дата/ личность и время

 

Ольга ВАСИЛЕНКО

Фото Александра МАКСИМОВА и из архива ЗАО «Любинский МКК»

 

Евгений Шостя: «Главное на предприятии – традиции и коллектив…»

 

 

 

Любинский молочно-консервный комбинат признан самым эффективным предприятием Омской области. Его продукция известна далеко за пределами нашего региона и воспринимается как одна из его визитных карточек. При этом генеральный директор Любинского МКК Евгений Шостя точно знает: легких времен для предприятия не было ни в советскую эпоху, ни в годы перестройки. Каждый новый отрезок времени ставит на повестку дня новые задачи, от решения которых зависит судьба комбината.

Решать задачи разной степени сложности директору приходится без малого 35 лет, – ровно столько он трудится на комбинате, в том числе 27 лет – в директорском кресле.    

В мае прославленное предприятие будет отмечать свое 70-летие. Накануне его генеральный директор, депутат Законодательного собрания Евгений Шостя, тоже отметивший в нынешнем году свой юбилей, дал интервью журналу «Сибирь и Я».   

 От комбината до космодрома

 – Евгений Григорьевич, вы очень нетипичный руководитель: двери вашего кабинета с утра до вечера открыты настежь. Это принципиальная установка?

– Да. Если человек пришел ко мне на прием, он обязательно ко мне попадет – как к депутату или как к директору. Двадцать лет не провожу планерок. Это же глупость, когда на них человека поднимают с места и «воспитывают» в присутствии тридцати-сорока других. Я это все прошел и считаю унижением. В отделе кадров могут подтвердить: за все годы, что я работаю на заводе, не уволил ни одного начальника подразделения и ни одному не объявил выговор.   

– А как судьба привела вас в Омск? 

– Родился я в Воронежской области. После окончания Воронежского технологического института в 1972 году должен был поехать по распределению в город Олекминск Якутской АССР. И работать в должности главного инженера мясокомбината, который заготавливал оленину. А я уже был женат, у нас с женой в июне того года родилась дочка. Приехал, посмотрел на город. Климат там суровый. Добраться из Якутска до Олекминска можно только на вертолете. И тут мне сообщают, что есть место начальника цеха на Любинском комбинате. Приехал в Красный Яр, приняли меня очень хорошо. Мне все здесь понравилось – и люди, и сам поселок, и то, что река рядом. Так с тех пор здесь и живу.

– Наверное, уже сибиряком себя считаете?

– Да. Кстати, из тех специалистов, которые приехали работать на комбинат из европейской части России, сейчас не осталось ни одного – все вернулись на родину или уехали в другие края. Не привлекательна для европейцев Сибирь. А мне очень нравятся сибиряки, нравится наш поселок. Хотя были предложения перебраться и в Омск, и в Москву, и в другие регионы, в том числе на чиновничьи должности. Но это не мое. Мне нужен большой коллектив, масштабное производство, тогда мне интересно работать.

– В вашей биографии был еще и знаменитый Байконур…

– На службу меня призвали с завода в возрасте 29 лет (тогда офицеров призывали до 30 лет). Конечно, пришлось нелегко.

С другой стороны, по причине зрелого возраста и опыта я там был авторитетным офицером – в части меня слушались. Работа на заводе выработала во мне командный дух.

Служба оказалась тяжелой в основном потому, что у меня была далекая площадка на космодроме. До нее нужно было добираться из Ленинска два часа на мотовозе, а поздно вечером возвращаться домой. Зимой еще ничего, а летом в этой пустыне жара страшная. Зато во всем, что касалось снабжения и зарплаты, там был полный коммунизм, мы с женой зарабатывали больше, чем на заводе. Можно было остаться в армии, но я вернулся на комбинат.    

 По этикеткам изучали географию

 – Когда вы в 30 лет возглавили комбинат, он уже гремел на всю страну. Чувствовали груз ответственности?

– Конечно. Поначалу было страшно. Такой огромный заводище, а я до назначения директором был главным механиком. У предприятия богатая история, оно всегда входило в пятерку крупнейших производителей молочных консервов в стране. Комбинат награжден двумя знаменами – ЦК КПСС и Совета министров СССР, которые переданы ему на вечное хранение. К 50-летию образования СССР он завоевал переходящее Красное знамя и  удерживал одиннадцать кварталов подряд – подвиг по тем временам.

– При этом омская сгущенка в те годы была дефицитом…

– Предприятие поставляло продукцию для госрезерва, по заказам Министерства обороны, для Крайнего Севера. В свое время я объездил все порты на наших «северах», потому что мы снабжали северян сгущенкой. При социализме мы поставляли очень много продукции за рубеж – в ГДР, Монголию, Афганистан, во Вьетнам, на Кубу… В общем, туда, где были советские воинские части. Поставляли сгущенку даже в Швейцарию и на Мальту. Мы, можно сказать, по этикеткам изучали географию. А для свободной продажи практически ничего не оставалось.

– Местная власть пыталась регламентировать деятельность предприятия?

– Оно напрямую подчинялось союзному министерству пищевой промышленности. Партия требовала оставить молоко в области, а правительство – поставить его армии. На просьбу первого секретаря обкома партии Сергея Иосифовича Манякина переделать комбинат под завод детского питания из Москвы пришел ответ: Любинский комбинат обеспечивает 97 процентов госрезервов Советского Союза и 92 процента госзаказа для Крайнего Севера. Поэтому правительство страны не видит необходимости реконструировать предприятие стратегического значения.      

 «Любинское» – значит любимое!

 – Комбинат всегда был градообразующим предприятием для поселка?

