Еще нередко
можно стать свидетелем эпизода, когда кто-то из земляков наших, взявши в руки и
пролистав иллюстрированный журнал с очевидно омским содержанием, произносит: «А
печатают где-нибудь
за границей – в Финляндии, наверно. Или в Новосибирске». И удивляется, узнав, что это сделано в нашем же городе. Выходные данные
большинства таких журналов имеют строку «Отпечатано в типографии «Полиграф».
Мы, обычные
потребители полиграфической продукции, или, проще сказать, читатели, но не
лишенные некоторого вкуса и способности сравнивать, можем, конечно, потолковать
о четкости изображения или, там, о цветовой гамме, однако наши оценки чаще
сводятся к незатейливому: вот это – лучше, а это – хуже. Профессионалы и
невооруженным глазом схватывают куда больше и, кроме того, руководствуются
вполне объективными параметрами качества, которые приведены в отраслевой
документации, и соответствие им в производстве достигается с помощью приборов.
Для каждого вида продукции есть своя градация критериев качества. «Полиграф»
выпускает практически все виды – от книг и плакатов до визиток и дисконтных
карт. Понятно, для этого необходимы разнообразное техническое оснащение и целая
система контроля за качеством – даже, правильнее назвать, система управления
качеством. Жесткие требования к технике: калибруемыми (есть приборы для
калибровки) должны быть и монитор, и принтер, и печатная машина. Строгая технологическая
дисциплина (это уже касается персонала): следование рекомендациям при подборе и
подготовке материалов, точность и своевременность операций и т. д. Термин
«технология» дается в разных словарях с некоторыми вариациями. Директор
типографии Александр Владимирович Белан избрал наиболее полную трактовку и
воспроизводит ее дословно. Она звучит не только определением, но и правилом.
Правилом для него и для всех.
Внимание к
качеству, ко всем его составляющим здесь закономерно, как закономерны ведущие
позиции типографии на омском рынке полиграфических услуг, – «Полиграф» создан
был людьми, прекрасно знакомыми со становлением полиграфической отрасли, с ее
современным техническим уровнем и тенденциями развития.
Типография
появилась в 1992 году благодаря инициативе нескольких сотрудников
политехнического института, выступившего учредителем малого предприятия в своих
стенах. Оно было призвано обеспечивать печатными материалами учебный процесс в
вузе, служить практическим подспорьем для студентов-полиграфистов. Наконец, оно
давало какой-то заработок преподавателям, чьи служебные оклады ввиду известных
пертурбаций начала 90-х годов сделались ужасающе низкими.
Года через
полтора вышло постановление, указ ли, о преобразовании малых предприятий в
товарищества. Перед названием «Полиграф» появилась аббревиатура ТОО, а
учредителем стала та же инициативная группа. Помещение арендовали у института,
а еще через полтора года перебрались на улицу Маяковского. Стартового капитала
не было, поэтому сначала пришлось довольствоваться старым оборудованием,
которое уже изрядно кто-то поэксплуатировал. Понемногу зарабатывали деньги и
покупали что-то новое. Благо команда подобралась целеустремленная и профессионально
подготовленная: преподаватели политехнического, бывшие ранее его же
выпускниками. Два кандидата наук.
Белан
окончил институт в 1974-м. После аспирантуры в Московском полиграфическом
защитил в 1978 году диссертацию на тему «Технология обработки обращаемых
фотоматериалов». Стал завкафедрой, деканом.
Он с
глубоким уважением вспоминает Александра Константиновича Машкова, ректора
Омского машиностроительного, при котором институт получил статус
политехнического, и в нем был открыт полиграфический факультет. В то время –
еще непоколебимо советское – полиграфистов готовили только в Москве и Львове.
Машков сделал заявку на открытие факультета в Омске и добился положительного
решения. Хотя, между прочим, в Новосибирске полиграфическая база была гораздо
сильнее.
