юбилей/ за кадром

 

Ольга КУЛИНИЧ

 

Борис Метцгер: портрет на фоне времени

 


 

С ним удивительно легко работать и так же легко общаться. На редкость мобильный, работоспособный и позитивный, Борис Метцгер обладает чутьем и талантом настоящего фоторепортера. Он всегда оказывается со своим верным «Никоном» в нужное время в нужном месте. И при этом никогда не выпячивает свое «я», неизменно оставаясь за кадром. Он по-настоящему добрый и открытый человек, что в наше время большая редкость. В «фирменных» метцгеровских шутках столько ребячливости и желания поднять вам настроение, что просто невозможно не улыбнуться в ответ.      

В марте этого года Борису Викторовичу исполнилось 70. Глядя в его по-молодому озорные глаза, в это трудно поверить. Но вот он начинает свой рассказ о прожитых годах, и начинаешь понимать: за плечами фоторепортера – целая эпоха. В его монологах она порой предстает в самом неожиданном ракурсе…

 От улицы Омской до… улицы Омской

– Вот ведь удивительное совпадение! Дом на улице Омской, в котором я живу с семьей, стоит на тот самом месте, где когда-то находился деревянный особняк моего деда, богатого купца. Его убили, когда он вез товар из Павлодара. Бабушка продала дом и уехала в Москву. Позже она приезжала в Омск, предлагала мне уехать с ней в столицу. Но я уже поступил в институт и уезжать отказался.

…О детстве у меня остались отрывочные воспоминания. Помню страшный голод, запах хозяйственного мыла, младшего брата Эдика с распухшим от голода животом… Родители расстались, и мы с ним оказались в деревне под Тавричанкой. В семь лет я уже работал. Мне дали ведро с водой, паклю и поставили на дорогу. Когда мимо проезжали коляски, я макал в ведро паклю и мыл копыта лошадям. Однажды из коляски вышел интеллигентного вида мужчина, увидел  грязного оборвыша с паклей в ручонке и спросил, как меня зовут. Услышав в ответ «Боря Метцгер», он сказал: «А я тоже Метцгер!». Оказалось, что это брат моего отца, в то время – известный в районе человек, занимавший должность заведующего районо. Так я стал приемным сыном в учительской семье Александра Федоровича и Ольги Дмитриевны Метцгер. Всегда вспоминаю их с глубокой благодарностью. В послевоенные годы к людям с немецкой фамилией относились настороженно, и Ольга Дмитриевна как-то раз предложила мне сменить фамилию на русскую. На что я твердо сказал: «Нет. До конца дней буду носить вашу фамилию, она мне дорога, потому что вы так много для меня сделали». Отец был растроган...

Фотографией я впервые увлекся лет в тринадцать, учась в Таврической средней школе. Мой первый фотоаппарат назывался «Смена». Неподалеку от нас жил местный фотограф, он-то и  предложил мне заработать на собственный аппарат. Сначала я купил «Смену», потом фотоувеличитель и прочие принадлежности. С этого все и началось…

«Меняю мотоцикл на фотоаппарат!»

 – После армии я пошел работать токарем на авиационный завод. Был очень активным, и меня вскоре избрали освобожденным секретарем комсомольской организации. Тогда же познакомился со своей будущей женой Валентиной. Потом поступил в машиностроительный институт – и еще больше увлекся фотографией.

В нашей группе учился парень из Исилькуля, у него был очень хороший по тем временам фотоаппарат «Киев 4-А». А у меня был мотоцикл «Иж», на котором я гонял из Тавричанки в Омск. И как-то раз я предложил ему обменять фотоаппарат на свой мотоцикл. Обмен состоялся. А тут еще декан нашего факультета Владислав Владимирович Кандашевский оказался заядлым фотолюбителем. Выделил мне в общежитии комнату под фотолабораторию, и мы вместе часами колдовали над снимками. Я настолько увлекся, что весь институт был увешан моими фотографиями. Сделал большой фоторепортаж о работе стройотрядов в Горьковском районе.

Однажды мой старший брат Юрий Огородников, который работал главным редактором Омской студии телевидения, предложил показать снимки директору студии Екатерине Ивановне Машковой. Она посмотрела и вынесла вердикт: «Этот товарищ должен работать у нас». Так в 1965 году я пришел на телевидение.

Потом на меня обратил внимание Павел Иванович Пак, оператор новосибирской кинохроники «Сибирь на экране». И решил переквалифицировать меня из фотографа в кинооператора. Мне довелось поработать в качестве ассистента почти со всеми операторами Новосибирской студии кинохроники. В Омске находился ее корпункт, мы делали репортажи обо всех значимых событиях, происходивших в области. Одно время я был штатным фотографом на заводе СК, но работу на телевидении не бросал. Объездил в те годы все уголки Омской области, от Тевриза до Русской Поляны. Киножурнал пользовался большой популярностью, и мне очень жаль, что в перестроечные годы он исчез с экранов. До сих пор с огромным интересом смотрю кадры кинохроники, это памятник эпохе.

