люди/ исключение из правил

Ольга РАСТОРГУЕВА, Ольга КУЛИНИЧ

Фото Александра МАКСИМОВА и из архива

 

Левши: наше дело правое!

 

      

 

Иногда нам приходится сталкиваться с людьми, у которых левая рука развита больше, чем правая. Не совсем комфортно сидеть за обеденным столом, если справа от тебя  левша. И всегда интересно наблюдать, как он пишет, как ловко орудует иголкой, ножницами и прочими инструментами.

Так кто же эти, необычные на первый взгляд, люди? Чем левша отличается от правши?  В поисках ответа на эти вопросы мы для начала заглянули в глубины истории.

Оказалось, что в Средние века леворукие люди у многих вызывали страх. Женщин-левшей считали ведьмами, а мужчин – дьяволами. И неспроста. Среди людей, демонстрирующих дар ясновидения, преобладают именно левши. По наблюдениям ученых, левши более чем вдвое одареннее правшей. Мало того, семьи, состоящие из леворуких, как правило, богаче «обычных» семей.

 На самом деле левши и правши отличаются друг от друга не только физически, но и психически. У леворуких больше развито правое полушарие. А за умение считать, говорить и логически мыслить отвечает левое. Правая же половина мозга формирует образное мышление, музыкальность, чувство пространства и времени. От того, какое полушарие доминирует, напрямую зависит склад личности.       

Мы из будущего

Конечно, было бы здорово, если бы у человека одинаково сильно были развиты оба полушария. Можно ли научиться мыслить «в обоих направлениях»? Оказывается, да. В Омске еще с 1990 года появились новаторы, стремящиеся к совершенству. Работают они в гимназии № 26, на базе которой создана федеральная экспериментальная площадка по обучению детей с учетом индивидуальных механизмов мышления. Говоря языком науки, обучение здесь строится на логических операциях с постепенной мобилизацией образного мировосприятия.

Гимназия № 26, которой руководит директор Тамара Григорьевна Синичникова, - одно из лучших образовательных учреждений Омска, неоднократный победитель конкурса «Школа года». Сама Т. Г. Синичникова – заслуженный учитель РФ, председатель регионального отделения общественной организации «Союз женщин России», дипломант конкурса «Женщина - директор года». 

На первый взгляд эта гимназия, расположенная по адресу Лесной проезд, 5,  ничем не отличается от множества омских школ, построенных типовым методом. Но только на первый взгляд! Потому как дети здесь учатся, прямо скажем, нетипичные. Эта особенность бросается в глаза уже в фойе, где на стенде – работы местных  художников.

– Картины часто меняются, – замечает Елена Петровна Земскова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. – Стараемся поддерживать у детей творческий потенциал. В нашей библиотеке и учебный материал подобран так, чтобы было удобно и левшам, и правшам. 

Как оказалось, дети-левши – очень разные. И при этом каждый из них – одаренная личность. Например, ученица 102 класса Соня Потанина, человек творческий, очень любит рисовать. Ее работы можно увидеть на всевозможных выставках. А еще она  сочиняет стихи, занимается в Драматическом лицейском театре. В будущем мечтает стать архитектором. Как личность гармоничную кроме всего прочего ее привлекает математика. Свидетельство тому - десять школьных научных работ в различных областях знаний.   

Женя Алдохина учится в 51 классе. Судя по уровню ее рисунков, трудно поверить,  что в Авторской школе портретов она занимается лишь три месяца. Однако  живопись для  девочки лишь хобби. Она мечтает о профессии археолога.

Ученица 62 класса Вика Ворона прирожденный танцор. В студии современного танца «Амплуа» при гимназии она уже добилась определенных успехов. А еще Вику привлекают классика, джаз и поп-музыка. «Раньше я любила рисовать. Сейчас же выбрала танец», – признается она. Вика пока ищет себя и старательно готовится к танцевальному конкурсу.

Ее одноклассница Элла Кувшинникова хоть и мечтает стать стоматологом, не отстает от подруги, занимается в школе современной хореографии. А еще сочиняет стихи и сказки. Недаром в Международном телекоммуникационном проекте «Придумай сказку сам» она заняла первое место. Учится Элла в основном на «пятерки». И хотя, судя по всему, она гуманитарий, это не помешало ей в пятом классе занять 3-е место в математическом конкурсе «Кенгуру».

А вот ученица 61 класса Настя Вяткина, скорее всего, пойдет по стопам сестры, которая работает в прокуратуре. «У нас в семье так принято, поэтому пойду учиться на юрфак», – заявляет Настя, которая, между прочим, учится еще и в музыкальной школе по классу фортепиано. Главное увлечение Насти – чтение литературы в жанре «фэнтези». Ведь, как почти у всех левшей, у нее развито воображение.

Ученицы одиннадцатого класса Ангелина Леденева и Кристина Самолюк личности уже сформировавшиеся. Кристина призер Всероссийской олимпиады школьников, пишет стихи, но не находит этот свой дар чем-то особенным. Она считает, что в человеке должен быть стержень. Без него и красный диплом о высшем образовании ничего не значит. Ведь только личность целеустремленная и гармоничная способна достичь многого. Ангелина выбрала профессию политолога. Раньше она училась в художественной школе. В 14 лет у нее появился собственный телефон, подаренный за участие в конкурсе. Девочку также привлекает политика. Вот такие они – левши!    

