точка на карте/ сибирский характер

 

Ольга ВАСИЛЕНКО, Людмила МАКСИМОВА

Фото Александра МАКСИМОВА, Бориса МЕТЦГЕРА  

 

Вечный зов родной земли

 

 

 

…Сибиряки бывшими не бывают. Это в очередной раз доказал уроженец деревни Шадринка, что в Муромцевском районе. Более двадцати лет имеющий московскую прописку, давно и успешно реализовавший себя в бизнесе, самодостаточный и известный в элитных кругах столицы.

С ним водят дружбу многие известные в стране люди, его ценят и любят на родной муромцевской земле...

Знакомьтесь: Александр Михайлович Шараев, генеральный директор ООО «Шадринское», депутат районного Совета. Это возрожденное хозяйство появилось в Муромцевском районе два года назад, а до этого здесь было ЗАО «Моховское», оказавшееся на грани полного разорения и банкротства. Вот тогда и принял решение возродить хозяйство, а точнее – память о родной деревне – Александр Шараев. А у жителей сел Моховой Привал и Захаровка появился «свет в конце тоннеля».  

Чем живут сегодня труженики «Шадринского»? Что помогает им сохранять и развивать хозяйство, еще недавно находившееся в упадке? За ответом на эти вопросы мы и отправились в район.

 Тропинка к Захаровской ферме

 – В город? Да ни за что! – не задумываясь, искренне отвечает Ирина Беховец на наш «провокационный» вопрос, поправляя сбившуюся косынку на голове. Слова телятницы звучат убедительно.

– Вы не представляете, – продолжает она свой доверительный рассказ. – Тогда стоял вопрос вообще о закрытии Захаровской фермы, а в стаде оставалось всего сто тридцать четыре коровы… А если бы их всех под нож?     

Ирина некоторое время молчит, видимо, подбирая нужные слова.

– Все благополучно закончилось благодаря Александру Михайловичу, это вам каждый в Захаровке подтвердит. Теперь мы и зарплату получаем вовремя, пусть небольшую, но рассчитываем на нее, и работа у людей есть. А без работы на селе тяжко…

Ирина Беховец - телятница со стажем. На Захаровской животноводческой ферме трудится уже более десяти лет. Здесь многие годы работали ее родители, а тетя, Любовь Егоровна Долматова, и сегодня слывет одной из передовых доярок хозяйства с рабочим стажем почти в сорок лет.

– Так скажу: лучше нашей Захаровки для меня нет, – застенчиво улыбается телятница. – Я же здесь родилась и школу окончила. Училась в Омске, но вернулась в родную деревню. Работа эта мне по душе. Очень люблю животных, выращиваю нынче шестьдесят телят, а они как дети малые, к каждому нужен свой подход…

И она, Ирина Беховец, находит к ним подход: переживает за телят,  бегом бежит на ферму и в будни, и в праздники, а как заботливо поит и выхаживает! Уж очень она ответственная в работе, как и ее отец Григорий Васильевич Хваля.

Сегодня он староста села. Ветеран труда, отдавший сорок пять лет жизни сельскому хозяйству этого района, он ничуть не меньше дочери болеет душой за судьбу родной Захаровки.

– Будет работать ферма, будут рабочие места, – рассуждает Григорий Васильевич. – С помощью руководства хозяйства у нас дополнительно приобретено и содержится более пятисот голов крупного рогатого скота черно-пестрой породы. Руководители наши  подошли к этому вопросу как настоящие патриоты и хозяйственники. И так рассудили: пока живет ферма, деревня не погибнет, не станет бесперспективной, не придет в упадок, как уже было. Крестьянам никогда ничего легко не доставалось.   

…Заведует Захаровской фермой Михаил Иванович Гуцко. Очень ответственный и рачительный хозяин, патриот муромцевской земли, добрейшей души человек.

– Сейчас даже трудно представить, что наша деревня могла просто исчезнуть, кануть в никуда, – заметил в беседе с нами Михаил Иванович. – Хозяйство развалилось и погрязло в огромных долгах. Чуть электричество не обрезали… Еще немного, и все бы разбежались кто куда. Вытащили его из ямы все вместе. А сейчас у наших крестьян надежда появилась, впряглись мы дружно в это нелегкое дело.