В 1990 году Галина Ивановна Кускова, главный редактор «Вечернего Омска», предложила мне перейти в ее редакцию. И я семь лет работал фоторепортером «Вечерки». Побывал в этом качестве на двух партийных съездах, на семи съездах ВЛКСМ. Мне всегда нравилось быть в гуще событий.  

Много моих снимков публиковали «Комсомольская правда», «Известия», другие центральные и местные издания. Одно время, еще в советский период, я был внештатным корреспондентом Агентства печати «Новости», ездил по его заданию на чемпионат мира по хоккею. Уже был готов работать собкором АП «Новости» по Сибири, собрал все документы, характеристики, приехал на собеседование. И тут мне задают вопрос: «Номер вашего партбилета?» Отвечаю: «Так я не партийный». В ответ слышу: «Как? Тогда зачем мы с вами вообще говорим?» И на этом моя карьера в «Новостях» закончилась…

 Одинокий Солженицын и побитый Горбачев

 – Мне довелось фотографировать практически всех политических деятелей, которые приезжали в Омск. Много раз снимал Брежнева. В моем фотоархиве «отметились» монгольский лидер Цеденбал, Иосип Броз Тито, Тодор Живков, Вальтер Ульбрехт, Михаил Горбачев, Борис Ельцин, Анатолий Собчак, Борис Березовский, Анатолий Чубайс…  

С портретом Солженицына у меня связаны особые воспоминания. Когда он приехал в Омск, его встречали толпы народа. А он такой человек – внутренне одинокий, весь в себе. На официальных снимках никак не удавалось передать его характер. Я подошел к нему и попросил ненадолго скрыться от толпы, побыть наедине с самим собой. И он согласился! Отъехал ненадолго на машине на перрон, якобы проверить багаж.

И вот идет одинокий Александр Исаевич по перрону, такой, как есть в жизни, без внутреннего «зажима». Мне тогда удалось сделать всего один кадр: пленка, как назло, кончилась. Переживал страшно. И только когда проявил пленку, вздохнул с облегчением: слава Богу, снимок получился!..

Горбачева последний раз запечатлел в очень драматичный для него момент. Мы ехали со студии телевидения в Дом политпросвещения, где у него была запланирована встреча с омичами. Возбужденная толпа встретила высокого московского гостя криком и руганью. В зрительном зале собрались воинственно настроенные пожилые люди с плакатами. Поднимаемся мы с Михаилом Сергеевичем на второй этаж, а на лестнице стоит какой-то паренек. Я держу гостя под руку, два охранника идут впереди, два сбоку и два сзади. И как они упустили момент? Только Горбачев поравнялся с этим парнем, тот размахивается и бьет его по лицу. Со словами: «А это тебе за развал Советского Союза!» Горбачев падает на охранника, и в этот момент я успеваю сделать три снимка. Парня, конечно, тут же скрутили. Вот так я оказался единственным фоторепортером, кто запечатлел покушение на бывшего генсека. Пленку у меня пытались забрать, но я не отдал. И нигде не опубликовал эти снимки. Кстати, во время путча 1991 года я снял три волнения в Омске, но они тоже так и остались у меня на негативах…

Как всякий репортер, я фотографировал многих артистов, музыкантов, режиссеров. В их числе – Вячеслав Тихонов, Василий Лановой, Юлия Борисова, Людмила Гурченко, Николай Караченцов, Родион Щедрин, Сергей Герасимов, Алла Пугачева, Наталья Бондарчук. Мой портрет певицы Майи Кристалинской был опубликован на обложке «Молодого сибиряка». Запечатлел молодую Любовь Полищук с ее группой «Омичи на эстраде». Люба была такая высокая, красивая, с мощной энергетикой… Михаилу Ульянову посвятил целый цикл фотографий. Снял его в Омске, в Таре, у его родного дома в Бергамаке, в Муромцево, на борту вертолета – везде, где только мог.  

 Профессия – репортер

 – Я встречался со многими выдающимися фоторепортерами, в том числе со Львом Шерстенниковым, Львом Бородулиным. Искренне уважаю и ценю своего давнего друга омского фотомастера Эдуарда Савина.

С легендарным спортивным репортером Бородулиным я познакомился в 1975 году в Мюнхене, где по заданию АП «Новости» делал фоторепортаж о чемпионате мира по хоккею. Он был «невозвращенцем», сбежал в Америку. Благодаря дружбе с не менее знаменитым спортивным комментатором Николаем Озеровым я был вхож повсюду. Выдавая мне пропуск, Лева сказал: «Боря, давай увешаем столицу Баварии своими фотографиями!» Сделал я тогда 300 черно-белых фотографий, их вывесили в фойе стадиона.

