престижное образование

Алла ЛАДАН

Фото Бориса МЕТЦГЕРА

Элита будущей России

 

– Больше всего мне здесь нравится несколько предметов: информатика, изобразительное искусство, математика, музыка, а также занятия в кружке ИЗО. Я люблю очень рисовать, лепить и всё такое! – восторженно рассказывает мне ученица второго класса 19-й гимназии Анастасия Столярова.

Как поясняет заместитель директора по воспитательной работе Маргарита Васильевна Чешегорова, в 19-й учатся дети, любящие учиться. Возможно, сегодня такие слова звучат несколько несовременно и непривычно, но только не в отношении этого старейшего среднего учебного заведения нашего города. За более чем стотридцатилетнюю историю своего существования в 19-й гимназии сложился особый дух любви к учению, к знаниям, дух стремления к всестороннему совершенствованию, формированию гармоничной личности. Этот дух передается здесь из поколения в поколение.

 На трех этажах

 Разновозрастная, по-детски шумная и веселая, в аккуратной и красивой гимназической форме, элита будущей России грызет гранит науки на трех этажах ничем не примечательного с виду типового школьного здания, построенного в 1976 году на улице Таубе, 15. Но свои «три этажа» здесь любит каждый, от первоклашки до директора школы. А как только переступаешь порог этого среднего общеобразовательного учреждения, сразу чувствуешь: тут еще и гордятся своей историей, своим прошлым, бережно сохраняя его. В фойе с левой стороны от входа на стене золочеными крупными буквами выведено: «Ордена «Знак Почета» гимназия № 19 основана в 1876 году». А прямо возле раздевалки на мемориальной доске приведен текст Указа Президиума Верховного Совета СССР о награждении омской школы № 19 им. В. И. Ленина по случаю ее столетия орденом «Знак Почета». Основной же хранитель гимназической истории – музей (далеко не в каждом общеобразовательном учреждении сохранились таковые).

Впрочем, школой имени В. И. Ленина 19-я стала называться в 30-е годы прошлого века. А с самого своего основания это была 1-я Омская классическая мужская гимназия, располагавшаяся на улице Тарской (сейчас это Институт развития образования Омской области). И лишь в 1990 году, спустя 73 года, школе был возвращен статус гимназии. Однако смена вывесок, а также исторических эпох  нисколько не повлияла на элитарность 19-й. Учиться в ней и в XIX веке, и в XX, и в XXI считалось и считается престижно. И прежде всего потому, что учащиеся здесь получают качественное, разностороннее, смело можно сказать, блестящее образование, которое является для них ключом к успеху в дальнейшей жизни.

Учебный процесс в гимназии, как пояснила ее директор Елена Валентиновна Денисова,  начинается с предшкольной подготовки в Центре раннего развития ребенка. Программа рассчитана на детей 5–6-летнего возраста, основана на программе «Одаренный ребенок» и разработана педагогами и психологами 19-й гимназии. Она весьма эффективна, включает в себя ряд занимательных и интересных дисциплин: гимнастику ума, творческую мастерскую, занятия танцами, развивающие игры. Это не утилитарная предметная подготовка детей к школе, а процесс, в результате которого ребенка учат самостоятельно думать, рассуждать, развивают в нем творческую, мыслящую личность. Уже в этом центре дошколята готовят собственные исследовательские работы, небольшие по объему и соответствующие уровню их развития и возрасту, но построенные по канонам настоящего научного исследования.

Учащиеся 1–4 классов обучаются по программе «Перспективная начальная школа». Педагоги гимназии напрямую сотрудничают с издательством «Академкнига», с авторами учебников, по которым работают. Учителями 19-й, по мнению московских ученых, в совершенстве освоены закономерности учебного процесса и методика, заложенные авторами учебников. Само обучение по данной программе построено на художественном воспитании и восприятии мира. Этому сложно научиться в семье, это все формируется и закладывается в школе.

Среднее звено обучается по программам для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев. Учащиеся 5–8 классов помимо английского изучают еще второй иностранный язык - немецкий либо французский. 19-я гимназия, пожалуй, единственная в Омске, где введен уникальный предмет – «междисциплинарное обучение». Это предмет, сформированный из разного рода школьных дисциплин, знакомящий детей с такими понятиями, как «влияние», «развитие», «изменение» во всех их тонкостях и в различных связях.

