимыми.

Спрос в Омске на полиграфическую продукцию практически удовлетворяется силами городских типографий. Вроде бы есть в этом свой плюс. В то же время следует заметить, что аналогичный спрос в Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске значительно выше, чем у нас. Почему?

– Полиграфия – своеобразный индикатор уровня промышленного производства, сферы услуг и развлечений, – отвечает Белан. – Значительно сократились заказы от предприятий оборонного комплекса – мы знаем, в каком положении находится ряд крупных омских заводов. Но и в некоторых других отраслях спрос на упаковку, на проспекты, буклеты, календари и прочую рекламную продукцию тоже невысок. В Новосибирске типографий в несколько раз больше, и они обеспечены заказами…

Хотя Александр Владимирович тут же отметил явление, характерное для мировой полиграфии в целом: предложение превысило спрос. Это не слишком драматично, ибо кризисам подвержено любое производство. В какой-то момент синусоида качнется в другую сторону, а при выходе из неблагоприятного цикла нередко происходит новый технологический прорыв. Но затронет ли он нашу целлюлозно-бумажную промышленность, в которой сильно влияние иностранных фирм, вынуждающих наши заводы производить в основном целлюлозу, – большой вопрос. У нас не выпускается мелованная бумага, этикеточная, бумага дизайнерских сортов. Приходится пользоваться только импортом. В «Полиграфе» работают большей частью с финской бумагой, реже – с германской, австрийской, французской. И все полиграфическое оборудование покупается за рубежом. Государство облагает подобные приобретения высокой пошлиной, что делается в первую очередь как бы для интересов отечественного производителя, но импульсом к реанимации российской промышленности, выпускающей типографскую технику, все никак не становится…

 

Почти все оборудование в типографии – с маркой немецкой фирмы «Гейдельберг». «Полиграф» является единственным в Омске предприятием-партнером этого производителя: новые технологии внедряются на базе его разработок. Такой контакт служит определенным статусом уровня деятельности предприятия, ведь «Гейдельберг» – лидер мирового полиграфического машиностроения. Этой фирме свойственны гибкая ценовая политика, отличный сервис и методическое сопровождение.

– У нас своего рода клуб единомышленников, строящих работу в бизнесе на общих принципах, – говорит Белан.

В Москве открыто дочернее предприятие, получившее название «Гейдельберг – СНГ», с персоналом из российских специалистов, обучавшихся в Германии.

По словам Александра Владимировича, фирма всегда идет навстречу при покупке типографией какой-либо машины, предлагая выгодные условия, что поддерживается и другим постоянным и надежным партнером «Полиграфа» – КМБ-банком.

 

А Новый Год приближается. Надо будет с коллективом провести традиционный вечер. А вечер 31-го, как всегда, встретить дома, когда за столом соберутся дети и шестилетняя внучка. Но заботы обо всем этом передвинуты к концу месяца. Типографский декабрь – период напряженный, много заказов,  опять же с Новым годом связанных. Поэтому Белан надолго задерживается в типографии. Он, впрочем, и без того задерживается нередко – расслабиться немного после рабочего дня, проанализировать его, спланировать день завтрашний. Так привык.

– Полиграфия кому-то ремесло, кому-то бизнес. Для меня она – все. Прежде всего – воплощение в производство того, что задумано, идей и целей, реализация себя. А бизнес дает возможности к общению. Без этого не могу. Люблю встречаться с разными людьми.

Люди заходят в кабинет и в семь, и в восемь. Тогда же он обычно беседует и с теми, кто просит о приеме на работу. О причинах своего обращения в «Полиграф» указывают в резюме, как правило, так: «Желание профессионального роста, более высокая зарплата, чем на предыдущем месте работы». По поводу второго пункта комментарии не нужны. Ну а рутиной им в «Полиграфе» заниматься не придется.

9 декабря был такой же вечер. Правда, несколько шумней и оживленней, чем обычно. Наладчики из московского филиала «Гейдельберга» вместе с типографской бригадой закончили в цехе послепечатной обработки монтаж новой машины – для  клеевого бесшвейного скрепления, производительностью и надежностью результата операции выигрывающей у старых, где применялось шитье проволокой или ниткой. Директор поздравил собравшихся в цехе, прихватив, конечно, с собой фотоаппарат – и несколько снимков зафиксировали участников события на фоне сияющей всеми своими узлами машины.

Ну а назавтра она, вероятно, вступила в общий ритм «Полиграфа». И значит, время еще чуть-чуть уплотнилось.