Левый марш

Когда педагоги этой гимназии говорят о своих подопечных, у них загораются глаза. «Нет, мы не экспериментируем на обучении левшей», – говорит Зинаида Николаевна Кочанова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе. – Мы работали в начальной школе, и с нас начинался эксперимент. Поначалу нас не воспринимали всерьез. Звучало мнение: да кто вам позволил, и вообще: какое там левое, правое полушарие? Но мы не стараемся кого-то переделать, мы просто хотим помочь ребенку быть успешным человеком. Мы были первыми, защищали свою площадку в Москве. Участвовали в конкурсе авторских школ «Эврика», где нашу работу анализировали известные психологи.

 Эксперимент заставил учителей по-новому взглянуть на детей не только в плане передачи им знаний,  но и с точки зрения их индивидуальности. Здесь мы возвращаемся к личности ребенка и помогаем ему в его свершениях. Вот поэтому наши «образники» добились таких успехов. Левшам намного сложнее в школе, ведь вся школьная программа рассчитана на правшей.

 – Мы пошли по стопам петербуржцев, решив не переучивать левшей строчить левой рукой, а развивать в них способности, заложенные природой. У каждого ребенка своя стратегия мыслительных операций в зависимости от природного склада мышления –  образного или логического, – поясняет психолог Татьяна Ивановна Афакина. – Не только левши обладают образным типом мышления. Каждый ребенок сам по себе индивидуален и требует персонального подхода. Просто леворукость – один из физиологических признаков усиленной работы правого полушария мозга, которое отвечает за образно-абстрактное мышление. «Образнику» очень сложно заучивать формулы и правила. Такому ребенку нужно представить целое, он сам выделит детали. Программа у них одна, но одно и то же задание педагог дает по-разному. Если «логику» достаточно сказать что-то или написать, то «образнику» надо непременно показать. Разработаны специальные методики по всем типам мышления. Ведь эксперимент, начатый на свой страх и риск, велся исключительно на научной основе. Сначала мы проштудировали специальные книги – по психологии, медицине. Оказалось, что отечественной литературы по этому вопросу, в общем-то, нет. Большую практическую помощь нам оказали профессор ОмГПУ Анатолий Поликарпович Аношкин и Александр Иванович Захаров – психолог, профессор, доктор педагогических наук, организовавший частную школу «Левша» в Санкт-Петербурге.

– Наш эксперимент должен быть продолжен и в старшем звене. Сейчас мы создали профильные классы, – говорит заместитель директора по научно-методической работе Светлана Владимировна Григорьева. – Это физико-математический, социально-экономический и гуманитарный классы. Там собраны дети,  обладающие тем мышлением, которое считается «основным». Приходишь в класс к физикам-математикам сделать какое-то объявление – у них все конкретно: когда, сколько, как и почему. В социально-экономическом классе задают какие-то общие вопросы. А если заходишь к гуманитариям, то там столько вопросов, комментариев, полета фантазии, что на то же самое объявление затратишь гораздо больше времени. Так что разница очевидна. Почему мы решили заниматься этим еще и в старшем звене? Зачастую дети выбирают специальность, не свойственную их мышлению. Мы не можем отговорить их от выбора профессии, но можем помочь…

Педагоги необычной гимназии сетуют на то, что не хватает средств,  ведь кроме этого эксперимента гимназия проводит и другие. Переживают, что после них все может заглохнуть. Кстати, гимназия № 26 стала победителем Приоритетного национального проекта «Образование» и получила грант – один миллион рублей. Деньги ушли на новое оборудование и продолжение эксперимента. Вот только хватило бы энтузиазма у новаторов…

У левши всё от души

Наш следующий герой – омич Александр Печеркин – на первый взгляд обычный  человек. Если не считать того, что он левша. Как и положено мужчине, он построил дом, посадил дерево и вырастил сына. Александр Николаевич человек занятой, а потому застать его дома не так-то просто. Вот что поведала о своих любимых Сашах (муже и младшем сыне) жена нашего героя Наталья:

– Я специально расположила фотографии в семейном альбоме, на которых муж запечатлен в динамике: едет на велосипеде, играет с кошками… Он вообще очень любит животных. А сын, которого мы назвали в честь папы, его точная копия. И они оба левши! Правда, муж так называемый переученный левша. Я всегда поражалась, как он с легкостью умножает в уме трехзначные числа, да и вообще он ходячая энциклопедия. Не устаю удивляться, как можно столько всего знать! А еще он очень заботливый, душевный и понимающий человек.

…Когда-то давным-давно, когда Саша Печеркин был еще школьником и жил с родителями в бараке, он частенько останавливался возле красивого бревенчатого дома, перед которым рос шиповник. Общипывая притягательный кустарник, парнишка восхищенно разглядывал тот самый дом. Сейчас барак, где провел свое детство Александр, стоит там же. А вот на месте того красивого бревенчатого дома величественно возвышается его собственный. Правда, к своей заветной мечте ему пришлось идти не один год.   