Заведующий фермой улыбнулся нам по-детски доброй улыбкой. А мы подумали о прозорливой смекалке здешнего руководства: в самую точку попал директор, доверив этот сложный участок хозяйства Михаилу Ивановичу Гуцко. Он лидер, каких поискать. Профессионал в своем деле – за плечами десятки лет работы в сельском хозяйстве, природная житейская смекалка, ответственность и трудолюбие у него, что называется, уже в крови.       

– Народ у нас надежный, – продолжил свой рассказ о работниках фермы М. И. Гуцко. – Один тракторист Борис Жуматаев чего стоит! Он и на тракторе с раннего утра, и если случилась какая поломка техники, всегда поможет с ремонтом. Его мы заместителем управляющего поставили, он не подведет. Побольше бы таких, как Жуматаев, и многие производственные вопросы отпали бы сами собой…

Всего на ферме работает восемнадцать человек. По признанию управляющего, заслуживают слов благодарности механик Михаил Будылин, опытные скотники Виктор Исаченко, Николай Дуванов, Владимир Гаврилов.

А сколько добрых слов может сказать  сам Александр Михайлович в адрес передовых доярок Светланы Будылиной, Любови Долматовой, Анны Гавриловой, Марьям Абельдиновой, телятницы Ирины Беховец… И ведь для каждой найдет доброе слово, поддержит в работе, поймет порой даже то, о чем молчат эти женщины – крестьянские корни сами подскажут, что волнует работников фермы.

И завяжется беседа, и зазвучит смех, а то и добрая шутка – просто чтобы улучшить настроение в коллективе. Что-что, а строить нормальные человеческие отношения с самыми разными людьми, независимо от их должностей и званий, генеральный директор умеет. Сказываются многолетний опыт общения с профессионалами столичного уровня, деятельность депутата районного Совета, да и просто особая любовь к сибирякам. Он вообще умеет быть преданным земляком, сыном, братом. Должно быть, именно поэтому ни один его приезд на родину не обходится без задушевных песен в родном коллективе. Подойдут в ходе встречи или праздничного мероприятия «делегированные» почитатели его музыкального таланта и попросят: «Ну, Михалыч, давай нашу любимую, заволокинскую!» И любимый баян принесут, только играй и пой на радость людям – свое, русское, родное…

И хотя у директора тоже дни проходят в круговерти дел и забот, никогда не откажется он спеть самое заветное:

Как-то в лунную ночь дивный сон вижу я,

Словно все засияло от света,

А над алой зарей поднял ангел меня,

И на землю возврата уж нету…

Это песня замечательного  новосибирца Геннадия Заволокина, трагически погибшего в автокатастрофе. Но песня его  живет, как и память об этом удивительном, светлом человеке, с которым Александр Михайлович был лично знаком и для которого был другом.

А потом над Захаровкой встанет заря следующего дня, трудового, будничного. Запоют петухи, замычат коровы. В мае светает рано… И отправятся захаровцы, не отвыкшие от крестьянского труда, не утратившие смысла в жизни на родной земле, снова на работу, каждый – на свою. И поведет их знакомая до боли тропинка к родной ферме…      

 Новая жизнь Мохового Привала

 Есть у генерального директора А. М. Шараева заветная мечта: чтобы работать на земле, на которой он рос и воспитывался, вместе с земляками - моховчанами, не утратившими в круговерти лихого перестроечного времени трудолюбия и крестьянской основательности. И не просто работать, а добиваться положительных результатов.

И надо отметить, его мечта постепенно начинает осуществляться. Как вы понимаете, это далеко не так просто, но Александр Михайлович – человек, прочно стоящий на земле. Он не идеализирует сложившуюся ситуацию, но и в уныние не впадает. Просто живет своей идеей, постепенно претворяя задуманное в жизнь.