На
факультет набирали по 200-250 человек в год, и до 1200 доходило общее
количество студентов, получавших специальности технолога и механика. 80-90
процентов выпускников распределялось по всему Советскому Союзу. Последнее
обстоятельство вызвало недовольство местного руководства: дескать, это не в
интересах области, пусть министерство проявляет заботу о факультете, занимается
его снабжением. Новый ректор института к острой этой проблеме интереса не
проявил. Тогда Белан, перешагнув субординационные барьеры, сам поехал в Москву
в ЦК КПСС («Я без комплексов. Вопрос возник – пойду его решать куда угодно»),
где на встрече с управляющим производственным отделом ЦК В. В. Костровым
настоятельно просил содействия. Цековские товарищи несколько подивились
самовольству декана из Омска – взял на себя ректорскую прерогативу, но к
просьбе отнеслись по-деловому. Было принято решение построить учебный корпус
факультета и оснастить его современным оборудованием. Не успели. Началась
перестройка …
Белан
преподавал в институте до 1996 года. В тот момент «Полиграф» стал арендовать
площади у ОАО «Сатурн» (позднее выкупив их, и теперь бывший заводской корпус
является собственностью типографии). Объемы производства уже настолько
возросли, что пришлось выбирать: преподавательская деятельность или типография.
Выбор сделала вся группа «первопроходцев», решившая остаться единой командой и
ставшая основой ЗАО «Полиграф». Это главный бухгалтер Галина Петровна Бейнер,
начальник цеха допечатной подготовки Ольга Михайловна Ченцова (кстати, супруга
Александра Владимировича), главный технолог Сергей Михайлович Лабзин, технолог
Ольга Юрьевна Селезнева. И директор.
– В полиграфию я попал случайно, – так говорит
бывший преподаватель, завкафедрой и декан полиграфического факультета. Довольно
неожиданное признание. А он, усмехаясь, объясняет:
– Окончил сельскую школу. Никакой информации ведь не было…
Действительно,
«Справочники для поступающих в вузы» ограничивались лишь скупым перечнем
институтских адресов, названиями факультетов и специальностей. Даже выпускник
городской школы о большинстве указанных специальностей не имел никакого
представления. А уж в деревне, где производства как такового самый минимум…
Зато
сельские школы ни в чем не уступали городским по части так называемой
общественной работы – по пионерской линии, комсомольской, по художественной
самодеятельности и сбору металлолома. Всего не перечислишь. В нашем
социалистическом, насквозь идеологизированном отечестве умели такое
придумывать. На Александра как человека общительного чего только не
«навешивали». Но он справлялся с нагрузками без особых усилий, как-то само
собой получалось. Просто ему нравилось общаться с людьми. И, наверное, умение
говорить с ними, работать с ними, закрепленное еще в юные годы, немало помогло
ему в дальнейшем.
Чем еще
знаменательно сельское детство? Уточним: то было родное село Чистовское в
Северо-Казахстанской области. Почти полгода зима, снежная степь вокруг.
Разумеется, как все пацаны, бегал на лыжах, даже чемпионом области стал. Давняя
привычка к движению, к спорту и сейчас приводит на лыжню, в фитнесс-клуб, в
бассейн. Если это, конечно, не мешает работе.
Но едва ли
не самым любимым и ранним увлечением была фотография. Старые фотолюбители
говорят, что ныне техника, о которой они мечтать не могли, и все так просто
стало: сдал пленку в ателье – и получил готовые снимки, никаких проблем. И
добавляют с досадой, что нам, мол, когда-то столько возиться приходилось…
Однако вспоминают свои домашние лаборатории не без удовольствия. Строгое
предупреждение родственникам не открывать дверь в комнату, в которой окно
занавешено одеялом, а на столе фотоувеличитель, ванночки с
проявителем-закрепителем, и каждый раз в свете красного фонаря с волнением
созерцаешь маленькое чудо, как на белом листе являются точки, контуры, фигуры,
лица, предметы, и ты причастен этому чуду, да еще ожидаешь, что даст новый
эксперимент с химикатами в поисках своей, «фирменной» рецептуры – чтобы снимки
получились… блеск!.. Слово «лаборатория» не казалось смешным или громким
применительно к такому закутку, и выходили из нее настоящие знатоки фотодела и
тонкие ценители фотографического творчества. Александр тоже провел в ней
несчетное – не считанное – количество часов.
