бизнес и власть

 

Текст Ларисы ШКАЕВОЙ

 

Татьяна Хорошавина: «уходящий 2005-й – год активного продвижения»

 


 

Совсем скоро уйдет в историю еще один год. Какими значимыми для омского предпринимательства событиями запомнится уходящий год и что готовит год грядущий? На эти и другие вопросы корреспонденту журнала отвечает Татьяна Хорошавина, президент Омской торгово-промышленной палаты.

– Как вы оцениваете деятельность ТПП в 2005 году?

– Для Омской ТПП уходящий 2005-й можно назвать годом активного продвижения, прежде всего в сфере внешнеэкономической деятельности. Омские предприятия стали гораздо активнее в своем стремлении продвинуть товары и услуги за пределами омского рынка, установить партнерские отношения как с регионами России, так и со странами СНГ и зарубежьем.

Добиться признания на мировом рынке – это, поверьте, задача не из легких. Честь и хвала тем предпринимателям, которые берутся за ее решение. Как крупнейшее региональное бизнес-объединение, мы просто обязаны поддержать местный бизнес, помочь ему встать на цивилизованные рельсы, сориентировать на текущее состояние рыночной системы, на конъюнктуру рынка – это крайне ответственная работа.

Омская область – крупный промышленный и сельскохозяйственный регион, богатый природными ресурсами. Сегодня мы полноправные партнеры на рынке. Нам есть что предложить не только другим регионам России, но и зарубежным странам для установления взаимовыгодного сотрудничества. Думаю, что в преддверии вступления России в ВТО мы избрали правильный вектор в работе с предпринимателями, сделав упор на внешнеэкономическую деятельность.

– Появилось ли в деятельности ТПП что-то принципиально новое? 

– Вряд ли те изменения, которые произошли у нас в 2005 году, можно назвать принципиальными. Дело в том, что работа палаты осуществляется в рамках федерального закона, регулирующего деятельность территориальных ТПП, а миссия торгово-промышленных палат во всем мире остается неизменной – содействовать развитию предпринимательства и выражать его интересы. Думаю, что мы четко держим это направление.

В 2005 году у нас солидное прибавление: около 100 предприятий различных форм собственности вступило в члены Омской ТПП, и на сегодня наше бизнес-объединение насчитывает  в своих рядах почти 400 членов. В этом году мы в очередной раз подтвердили, что уровень и качество наших услуг соответствуют требованиям международных стандартов ИСО 9000:2001. Омская ТПП вновь прошла процедуру аккредитации в системе ТПП России. Для нас, надеюсь, и для членов палаты это очень важные вехи.

– Что планируется на 2006 год?  Определены ли приоритеты?

– Планируем продолжить удачно зарекомендовавший себя совместный с областным правительством, конкретно с министерством экономики, международный проект по представлению экономического, научно-технического и культурного потенциала Омской области в посольствах зарубежных стран в Москве. Нами уже проведены презентации в посольствах Чехии, Венгрии, Италии, Швеции. В 2006 году планируем организовать такие мероприятия в посольствах Индии, Словакии, ведутся переговоры с торгпредами ряда других государств.

По-прежнему в числе приоритетных останется внешнеэкономическая деятельность, планируем больше внимания уделять программам, связанным с развитием выставочно-ярмарочной деятельности.

– Как, по вашему мнению, развивается малый и средний бизнес в России и в Омской области в частности?

– Отвечу коротко: динамично. Причем динамика, как и большинство показателей товарооборота Омской области, устойчиво положительная. Эти показатели, безусловно, взаимосвязаны. Отрадно, что в мэрии и правительстве сегодня продолжается реализация важнейших программ, направленных на развитие регионального бизнеса, учреждены конкурсы и специальные премии, стимулирующие работу предпринимателей. Другими словами, диалог власти и бизнеса начат и с каждым годом наполняется все более конструктивным содержанием. Конечно, это не означает, что нет проблем. Так называемые административные барьеры были, есть и будут, пока существует схема чиновник – предприниматель. И наша задача минимизировать эти барьеры, сгладить подводные камни, лоббируя интересы предпринимателей в стенах органов власти, прежде всего ее законодательной ветви.

Говоря о развитии малого и среднего бизнеса, не могу не сказать о важности его социальной ответственности перед обществом. Жить в обществе и быть в стороне от его проблем сегодня просто невозможно. Ярко выраженная активная гражданская позиция должна подкрепляться реальными делами. Замечательно, что живы традиции меценатства, или, как говорят сегодня, спонсорства, не важно, ведь суть остается прежней: есть возможность – помоги другому. Это понимают в ОАО «Техуглерод», где на благотворительные цели в этом году было выделено около 250 тысяч рублей. Молодое предприятие Омская региональная транспортная компания регулярно оказывает адресную помощь Омско-Тарской епархии прихода церкви Святителя Иоанна митрополита Тобольского. Славится своими многолетними меценатскими традициями корпорация «Енисей-сервис», оказывающая комплексную благотворительную помощь в рамках специальных программ: «Спорт – основа здорового образа жизни», «Чужих детей не бывает», «Округ, в котором мы живем», «Талантам нужно помогать», «Поддержка татарской культуры», «Никто не забыт, ничто не забыто…» 

Простая закономерность, для понимания которой не надо быть экономистом семи пядей во лбу: дайте зеленый свет развитию бизнеса, отрегулируйте движение на этой важной экономической магистрали, соблюдайте правила, не нарушайте закон – и предприниматель ответит  взаимностью.