…Моховой Привал – так называется поселок, где в прежние времена была центральная усадьба совхоза «Моховский». Два года назад здесь получило прописку ООО «Шадринское». Казалось бы, от перемены мест слагаемых, как нас учили в школе, сумма не меняется? Ан нет, «сумма» стремительно поползла вверх, дела пошли в гору. Это факт. А факты – вещь упрямая… 

Во-первых, хозяйство прочно укрепилось в числе ведущих в районе. Уступать лидирующие места – ни в животноводстве, ни в растениеводстве – его работники не собираются. ООО «Шадринское» сегодня занимает второе место по растениеводству, третье – по животноводству. А самое главное, за хозяйством нет долгов. Это говорит о многом. Прежде всего – о трудоспособности и ответственности коллектива, о профессионализме руководства. Опять же надо отдать должное руководителю, который смог собрать крепкую команду, мобилизовать ее, поставить перед каждым задачу.

Исполнительным директором генеральный назначил своего младшего брата - Сергея. Посоветовались, все обсудили. И дело пошло.

Сергею Шараеву энергии и работоспособности не занимать. Оттого он и успевает везде, никакой работы не боится, и любое дело у него, что называется, в руках горит. Например, собрал и отремонтировал трактор К-700. Летом помогал механизаторам пахать землю, зимой – сено с полей вывозить.  А ведь по диплому Сергей Михайлович – ветеринарный врач, причем талантливый (как отмечают близкие, если бы он поступил в мединститут, наверняка стал бы отличным хирургом). У него до сих пор огромный энтузиазм спортсмена – преподает физкультуру в местной школе. И не просто преподает, а успешно готовит будущих легкоатлетов. Подготовил чемпионку области в беге на 200 метров, серебряного призера области в беге на 400 метров, бронзового призера области в эстафете. Находит время Сергей Шараев и для своих любимых увлечений – охоты и рыбалки.   

…И вот мы в машинно-тракторной мастерской хозяйства, где заканчивается подготовка к посевной, прошел техосмотр и ремонт тракторов. Кстати, если вернуться к событиям двухгодичной давности, то тогда, как вспоминает главный агроном Николай Дмитриевич Копейкин, «у нас даже не было полной уверенности, что начнем пахать, сеять, так плохи были дела». Сейчас ситуацию в ООО «Шадринское» главный агроном оценивает как стабильную. И площадь зерновых увеличивается, и семена в наличии есть, и техника хорошо отремонтирована…

Агрономом Н. Д. Копейкин работает с 1975 года, знает наперечет все здешние поля. В прошлом году механизаторы хозяйства провели сев на 1700 гектарах, из них пшеницы посеяли 950 гектаров, овса – 750 гектаров. В 2007 году урожайность в среднем составила 19 центнеров с гектара, а в 2008-м – около 21 центнера. Земли, которые есть у хозяйства (а их немало), позволяют увеличивать посевные площади, добиваться отличных урожаев.   

…На территории мастерской мы встретили и главного инженера хозяйства Александра Дмитриевича Коротеева. Про таких, как он, говорят «мастер - золотые руки». Отличный токарь, любит работать с техникой.

 Родился и вырос Александр Коротеев в Моховом Привале. После окончания Омского сельхозтехникума работал механиком, возглавлял в свое время местную комсомольскую организацию, был бригадиром тракторной бригады. Машинно-тракторной мастерской руководит сравнительно недавно.

Вся техника в хозяйстве российская и белорусская – трактора К-700, ДТ, «Беларусь», комбайны «Нива», автомашины «КамАЗ» и «МАЗ». Чтобы развивать производство, руководство «Шадринского» планирует приобретать новую технику.

…Познакомились мы в машинно-тракторной мастерской с Григорием Юрьевичем Симоновым. Передовой механизатор, отлично знает технику, всегда готов прийти на помощь другим механизаторам.

В целом растениеводство в Моховом Привале, как и раньше, держится на истинных крестьянах – тех, кто не разучился работать. В их числе – люди старшего поколения, так сказать, старая гвардия.   

Один из них – ветеран труда Василий Остапович Бровкин. В Муромцевском районе он родился и вырос, три десятка лет работал водителем, позже выучился на крановщика. И хотя уже давно на пенсии, охотно помогает хозяйству.  

