Уважаемые читатели!

Несмотря на некоторое пессимистическое настроение, которое присуще сегодня почти всем россиянам, мы стараемся бодриться, убеждая себя и окружающих, что для России  финансовый кризис не самое страшное испытание. Кризисы приходят и уходят, а люди – их пристрастия, настроения, понимание - остаются.

В трудную минуту для читателей журнала «Сибирь и Я» редакционный совет предлагает рубрику «Рядом с дедушкой Крыловым на крылечке посижу…», которую поручено вести мне. А наверное, и неплохо было бы посидеть рядом с мудрым человеком. Нас на белом свете в России, в частности, вон сколько,  а баснописцев – по пальцам можно перечесть.

Между прочим, первая книга басен Ивана Андреевича Крылова вышла в 1806 году под названием «Басни Ивана Крылова». Я по аналогии мог бы сделать, как он, но не решаюсь… Это большой риск. И большая, огромная дистанция: великий Крылов – и я…

Я учился, кажется, в пятом классе… Учительница задала на дом – выучить басню Крылова «Волк и ягнёнок». Хотите, напомню?

            У сильного всегда бессильный виноват.

Тому в истории мы тьму примеров слышим.

Но мы истории не пишем,

А вот о том, как в баснях говорят…

Прочел разок, другой. И на уроке ребята рассказывали ее – кто куплет, кто два. А я всю басню – наизусть без запинки. И что-то, видимо, отложилось в глубинах памяти. Да и понравился мне этот жанр, я с удовольствием читал других авторов и понемногу стал сам сочинять, не придавая всерьез значения этой словесной игре.

Что такое басня, если определить сей литературный жанр научно, теоретически, как этимологическое понятие? Обыкновенный вымысел. Но в этом вымысле более всего важны оттенки. Вообще-то басня, конечно, вольный стих, в котором сливаются и лирика, и ирония, и сатира, и, если хотите, высокий гражданский пафос…

Первым баснописцем считают Эзопа – древнегреческого создателя нравоучительных сюжетов, составивших мировой басенный фонд. Раб, невольник, он был властителем дум и душ, и его хозяин Ксанф выдавал творения раба за свое творчество.

В фильме «Эзоп» баснописец дает совет властителю: «Ксанф, выпей море!» И докажи – кто ты! Кто помнит Ксанфа? Никто! А слава, мудрость и мораль басен Эзопа дошли до нас и будут жить вечно.

Французская басня – это Лафонтен. Лессинг и Геллерт – немецкая. Связь с ними у Крылова, безусловно, просматривается, но он – сугубо русский человек. И творчество его тоже на русской почве взросло.  Можно сказать, что Крылов – русский Эзоп, соединивший и смех, и укор, и назидание, и похвалу своим басенным персонажам. И хотя его знаменитые современники Александр Пушкин, Александр Грибоедов, Вильгельм Кюхельбекер к басне имели весьма малое отношение, но считали себя его учениками. Не случайно столько крылатых фраз из их произведений вошло в популярные пословицы.

У Крылова что ни басня, то обязательно припасены афоризм, поговорка, пословица или загадка. И вы сейчас сразу же вспомните их вместе со мной:

            «Уж столько раз твердили миру…»

            «И в сердце льстец всегда отыщет уголок…»

            «От радости в зобу дыханье спёрло…»

            «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку…»

            «Мартышка к старости слаба глазами стала…»

            «Если голова пуста, то голове ума не придадут места…»

            «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!..»

