Несмотря
на некоторое пессимистическое настроение, которое присуще сегодня почти всем
россиянам, мы стараемся бодриться, убеждая себя и окружающих, что для
Россиифинансовый кризис не самое
страшное испытание. Кризисы приходят и уходят, а люди – их пристрастия,
настроения, понимание - остаются.
В трудную минуту для читателей
журнала «Сибирь и Я» редакционный совет предлагает рубрику «Рядом с дедушкой
Крыловым на крылечке посижу…», которую поручено вести мне. А
наверное, и неплохо было бы посидеть рядом с мудрым человеком. Нас на белом
свете в России, в частности, вон сколько,а баснописцев – по пальцам можно перечесть.
Между прочим, первая книга басен
Ивана Андреевича Крылова вышла в 1806 году под названием «Басни Ивана Крылова».
Я по аналогии мог бы сделать, как он, но не решаюсь… Это большой риск. И
большая, огромная дистанция: великий Крылов – и я…
Я учился, кажется, в пятом классе…
Учительница задала на дом – выучить басню Крылова «Волк и ягнёнок». Хотите,
напомню?
У
сильного всегда бессильный виноват.
Тому в истории мы тьму примеров слышим.
Но мы истории не пишем,
А вот о том, как в баснях говорят…
Прочел разок, другой. И на уроке
ребята рассказывали ее – кто куплет, кто два. А я всю басню – наизусть без
запинки. И что-то, видимо, отложилось в глубинах памяти. Да и понравился мне
этот жанр, я с удовольствием читал других авторов и понемногу стал сам
сочинять, не придавая всерьез значения этой словесной игре.
Что такое басня, если определить сей
литературный жанр научно, теоретически, как этимологическое понятие?
Обыкновенный вымысел. Но в этом вымысле более всего важны оттенки. Вообще-то
басня, конечно, вольный стих, в котором сливаются и лирика, и ирония, и сатира,
и, если хотите, высокий гражданский пафос…
Первым баснописцем считают Эзопа – древнегреческого
создателя нравоучительных сюжетов, составивших мировой басенный фонд. Раб,
невольник, он был властителем дум и душ, и его хозяин Ксанф выдавал творения
раба за свое творчество.
В фильме «Эзоп» баснописец дает
совет властителю: «Ксанф, выпей море!» И докажи – кто ты! Кто помнит Ксанфа?
Никто! А слава, мудрость и мораль басен Эзопа дошли до нас и будут жить вечно.
Французская басня – это Лафонтен.
Лессинг и Геллерт – немецкая. Связь с ними у Крылова, безусловно, просматривается,
но он – сугубо русский человек. И творчество его тоже на русской почве взросло.Можно сказать, что Крылов – русский Эзоп,
соединивший и смех, и укор, и назидание, и похвалу своим басенным персонажам. И
хотя его знаменитые современники Александр Пушкин, Александр Грибоедов,
Вильгельм Кюхельбекер к басне имели весьма малое отношение, но считали себя его
учениками. Не случайно столько крылатых фраз из их произведений вошло в
популярные пословицы.
У Крылова что ни басня, то
обязательно припасены афоризм, поговорка, пословица или загадка. И вы сейчас
сразу же вспомните их вместе со мной:
«Уж
столько раз твердили миру…»
«И в
сердце льстец всегда отыщет уголок…»
«От
радости в зобу дыханье спёрло…»
«Кукушка
хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку…»
«Мартышка
к старости слаба глазами стала…»
«Если
голова пуста, то голове ума не придадут места…»
«Ай,
Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!..»
«Попался,
как ворона в суп…»
«А
ларчик просто открывался…»
Симптоматично, что Крылов печатал
свои басни в журнале «Лекарство от скуки и забот». Оно и понятно: басня – как
анекдот! Но это сугубо наш, отечественный жанр! Так же по смыслу и назначению,
как «нам песня строить и жить помогает…»
Ну, если кто-то узнает себя в герое
басни (а это, как правило, не один человек, а множество!), значит, автор
добился поставленной цели. Какой? Читаем или слушаем со сцены житейские, в
общем-то, зарисовки, – и смеемся, негодуем, злимся, готовы баснописца на дуэль
вызвать, но люди находят в себе силы и благоразумие понимать и принимать басню
адекватно. Не только у Крылова, но и у других баснописцев, к примеру, Демьяна
Бедного или Сергея Михалкова, высмеиваются обычные наши человеческие недостатки
и даже пороки. Ну и исправляйтесь! Смех, говорят, лучшее лекарство!..
Если есть сюжет, басню написать несложно.