Между тем
позади десятый класс, надо на что-то решаться. Поехал в Омск, поступил в
политех на механико-технологический факультет. Но вскоре довелось ему увидеть,
как изготавливаются книги, газеты – и воспринял он это как нечто захватывающее,
близкое себе, тем более что в полиграфии тогда широко использовался
фотографический процесс. И был еще металлический набор. Линотип, предстающий
ныне монстром, гремящим, звенящим и жужжащим наподобие несыгравшегося оркестра,
сохранившийся разве что в самых маленьких типографиях, да и то вряд ли, тогда
казался, со своей сложнейшей кинематикой, машиной умнейшей и совершеннейшей.
Решение созрело быстро – Александр перешел на полиграфический.
Многое
изменилось с тех пор. Но остается главное:
– В
полиграфии максимально сосредоточены достижения многих наук. Так, едва
появившиеся компьютеры тут же вошли в нее – раньше, чем в иные технические
сферы, и уровень компьютерных технологий здесь самый высокий. Быстро освоила
полиграфия и полимерные материалы.
– Время
очень сильно уплотняется, – продолжает Белан и в подтверждение своей мысли
говорит, что печатные формы из глины и дерева существовали века, а путь от
фотонаборной техники через электронно-лазерные системы к непосредственному
изготовлению форм, минующему фотографический процесс, совершен всего за два
десятилетия.
– Мы имеем
машины, которые, связывая нас через Интернет с поставщиками, позволяют
проводить дистанционную диагностику. При таком оборудовании очень интересно
работать. Мы стремимся приобретать надежную, современную технику, чтобы делать
продукцию лучше и быстрее.
Диапазон
услуг, предлагаемых «Полиграфом», постоянно расширяется. Объемы производства
6-8-летней давности с сегодняшними даже трудно сопоставить. И коллектив вырос
до 94 человек (вспомним: когда-то было 5). Теперь все собираются вместе только
на новогодний вечер да еще когда устраиваются выезды на природу.
Все годы
своего существования «Полиграф» развивался, в том числе в социальном отношении.
Однако это не значит, что отсутствуют факторы, развитию препятствующие. Есть
проблемы разного масштаба и значимости, и, быть может, именно сегодня они
становятся наиболее ощутимыми.
Спрос в
Омске на полиграфическую продукцию практически удовлетворяется силами городских
типографий. Вроде бы есть в этом свой плюс. В то же время следует заметить, что
аналогичный спрос в Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске значительно выше,
чем у нас. Почему?
–
Полиграфия – своеобразный индикатор уровня промышленного производства, сферы
услуг и развлечений, – отвечает Белан. – Значительно сократились заказы от
предприятий оборонного комплекса – мы знаем, в каком положении находится ряд
крупных омских заводов. Но и в некоторых других отраслях спрос на упаковку, на
проспекты, буклеты, календари и прочую рекламную продукцию тоже невысок. В
Новосибирске типографий в несколько раз больше, и они обеспечены заказами…
Хотя
Александр Владимирович тут же отметил явление, характерное для мировой
полиграфии в целом: предложение превысило спрос. Это не слишком драматично, ибо
кризисам подвержено любое производство. В какой-то момент синусоида качнется в
другую сторону, а при выходе из неблагоприятного цикла нередко происходит новый
технологический прорыв. Но затронет ли он нашу целлюлозно-бумажную
промышленность, в которой сильно влияние иностранных фирм, вынуждающих наши
заводы производить в основном целлюлозу, – большой вопрос. У нас не выпускается
мелованная бумага, этикеточная, бумага дизайнерских сортов. Приходится
пользоваться только импортом. В «Полиграфе» работают большей частью с финской
бумагой, реже – с германской, австрийской, французской. И все полиграфическое
оборудование покупается за рубежом. Государство облагает подобные приобретения
высокой пошлиной, что делается в первую очередь как бы для интересов
отечественного производителя, но импульсом к реанимации российской
промышленности, выпускающей типографскую технику, все никак не становится…
Почти все
оборудование в типографии – с маркой немецкой фирмы «Гейдельберг». «Полиграф»
является единственным в Омске предприятием-партнером этого производителя: новые
технологии внедряются на базе его разработок. Такой контакт служит определенным
статусом уровня деятельности предприятия, ведь «Гейдельберг» – лидер мирового
полиграфического машиностроения. Этой фирме свойственны гибкая ценовая
политика, отличный сервис и методическое сопровождение.