            «Попался, как ворона в суп…»

            «А ларчик просто открывался…»

Симптоматично, что Крылов печатал свои басни в журнале «Лекарство от скуки и забот». Оно и понятно: басня – как анекдот! Но это сугубо наш, отечественный жанр! Так же по смыслу и назначению, как «нам песня строить и жить помогает…»

Ну, если кто-то узнает себя в герое басни (а это, как правило, не один человек, а множество!), значит, автор добился поставленной цели. Какой? Читаем или слушаем со сцены житейские, в общем-то, зарисовки, – и смеемся, негодуем, злимся, готовы баснописца на дуэль вызвать, но люди находят в себе силы и благоразумие понимать и принимать басню адекватно. Не только у Крылова, но и у других баснописцев, к примеру, Демьяна Бедного или Сергея Михалкова, высмеиваются обычные наши человеческие недостатки и даже пороки. Ну и исправляйтесь! Смех, говорят, лучшее лекарство!..

Если есть сюжет, басню написать несложно. Найти сюжет – куда сложнее. Но если человек наблюдателен, то анекдоты, притчи, забавные ситуации, наши «глупости и мелкие злодейства» - на каждом шагу! Автору порой достаточно одной – главной! – фразы, мысли, а дальше поможет тот самый «эзопов язык» (иносказание), аллегории и чувство юмора.

Я бы сравнил басню и с горьким лекарством. Да, неприятно, даже иногда болезненно, но включайте чувство иронии, самоиронии –  и все будет понято и принято, как надо. И вами, и вашими коллегами, друзьями. Вот и убирайте «соринку из глаза…» А если чиновник, начальник узнал себя в какой-то басенной ситуации, на то и мораль, чтобы ей следовать, мораль - как очищение. Конечно, важно «не пересолить», а дружеская критика еще никого не испортила…

            За басни нас судить не надо строго,

Ведь вымыслом там выстлана дорога,

А если кто в сих баснях узнает вдруг себя,

Так в том их смысл,

Иначе басня не была бы басней,

Хотя она сатиры не опасней,

Кого-то учит жить,

Кого-то ущемляет,

Но тот, кто в баснях толк их понимает,

Не может с басней не дружить…

Так я думаю…

Мы изучали в школе «Войну и мир» великого Льва Толстого. Если честно, мне было неинтересно. Спустя годы я перечитал эту историческую эпопею. Это было абсолютно другое чтение, но и я стал другим – взрослее, опытнее, познал что-то в жизни. Для таких писателей, как Толстой, Достоевский, даже наш современник Солженицын, человек должен быть подготовлен.

А басни что? Разве не житейская мудрость, не философия? Нет?.. Я так не думаю… «Чем продолжительней молчание, тем удивительнее речь». Не помню, кто сказал, но «не в бровь, а в глаз». В том смысле, что подумать, помолчать, соразмышляя с автором, увлекательно и поучительно.

Я думаю, что басни Крылова будут жить долго, всегда, пока жив наш род человеческий. Читаем же мы их уже два века! Мне кажется, что нынешние школьные программы по литературе как-то не благоволят к басне. Значит, надо вернуть ее на свое почетное место. Это наше национальное достояние. Ничего не имею против изучения в школе ни Толстого, ни Достоевского, ни Солженицына, но понимаю, что ученики «не потянут их», рано. Но что еще опаснее – не вернутся к ним, мол, «мы это проходили».

 Что читают нынешние школяры? Кстати, и многие их родители? Детективы, комиксы, «гламур-лямур»… Ограниченный словарный  запас. И это при богатстве и самобытности русского языка – с его выразительной речью, говором, байками, присловьем, метафоричностью… Басня – наш хороший помощник, чтобы научиться читать.

Смею утверждать, что басни Ивана Андреевича Крылова – это тоже «энциклопедия русской жизни». Не «флоры и фауны», а человеческого бытия, человеческих отношений. Стоит только подружиться с ним, - сколько открытий для души, для того, чтобы научиться держать свое «самостоянье» - чувство собственного достоинства. Что касается дедушки Крылова – свет Ивана Андреевича – то моим басням до его, как пешком от Омска до Парижа.

Но они пишутся… И вот уже их число перевалило за цифру 100! В этом номере журнала публикуются три басни.  Давайте почитаем их вместе со мной. Надеюсь, у нас получится полезный разговор и вы, быть может, посвятите свои строки Элладе – матери искусств, то есть басне. Жду ваших писем.