– Без техники я не могу! – признался Василий Остапович. – Был и крановщиком, и завгаром. Всегда в передовиках ходил. И сейчас не могу сидеть дома: скучно без людей, без производства. Работа в МТМ мне по душе. Придет посевная, опять понадобятся мои навыки – то технику подремонтировать, то на кране поработать…    

  …В диспетчерской оборудована комната отдыха для рабочих, два года назад открыта столовая. Казалось бы, детали, но они о многом говорят. Механизаторам из соседней Захаровки теперь не надо возить с собой еду. Кормят в столовой вкусно, сытно и недорого: обед стоит  10 рублей, цена – чисто символическая. Во время посевной и уборочной горячие обеды в термосах привозят в поле. Заведующая столовой Надежда Андреевна Гуцко и повар Галина Михайловна Гаврилова к своей работе относятся добросовестно.

– В посевную и уборочную готовим на тридцать-сорок человек, – рассказала нам Галина Михайловна Гаврилова. – Пироги стряпаем каждый день, их увозят механизаторам вместе с горячим обедом. В прошлую уборочную всех участников страды кормили бесплатно, за счет хозяйства.

Организация горячего питания - безусловно, реальное свидетельство заботы о людях. И хотя у хозяйства масса проблем, забота о земляках находит выражение в разных сторонах жизни. Это и помощь Моховской и Захаровской школам, и спонсорская поддержка детских соревнований по легкой атлетике, и организация праздников, вручение премий и подарков на Новый год работникам хозяйства и их детям. Щедрых обещаний руководители хозяйства землякам не раздают, а что по силам, стараются выполнить – и жизнь односельчан понемногу меняется к лучшему.      

 «Ставеньки скрипнули, словно окликнули…»

 …Он аккуратно притормозил у кладбища, бережно взял цветы и тихо побрел к знакомому до боли холмику.

Ежегодная, самая грустная дата в его жизни – 27 сентября… В этот день, шестнадцать лет тому назад, не стало самого родного человека – его мамы, Марии Павловны Шараевой. Как же быстро бежит время…

Как часто перед его глазами всплывает одна и та же картинка из далекого детства: заснеженная улица Шадринки с огромными сугробами по обе стороны – и теплая рука мамы, которая ведет маленького Сашу в школу. Рука в руке…  

Сын давно вырос, сугробы теперь как-то мельче, не стало мамы в девяносто втором. Сколько же жизненных «сугробов» он пережил потом за прошедшие годы, сколько раз у него, Александра Шараева, появлялось желание ощутить в своей руке ту руку из детства, руку самого родного человека в мире, посмотреть в глаза…

…В Москве на его рабочем столе много лет стоит портрет мамы, на стене – большая фотография, пейзаж родной муромцевской земли, запечатленный омским фотографом Борисом Метцгером. Это святое… Только вот что парадоксально: в своем столичном кабинете Александр Шараев появляется в последние два года все реже и реже, гораздо чаще – в своем хозяйстве.

Ему задают уже набивший оскомину вопрос о главной причине его возвращения на родную землю. Ведь столичный почерк его карьеры был ровным и безошибочным…

А он и сам не знает, почему вернулся. Видимо, зовет Александра Шараева на родину какое-то особенное чувство. Это можно назвать по-разному: любовью к родным местам, тоской, ностальгией. Всё это вместе и заставляет нас возвращаться к своим корням.

– Ведь что такое любовь к малой родине? – задумчиво говорит Александр Михайлович. – Она закладывается у каждого из нас с детства. У жизни свои законы: оканчиваем школу, и начинается взрослая жизнь. Скажу честно, мне еще не встречался человек, у которого не болела бы душа о родных местах.

Он бесконечно благодарен судьбе за то, что она дала ему возможность не только бывать в родном селе, но и участвовать в жизни земляков.

…Картинка из детства: лето, жара под сорок, распаханное поле, пыль из-под трактора, дикое напряжение и пот ручьем, – но желание помочь отцу, приобщиться к чему-то настоящему было сильнее простых детских радостей. С детства Александр Шараев отчетливо для себя понял: работа на селе – тяжелейший труд.