 Трехлетний сынишка ни в чем не уступает отцу. Он уже сейчас, как настоящий мужчина, стремится во всем помогать маме.  

– Саша пошел в восемь месяцев, и не просто пошел, а полетел, как ветер! Падал, вставал, опять шел, при этом не разбирая дороги. Однако почти никогда не плакал. В два года он приготовил мне омлет. Правда, не знал, как включить газ, но очень аккуратно разбил яйцо на сковородку и залил молоком. Сейчас он запросто может сварить кашу и пельмени. От него невозможно отмахнуться: если он задумал тебе помочь, он обязательно это сделает. Если я мою посуду или пол, работаю в саду, он тут же присоединяется. А еще Саша очень одаренный ребенок. В десять месяцев мы ходили с ним в развивающий сад. К двум годам он успел в нем освоить все, и ему там стало неинтересно. Сейчас я покупаю сыну всевозможную детскую литературу не потому, что пытаюсь сделать из него вундеркинда. Просто, подражая старшему брату, он тоже хочет учиться и выполнять более сложные задания… 

Мы проходим в комнату Саши.

 - А это, так сказать, наше художественное творчество.

С удивлением рассматриваем настенные рисунки в спальне мальчика. Они повсюду.  И очень яркие.

– Саша очень любит красный цвет, – комментирует Наталья. Будучи  сама человеком творческим (она окончила Омский институт сервиса), мама понимает: мешать сыну нельзя. Она не только не пытается заставить ребенка работать правой рукой, но и всячески поддерживает его начинания. А ведь любая другая мама ни за что не позволила бы портить рисунками красивый интерьер.

Энергии и жизнелюбия у маленького левши хоть отбавляй. Саша встает ни свет ни заря не потому, что ему не хочется спать. Просто как человек любознательный он старается везде успеть и как можно больше узнать. А недавно его привели в детскую спортивную школу «Авангард», на занятия хоккеем. И, несмотря на совсем малый возраст, малыша приняли. Сейчас он самостоятельно катается на коньках. Ведь он совсем как его папа –  чего ни пожелает, обязательно добьется!

 Вместо послесловия

 Конечно же, мы рассказали Наталье Александровне о гимназии, где много внимания уделяют левшам. И хотя она находится далеко от ее дома, молодая мама хотела бы обучать сына именно там.

…Мы встретились со многими левшами, увидели их одаренность и поняли одно: Омску нужна своя собственная школа левшей. И кто знает, может быть, после нашей публикации найдутся заинтересованные люди, меценаты, и дело педагогов гимназии № 26 не зайдет в тупик. Ведь должен же кто-то научить необычных детей жить в гармонии с собой. И тогда левши не будут бояться за судьбу своих детей. Ведь, как известно, леворукость передается по наследству. Так подарите же им всю полноту жизни!

«Вышиваю одной левой!»

В семье 82-летней омички Марии Григорьевны Троцко леворукость передается по наследству. Левшами оказались обе ее бабушки, дядя по материнской линии, тетка по отцу, сестра, дочь, внук, а теперь  и трехлетняя правнучка Сашенька держит ложку и карандаш в левой руке. Сама Мария Григорьевна тоже левша.

Родом она с Западной Украины, из Львовской области. В школе, в которой она училась, девочку заставляли писать правой рукой. Поэтому она «переученная левша», но лишь отчасти: пишет правой рукой, управляется по хозяйству как правой, так и левой, а вот вышивает только левой – как привыкла с детства. Мария Григорьевна – настоящая мастерица-рукодельница. Особенно ей удается вышивка крестом. Сколько рушников украсила вышивкой за свою жизнь – не перечесть! И до сих пор вышивает и активно участвует в выставках. Любимая ее тема – украинский национальный узор. А еще она поет в народном хоре Сибирского центра украинской культуры «Сiрий клин». И считает, что левши – от природы разносторонне одаренные люди.

           

У левшей есть свой праздник, он отмечается 13 августа. Именно этот день в 1984 году  официально зарегистрирован ЮНЕСКО как Международный день левшей. 

А еще среди левшей много талантливых людей. В том числе такие знаменитости, как  Вольфганг Амадей Моцарт, Леонардо да Винчи, Никола Тесла, Пабло Пикассо, Марк Твен, Альберт Эйнштейн, Уинстон Черчилль, Аристотель, Исаак Ньютон, Микеланджело Буонаротти, Жанна д’Арк, Наполеон Бонапарт, Никколо Паганини, Роберт Шуман, Людвиг ван Бетховен, Юлий Цезарь, Петр I, Александр  Пушкин, Чарли Чаплин, Мэрилин Монро, Пол Маккартни, Сильвестр Сталлоне, Том Круз, Билл Гейтс, Брэд Питт, Джеймс Кэмерон, Киану Ривз, Джон Рокфеллер, Брюс Уиллис, Вупи Голдберг, Анджелина Джоли, Сергей Рахманинов, Билл Клинтон и многие другие.