После той выставки мне посыпались предложения от местных газет и журналов. Предлагали остаться на Западе, но я, конечно, отказался.

После Мюнхена мне дважды поступало предложение от ЦК Латвии (второй секретарь ЦК был руководителем нашей группы) – работать там фотокорреспондентом, с предоставлением жилья в столице республики. Я опять отказался: Сибирь – моя родина, здесь все свое, родное. Поехал тогда на 10 дней с кинооператором новосибирской кинохроники в Ригу просто отдохнуть. Выходим из автовокзала, я спрашиваю культурного на вид мужчину с бородкой: «Не подскажете, где здесь гостиница «Рига»?» Он посмотрел на меня и говорит: «Еще одна русская свинья появилась на нашей земле». Я размахнулся – и как вмазал ему! Говорю: «Это не русская свинья, это сибиряк приехал на вашу землю, преподнес тебе угощение за твое высказывание!» Показал подоспевшему милиционеру приглашение от ЦК Латвии, тот сразу вытянулся по струнке. А гостиница оказалась рядом с вокзалом...

По складу характера я фоторепортер: живу тем событием, которое надо осветить. На мой взгляд, главное в этой профессии – выхватить из бесчисленных мгновений жизни самую суть и запечатлеть ее. Не важно, на пленке или на «цифре», главное – не повториться.

До сих пор люблю черно-белое фото, это классика фотографии. Цветная – уже не то. Передать оттенки цвета, тональность, красоту человека или пейзажа на черно-белом снимке – вот высший пилотаж!

…Иногда спрашивают: какая съемка была для тебя самой трудной?

По сути, он все нелегкие. Всегда идет борьба с самим собой – как бы  не повториться. Если любитель думает, как бы не повторить профессионала и придумать что-то свое, то настоящий профессионал думает, как не повторить самого себя, потому что это будет штамп. И когда ты находишь новый поворот и в чем-то превосходишь самого себя, отражая мгновения жизни, понимаешь: ты не зря занимаешься этим прекрасным и трудным делом – фотографией…

 ДОСЬЕ

 Дата и место рождения: 24 марта 1939 года, село Егорьевка Кормиловского р-на Омской обл.

Знак зодиака: Овен

Образование: Омский машиностроительный институт, технологический факультет

Семья: жена Валентина Никоновна, почвовед по образованию, сын Александр, юрист, дочь Светлана, экономист, внучки Юлия и Татьяна  

Звания, награды: дипломант всесоюзных и республиканских фотовыставок; медаль «За трудовое отличие»

Увлечение: работа на даче

Отношение к спорту: в молодости увлекался лыжным спортом, футболом, хоккеем

Музыкальные пристрастия: творчество Р. Щедрина, классика советской эстрады 60-80-х

Любимые фильмы: «Броненосец «Потемкин» С. Эйзенштейна, фильмы Г. Козинцева

Любимый праздник: Новый год

Любимый уголок Омской области: Муромцевский район

Любимая фраза: «Береги себя»

Эдуард САВИН, фотограф:

– С Борисом Метцгером мы познакомились лет 30-40 назад, когда он работал фотографом на заводе СК. Могу сказать о нем только хорошее – и как о человеке, и как о фотографе. Помню, как он хорошо работал на телевидении. Он был всегда, что называется, впереди события. Это настоящий репортер! Он везде – первый. Работая на ТВ и в газете, Борис всегда был в гуще жизни, очень много снимал спорт, первых лиц области и города, известных людей, всевозможные события, много ездил по районам. Это очень деятельный фотограф, не случайно у него колоссальный фотоархив. Как настоящий профессионал он любит качественную оптику, у него всегда очень хорошая камера. А еще Борис очень добрый, отзывчивый, щедрый  человек, хороший семьянин. Он веселый, оптимистичный, с ним легко общаться.

Евгений КАРМАЕВ, фоторепортер газеты «Омская правда»:

– Бориса Викторовича Метцгера я знаю со времен его работы на студии телевидения. Потом мы вместе работали фоторепортерами в «Вечерке». У него можно многому учиться. Это талантливый фотомастер, очень ответственный, исполнительный, добросовестный. У него есть такие ценные для репортера качества, как преданность профессии, интерес к жизни и общительность. Он может ехать в трамвае и заговорить с совершенно незнакомым человеком, быстро найти общий язык с кем угодно. Его репортерский почерк всегда узнаваем.  

Помимо всего прочего Борис Викторович очень энергичный, подвижный, жизнерадостный человек, с чувством юмора.

Всегда готов бескорыстно прийти человеку на помощь, решить его  проблемы. Например, мне в свое время  помог приобрести дачный участок (тогда это было непросто). Он и сам заядлый дачник. А еще у него всегда позитивный настрой. К таким людям испытываешь уважение. Хочется сказать ему фразу в его стиле: «Боря, береги себя!»    

Содержание