Найти сюжет – куда сложнее. Но если человек наблюдателен, то анекдоты, притчи,
забавные ситуации, наши «глупости и мелкие злодейства» - на каждом шагу! Автору
порой достаточно одной – главной! – фразы, мысли, а дальше поможет тот самый
«эзопов язык» (иносказание), аллегории и чувство юмора.
Я бы сравнил басню и с горьким
лекарством. Да, неприятно, даже иногда болезненно, но включайте чувство иронии,
самоиронии – и все будет понято и
принято, как надо. И вами, и вашими коллегами, друзьями. Вот и убирайте
«соринку из глаза…» А если чиновник, начальник узнал себя в какой-то басенной
ситуации, на то и мораль, чтобы ей следовать, мораль - как очищение. Конечно,
важно «не пересолить», а дружеская критика еще никого не испортила…
За
басни нас судить не надо строго,
Ведь вымыслом там выстлана дорога,
А если кто в сих баснях узнает вдруг себя,
Так в том их смысл,
Иначе басня не была бы басней,
Хотя она сатиры не опасней,
Кого-то учит жить,
Кого-то ущемляет,
Но тот, кто в баснях толк их понимает,
Не может с басней не дружить…
Так я
думаю…
Мы изучали в школе «Войну и мир»
великого Льва Толстого. Если честно, мне было неинтересно. Спустя годы я
перечитал эту историческую эпопею. Это было абсолютно другое чтение, но и я
стал другим – взрослее, опытнее, познал что-то в жизни. Для таких писателей,
как Толстой, Достоевский, даже наш современник Солженицын, человек должен быть
подготовлен.
А басни что? Разве не житейская
мудрость, не философия? Нет?.. Я так не думаю… «Чем продолжительней молчание,
тем удивительнее речь». Не помню, кто сказал, но «не в бровь, а в глаз». В том
смысле, что подумать, помолчать, соразмышляя с автором, увлекательно и
поучительно.
Я думаю, что басни Крылова будут
жить долго, всегда, пока жив наш род человеческий. Читаем же мы их уже два
века! Мне кажется, что нынешние школьные программы по литературе как-то не
благоволят к басне. Значит, надо вернуть ее на свое почетное место. Это наше
национальное достояние. Ничего не имею против изучения в школе ни Толстого, ни
Достоевского, ни Солженицына, но понимаю, что ученики «не потянут их», рано. Но
что еще опаснее – не вернутся к ним, мол, «мы это проходили».
Что читают нынешние школяры? Кстати,
и многие их родители? Детективы, комиксы, «гламур-лямур»… Ограниченный
словарныйзапас. И это при богатстве и
самобытности русского языка – с его выразительной речью, говором, байками,
присловьем, метафоричностью… Басня – наш хороший помощник, чтобы научиться
читать.
Смею утверждать, что басни Ивана
Андреевича Крылова – это тоже «энциклопедия русской жизни». Не «флоры и фауны»,
а человеческого бытия, человеческих отношений. Стоит только подружиться с ним,
- сколько открытий для души, для того, чтобы научиться держать свое «самостоянье»
- чувство собственного достоинства. Что касается дедушки Крылова – свет Ивана
Андреевича – то моим басням до его, как пешком от Омска до Парижа.
Но они пишутся… И вот уже их число
перевалило за цифру 100! В этом номере журнала публикуются три басни. Давайте почитаем их вместе со мной. Надеюсь, у
нас получится полезный разговор и вы, быть может, посвятите свои строки Элладе
– матери искусств, то есть басне. Жду ваших писем.
Маюров
Николай Петрович, доктор юридических наук, кандидат исторических наук,
заслуженный юрист РФ, полковник полиции в отставке, профессор кафедры
административного права и процесса Юридического института Санкт-Петербургского
университета технологий управления и экономики. Победитель конкурса «Ученый
года-2022»; член Ассоциации юристов России. Эксперт комиссии по обороне и
безопасности МПА СНГ. Профессор кафедры теории и истории государства и права
Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С. О.
Макарова;
Кудринский
Владимир Федорович, член Союза журналистов России, член Союза фотохудожников
России, первый председатель Омского отделения Союза фотохудожников России,
директор Омского филиала Союза фотохудожников России, автор 40 персональных
выставок, дипломант и призер многочисленных выставок и фотоконкурсов; изданы 30
авторских фотоальбомов; награжден Почетной грамотой Администрации Омской
области
РЕЙТИНГ ПО СТАТЬЯМ
Когда
плачут мужчины…
«All
inclusive» Андрея Сабитова
Людмила
Чичерина: Мечты сбываются!
Андрей
Бессонов: «Залог успеха – наши знания, опыт, традиции»