– У нас
своего рода клуб единомышленников, строящих работу в бизнесе на общих
принципах, – говорит Белан.
В Москве
открыто дочернее предприятие, получившее название «Гейдельберг – СНГ», с
персоналом из российских специалистов, обучавшихся в Германии.
По словам
Александра Владимировича, фирма всегда идет навстречу при покупке типографией
какой-либо машины, предлагая выгодные условия, что поддерживается и другим
постоянным и надежным партнером «Полиграфа» – КМБ-банком.
А Новый Год
приближается. Надо будет с коллективом провести традиционный вечер. А вечер
31-го, как всегда, встретить дома, когда за столом соберутся дети и шестилетняя
внучка. Но заботы обо всем этом передвинуты к концу месяца. Типографский
декабрь – период напряженный, много заказов,опять же с Новым годом связанных. Поэтому Белан надолго задерживается в
типографии. Он, впрочем, и без того задерживается нередко – расслабиться
немного после рабочего дня, проанализировать его, спланировать день завтрашний.
Так привык.
–
Полиграфия кому-то ремесло, кому-то бизнес. Для меня она – все. Прежде всего –
воплощение в производство того, что задумано, идей и целей, реализация себя. А
бизнес дает возможности к общению. Без этого не могу. Люблю встречаться с
разными людьми.
Люди
заходят в кабинет и в семь, и в восемь. Тогда же он обычно беседует и с теми,
кто просит о приеме на работу. О причинах своего обращения в «Полиграф»
указывают в резюме, как правило, так: «Желание профессионального роста, более
высокая зарплата, чем на предыдущем месте работы». По поводу второго пункта
комментарии не нужны. Ну а рутиной им в «Полиграфе» заниматься не придется.
9 декабря
был такой же вечер. Правда, несколько шумней и оживленней, чем обычно.
Наладчики из московского филиала «Гейдельберга» вместе с типографской бригадой
закончили в цехе послепечатной обработки монтаж новой машины – дляклеевого бесшвейного скрепления, производительностью
и надежностью результата операции выигрывающей у старых, где применялось шитье
проволокой или ниткой. Директор поздравил собравшихся в цехе, прихватив,
конечно, с собой фотоаппарат – и несколько снимков зафиксировали участников
события на фоне сияющей всеми своими узлами машины.
Ну а
назавтра она, вероятно, вступила в общий ритм «Полиграфа». И значит, время еще
чуть-чуть уплотнилось.
Маюров
Николай Петрович, доктор юридических наук, кандидат исторических наук,
заслуженный юрист РФ, полковник полиции в отставке, профессор кафедры
административного права и процесса Юридического института Санкт-Петербургского
университета технологий управления и экономики. Победитель конкурса «Ученый
года-2022»; член Ассоциации юристов России. Эксперт комиссии по обороне и
безопасности МПА СНГ. Профессор кафедры теории и истории государства и права
Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О.
Макарова;
Кудринский
Владимир Федорович, член Союза журналистов России, член Союза фотохудожников
России, первый председатель Омского отделения Союза фотохудожников России,
директор Омского филиала Союза фотохудожников России, автор 40 персональных
выставок, дипломант и призер многочисленных выставок и фотоконкурсов; изданы 30
авторских фотоальбомов; награжден Почетной грамотой Администрации Омской
области
РЕЙТИНГ ПО СТАТЬЯМ
Когда
плачут мужчины…
«All
inclusive» Андрея Сабитова
Людмила
Чичерина: Мечты сбываются!
Андрей
Бессонов: «Залог успеха – наши знания, опыт, традиции»