Николай Колычев

 

 СВИНЬЯ И ЛЕВ

 

Свинья поспорила со Львом

И бросила ему перчатку,

Одумалась иль струсила потом –

А как убраться «на запятки»?

Собрались свиньи, стали думать,

Что присоветовать - в уме!

Свиная так решила Дума:

«Сестрицу вымарать в дерьме».

Свинья совет сей приняла,

В параше вымаралась вся

И очень гордая собою,

Отправилась на поле боя.

Лев подошел к свинье, понюхал,

Пошевелил брезгливо ухом

И удалился восвояси…

Не стал на дуру обижаться.

Зачем ему с дерьмом сражаться?

Свинья тем временем, успев

К своим сородичам вернуться,

Им заявила: «Струсил лев!»

Мол, не успела я нагнуться,

Чтоб рылом пропахать его,

Он так рванул от хрюка моего,

Исчез – откуда силы драться?

Конечно, львов у нас немного,

А вот свиней не перечесть,

У каждого зверья своя  дорога.

Своя у каждого и честь,

Конечно, если она есть…

                                  апрель 2007 г.

 

 

ЖАБА  И БЕГЕМОТ

 

Известно миру, Бегемот

Всю жизнь проводит средь болот.

Нередко там сидит один,

Как настоящий господин.

В болоте есть лягушки, жабы

И говорят, что даже крабы

Туда заходят иногда.

Наверно, это ерунда…

Одна из жаб того болота

Сидит на шее Бегемота

И проклинает все кого-то…

«Ну, что за жизнь? Одни проблемы.

Ну, ни одной тебе дилеммы:

Все дождь и дождь, похолодало,

Улиток что-то меньше стало,

А чибис – местный идиот

Всех комаров моих клюет.

А тут еще и Бегемот

Всех потихоньку достает…

Из басни сей мораль не вывожу,

Она видна без микроскопа.

Не будь в болоте Бегемота –

                              так скажу:

«Отмерзло бы у жабы…что-то!»

                                          июль 2007 г.

 

 

ВУНДЕР-КИНДЕР

 

Жили-были в зоопарке

Отец-верблюд и сын-верблюд.

Каждый вечер летом жарким

Собирался сюда люд.

Иногда, чтоб поплевать,

Верблюдица выйдет мать.

 

Но сын, дотошный верблюжонок,

Был любопытен, как ребенок.

Вопросы часто задавал

И очень папу «доставал».

 

- Пап, ну скажи мне, почему

  У нас большие очень ступни?

 

- Чтоб, сын, ходить нам по пустыне,

Но и в песке не застревать,

Про это знай, сынок, отныне,

Напоминала ему мать.

 

- Ну а зачем горбы большие?

- Затем, чтоб пищу в них копить.

Ведь мы живем в таком режиме,

Что можем долго и не пить.

 

- А для чего большие губы?

- Чтоб колючки, сын, тереть.

Кроме того, они - как трубы,

Плеваться могут и гудеть.

 

- И, наконец, вопрос последний

Хочу я вам еще задать.

- Что ж, задавай, ведь ты наследник,

Ты все на свете должен знать.

 

- Нас в зоопарке смотрят люди,

Выходит, мы для них живем,

Ну и зачем нам этот тюнинг,

Коли родной потерян дом?

 

Верблюды все остолбенели,

Взяв для раздумия неделю.

Мозги верблюжьи напрягли

И громогласно изрекли:

 

- Верблюды-папы, верблюдицы!

Коли решили вы плодиться,

То прежде чем детей рожать,

Вам непременно надо знать,

Что каждый сотый верблюжонок

Умней родителей с пеленок.

Вопрос могли задать такой,

Что хочешь - падай, хочешь - стой.

Зато родителям не стыдно,

Коли рожают вундеркинда.

                                                    сентябрь 2007 г.