– В последнее время ТПП  достаточно активно  взаимодействует с министерством промышленной политики, транспорта и связи Омской области. Насколько эффективно это взаимодействие?

– В 2005 году Омской торгово-промышленной палатой совместно с министерством промышленности, транспорта и связи Омской области реализован проект «Развитие бизнеса в малых городах и районах Омской области». Впервые власть и бизнес так мощно объединили свои усилия для оживления предпринимательского движения на селе. Стартовой площадкой проекта в феврале стала наша северная столица – город Тара. Затем наши «бизнес-десанты» высаживались в Исилькуле, Русской Поляне и Калачинске. Общее количество участников деловых встреч составило около 200 представителей бизнеса и власти.

Заместитель председателя правительства Омской области, министр промышленной политики, транспорта и связи Александр Михайлович Луппов, выступая в Таре на торжественном открытии проекта, подчеркнул, что «только совместными усилиями органов власти и бизнес-объединений сегодня мы можем оказать реальную поддержку сельскому предпринимателю, укрепить взаимодействие областного центра и районов области, развить новые направления и форматы сотрудничества».   

Для содействия развитию предпринимательства в северных районах Омской области мы открыли представительство Омской ТПП в Таре, работу которого возглавила Татьяна Логачева. Надеемся, что представительство станет для предпринимателей северных районов своеобразной штаб-квартирой для решения, прежде всего, оперативных вопросов.

На днях были обработаны материалы мониторинга результатов проекта «Развитие бизнеса в малых городах и районах Омской области». В опросе приняли участие предприятия Омской области различных сфер деятельности.

90 процентов опрошенных высказали пожелание специализировать бизнес-встречи по сферам деятельности предприятий. По мнению омских предпринимателей, торгово-экономическое сотрудничество с сельскими предприятиями сдерживается по ряду причин. Наиболее часто называют низкую платежеспособность сельских предприятий, высокие темпы роста цен на ГСМ, недостаток информации о сельских предприятиях, потенциально заинтересованных в сотрудничестве, отсутствие четких концепций развития у предприятий, муниципальных образований в целом, а также конкретно выраженной заинтересованности со стороны районных предпринимателей.

Учитывая итоги бизнес-встреч, проведенных в 2005 году в рамках этого проекта,  и результатов мониторинга, региональным правительством  и Омской ТПП на 2006 год разработан проект плана специализированных бизнес-встреч, рассчитанный на реализацию в период после принятия бюджетов муниципальных образований, детального анализа целевых программ развития отдельных отраслей экономики районов области.

– Что для вас Новогодье?

– Наверное, как и для всех, это время особенно ощутимо связано с ожиданием приятных перемен. Не грех и помечтать… Ведь не зря психологи говорят, что чем «детальнее» вы мечтаете, тем конкретнее мечта материализуется, тем быстрее вы приблизитесь к ее воплощению в реальной жизни. Новогодье для любой женщины – это еще и бытовые хлопоты: успеть приготовить подарки коллегам, друзьям и родным, позаботиться о праздничном столе, себя не забыть: прическа, вечерний наряд. Мне кажется, что только под Новый год так уплотняется время, декабрь всегда пролетает незаметно.

– Ваши пожелания  членам ТПП, партнерам и единомышленникам.    

– В России есть добрая традиция: провожая уходящий год, вспоминать о нем только хорошее. Мы переступаем очередной временной рубеж с солидным багажом. Деловые круги региона в прошедшем году активно заявили о себе на рынках стран Евросоюза, АТЭС, СНГ, омские товары и услуги все увереннее конкурируют на внешних рынках. Внешнеторговый оборот Омской области  перешагнул отметку в два миллиарда долларов США. Омский бизнес уверенно смотрит в будущее, открывая для себя новые перспективы и возможности. Процессы глобализации, интеграция в мировую экономику, предстоящее вступление России в ВТО станут неотъемлемой частью деловой жизни омского предпринимательства.

Надеюсь, что наступающий 2006 год соберет под свои знамена людей, для которых коллективные отношения и социальная устойчивость – не пустые слова, а конкретные и важные понятия. Пусть каждый новый день в новом году приносит финансовое благополучие и добрые перемены, мир и счастье в каждый дом. Желаю, чтобы новый год стал для жителей миллионного Омска, всей Омской области не просто очередной ступенью, а вошел в историю яркой страницей процветания и стабильности нашего региона.