Еще одно яркое воспоминание. Поехал он как-то с бабушкой в райцентр за покупками. Зашли в универмаг, а там… В отделе «Культтовары» стоит, переливается всеми цветами и оттенками изумрудного цвета… настоящая гармошка. И ведь он уговорил бабушку ее купить. За двадцать пять рублей. По тем временам большие деньги. 

Он сам научился играть на гармошке. По-настоящему, не просто пиликать. А в десятом классе Саша уже отлично освоил и баян. А какие частушки пел! Вот уж точно, не обидел его Бог способностями к музыке…

Его шараевская «настырность» в хорошем смысле этого слова ему всегда помогает - нет невыполнимых задач! Только всему свое время.         

– Меня иногда спрашивают, кто я – москвич или сибиряк, - рассказывает Александр Михайлович.

Машина подпрыгивает на ухабах, уже темнеет, и мы возвращаемся в Омск.  

– Сибиряк – прежде всего. Но живу в Москве, двадцать один год уже, целое поколение людей выросло за это время.

Я полюбил этот огромный столичный город, мегаполис, который, если разобраться, дал мне всё: возможность реализоваться в бизнесе, подружиться с известными политиками, музыкантами, другими выдающимися людьми, но малую родину из сердца не вычеркнешь, зовет она к себе, вопреки всем доводам разума. Это как любовь к отчему дому, к своим родителям.

Родина и родители – слова с общим корнем. Наверное, в этом есть глубокий смысл. Для нас, троих детей, папа и мама – самое святое, и так было всегда…

К счастью для всех, отец А. М. Шараева – Михаил Ионович – живет и здравствует, правда, не в Муромцевском, а в Омском районе, в поселке Иртышском. Скоро ему исполнится 75 лет – своеобразный юбилей, который дети Михаила Ионовича хотят отметить достойно.

Надо видеть, как трепетно старший сын, взрослый, состоявшийся мужчина, относится к отцу, с какой заботой и вниманием воспринимает каждое его слово.

И отец горд за сына: еще бы, таких головокружительных высот добился Александр в жизни, и без «мохнатой руки», исключительно благодаря своим деловым и личным качествам.

– Для меня самое большое счастье сегодня – не чувствовать себя одиноким, – считает Михаил Ионович. Сколько моих ровесников в домах престарелых доживает при живых детях… Мои дети – другие, они такой меня окружают заботой все трое, никого не хочу выделить.       

– Я ведь из большой семьи, – продолжает за чаепитием свой неспешный рассказ ветеран. – Пережил и холод, и голод. Всю жизнь проработал механизатором в селе… Жаль, Мария не дожила до этого светлого дня, когда дети вышли в люди, внуки выросли все умные, образованные…

В глазах у Михаила Ионовича слезы. Они объяснимы. Жена прожила трудную, короткую жизнь. Трое детей, хозяйство, нелегкая работа доярки на ферме.

Корни Александра Михайловича Шараева глубоко и прочно вошли в муромцевскую землю. Оба его деда - уроженцы Муромцевского района, прошли Великую Отечественную войну, в послевоенные годы трудились в сельском хозяйстве. Ион Михеевич Шараев работал до войны плотником, после тяжелого ранения фактически потерял зрение… Но и после войны продолжал работать, был сторожем,  ходил на дежурства с собакой-поводырем. Дедушка по линии матери, Павел Григорьевич Кусов, прошел всю войну, участвовал в боях за освобождение Кенигсберга…

Корни – это то глубинное, что связывает нас с истоками жизни, с родными по духу и крови людьми. Это, пожалуй, и есть главный ответ на вопрос, почему господин Шараев, сменив дорогой костюм на удобные джинсы и свитер, активно набирает обороты в деятельности по возрождению родной деревни.

Его мечте удается претворяться в жизнь, работающим в его хозяйстве людям – вновь почувствовать себя нужными и востребованными, его родной земле – избежать заброшенности и запустения.    

 Содержание