Старшие классы занимаются по индивидуальным образовательным маршрутам. – Мы ориентируемся прежде всего на потребности детей и родителей, – рассказывает Елена Валентиновна. – На то, что необходимо им для поступления, какие предметы в формате ЕГЭ они должны выбирать. У нас нет жестко закрепленных профилей, гуманитарного или технического. Старшеклассники выбирают три предмета для профильного изучения, по которым количество часов увеличено. Остальные предметы изучаются на базовом уровне.

Грамотно выстроенная учебная программа сама по себе еще не залог успеха. Очень многое зависит от учителя. А преподавательский состав гимназии, как и во все времена, традиционно силен. Из 66 педагогов больше половины – учителя высшей квалификационной категории. Среди них 26 отличников просвещения, 3 заслуженных учителя Российской Федерации: Елена Яковлевна Шумакова, Маргарита Васильевна Чешегорова, Мария Александровна Банникова. Шесть педагогов: Елена Владимировна Трофимова, Ирина Геннадьевна Горчакова, Лариса Васильевна Гришмановская, Галина Владимировна Янычева, Лада Владимировна Яковлева, Ирина Борисовна Лапшина – победители конкурса грантов в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В 2006 году гимназия стала обладателем федерального гранта того же национального проекта. На средства, вырученные от него, была приобретена  современная техника, позволяющая внедрять в образовательный процесс информационно-коммуникативные технологии. Это мультимедийные проекторы, компьютеры, интерактивные доски. Укреплению и росту научного потенциала гимназии способствует и ее многолетнее сотрудничество с Институтом развития образования Омской области. Ежегодно на базе гимназии организовывается летний лингвистический лагерь для учителей иностранного языка города. К слову, изучение английского, французского и немецкого здесь традиционно на высоком профессиональном уровне. Не случайно из шести заслуженных учителей России в истории гимназии № 19 двое – Тамара Георгиевна Сметкова и Алина Дмитриевна Мурашова – преподаватели иностранного языка.

 «Мы из 19-й, ребята! Значит, подружились навсегда»

 Эти слова из гимна 19-й гимназии, написанной ее выпускниками – Ю. А. Плотовым (1954 год выпуска) и Е. Сластуновой (1984 год выпуска). Выпускники 19-й не только ее гордость, но и слава, и Имя. Имя, не стертое временем и преобразованиями. Если пройтись по второму этажу и взглянуть на портреты тех, кто здесь учился, можно подумать, что весь цвет нашего общества прошел через обучение в этих стенах: поэты Роберт Рождественский, Антон Сорокин, Леонид Мартынов, актер Владислав Дворжецкий, композиторы Виссарион Шебалин и Владислав Успенский, ученые-филологи Вадим Физиков и Сергей Поварцов, именитые спортсмены Татьяна Дручинина и Роман Слуднов. Много известных в Омске и за его пределами медиков: доктор медицинских наук Дмитрий Далматов, заслуженный врач России, главный уролог города Омска Евгений Крикорьянц, доктора медицинских наук Герман Чуловский, Людмила Кривцова, Галина Кондрикова-Безнощенко. В 19-й гимназии учились заслуженный строитель РФ, Почетный гражданин города Омска Юрий Глебов, депутат Государственной думы Геннадий Райков и многие другие известные люди.

Нынешние гимназисты стараются не отставать от своих знаменитых предшественников. Три четверти учащихся – отличники и ударники. Ежегодно почти 25 процентов от общего числа учащихся – золотые медалисты. А уж победителей всевозможных олимпиад городского, областного и всероссийского уровней за все годы существования гимназии и не сосчитать. Да и нужно ли? Постоянные победы представителей учебного заведения, дающего детям помимо научных дисциплин уверенность в собственных силах и нацеленность на успех, - явление закономерное. Даже победительница конкурса «Мисс Вселенная» среди детей, пятиклассница  Даша Саруханова, учится здесь. А еще всех гимназистов, независимо от их возраста и года выпуска, отличает то, что все они друг друга помнят и стараются помогать друг другу в жизни. Они не растворяются в многолюдье и суете, в рабочих буднях и разных коллективах. Воспоминания о школе, о прекрасных, ярких, насыщенных школьных годах – то целое, единое, что связывает их и заставляет быть рядом долгие годы.

Многие обвиняют 19-ю в элитарности. Но элитарность здесь не материальная, а имеет духовную и образовательную природу. Ведь цель гимназии – обеспечить будущее страны за счет подготовки элитных кадров на уровне школы. А, как известно, только с образованными людьми, не останавливающимися  в дальнейшем в своем развитии, у России есть будущее.

 Адрес гимназии: 644099, г. Омск, ул. Таубе, 15; тел.: (3812) 23-57-58, 23-55-23; факс (3812) 23-57-58; e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

 Содержание