– Между прочим, поселку Красный Яр в августе исполнится 250 лет, для него этот год тоже юбилейный. В свое время здесь было пять крупных предприятий: Любинский МКК, мясоконсервный завод, птицефабрика и два завода по производству асфальта. Мы всегда очень много строили. Все жилье в поселке и объекты соцкультбыта (школа, больница, клуб, детсады и прочее), предприятия торговли построены нашим заводом. В 95-м мы построили и бесплатно дали своим работникам 370 квартир. И сегодня они согласно коллективному договору, который предоставляет им массу преимуществ, могут взять беспроцентную ссуду на строительство жилья.

– Говорят, на комбинат не так-то легко устроиться…

– У нас нет проблем с кадрами. Средняя зарплата на предприятии составляет 17,5 тысячи рублей, и в нынешнем году планируем повысить ее до 19 тысяч. У нас в каждом цехе – сауна, у предприятия три бассейна. Для всех работников предусмотрена очень хорошая спецодежда. У комбината есть своя столовая, свой медпункт, где ведут прием терапевт, стоматолог, гинеколог, медсестра-массажистка. Наши автобусы бесплатно доставляют людей на работу, с работы, домой на обед, вывозят в город в театр или на хоккей. Коллективный договор комбината с работниками – это целое сочинение, в котором предусмотрено все, вплоть до бесплатного отдыха и оздоровления работников и их детей в летний период и получения ссуд и дополнительных выплат.      

– Каковы масштабы производства в наши дни?

– На сегодняшний день Любинский комбинат – достаточно современное предприятие, которое обладает всем необходимым набором оборудования для производства как консервированной, так и цельномолочной продукции. На предприятии работают 750 человек, оно ежегодно производит 80 миллионов банок консервов. Мы перерабатываем около 350 тонн молока в сутки. Ежегодно реализуем продукции на два с лишним миллиарда рублей. Хотя Красный Яр – даже не райцентр, а рабочий поселок, где всего шесть тысяч населения. Процесс технического перевооружения идет постоянно, в развитие комбината ежегодно вкладывается не менее 100 миллионов рублей. Новые технологии, оборудование, новые продукты – всеми этими вопросами мы занимаемся постоянно. В 2007 году комбинат занял первое место в России по объему производства молочных консервов. Сегодня по своему техническому состоянию он может выдавать около 100 миллионов банок в год. Вот к этой отметке – 100 миллионов – мы все стремимся. Это и есть моя заветная мечта.

– Любинская молочная продукция всегда славилась высоким качеством. За счет чего оно достигается?

– Качеству на предприятии всегда уделяли очень большое внимание. Оно, как известно, начинается с сырья. Его в нашей области достаточно, и у нас есть возможность для производства той же цельномолочной продукции выбирать лучшее. У предприятия четыре низовых завода в районах, которые занимаются сбором, первичным охлаждением и первичной подработкой молока.

Что касается сгущенки, так это столь сложное производство, что там кроме качества молока должна быть еще и высокая технология. У нас она есть. Мы первыми в стране внедрили систему защиты продуктов АСП по критическим точкам. Аттестационная комиссия признала, что мы хорошо работаем в этом направлении.

У предприятия огромное количество престижных наград за качество, в том числе золотых медалей, полученных на всевозможных выставках и конкурсах. Мы еще в советские времена с успехом представляли свою продукцию на ВДНХ в Москве. В 2008 году комбинат стал победителем всероссийского конкурса «100 лучших товаров России». В числе лучших товаров страны были отмечены сразу четыре вида нашей продукции: молоко питьевое, сметана, молоко цельное сгущенное с сахаром и сливки цельные сгущенные с сахаром. 

– Предполагается расширение ассортимента?

– Широким ассортиментом предприятие отличалось еще в советские времена. И сейчас из консервированной молочной продукции мы выпускаем практически все, кроме кофе со сгущенным молоком. Да и то лишь потому, что в стране трудно найти хорошую вытяжку кофе для нашего производства. Даже сырье для производства какао со сгущенным молоком набираем с трудом – поставляем какао-порошок из Казахстана, где построен хороший завод. Кстати, Казахстан – крупнейший потребитель нашей продукции, мы туда поставляем пятую часть от общего объема молочных консервов.

В последние годы мы начали также выпускать сгущенку, в которой вместо животного жира используется растительный. Она дешевле традиционной сгущенки и тоже пользуется спросом. 

Ассортимент цельномолочной продукции комбината тоже достаточно широкий. Производим молоко, кефир, ряженку, сметану, бифилайф… Планируем выпускать также питьевые сливки,  «Снежок», другие виды продукции. 

– А вы сами любите продукцию родного комбината?

– Я не любитель сгущенки, хотя на дегустации, конечно, пробую. А вообще молочные продукты, особенно свежее молоко, очень люблю.   

«Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее…»

 – Евгений Григорьевич, любовь к гитаре и песням Высоцкого – это у вас для души?

– В детстве я окончил музыкальную школу по классу баяна, позже освоил игру на гитаре. Люблю бардовскую песню. Знаю наизусть много песен Высоцкого, в том числе и неизвестные широкому кругу слушателей. Поэтому в дружеских компаниях меня всегда просят спеть что-нибудь из Высоцкого. Мне больше нравятся его серьезные песни.     

– Если не секрет, где вы встретили свой 60-й день рождения в нынешнем году?

– Это было первое января, и я встретил его, катаясь на горных лыжах в Альпах, – друзья подарили мне на юбилей путевку.   

– Вы помимо всего прочего депутат Законодательного собрания. Много времени отнимают депутатские обязанности?

– Много. Вообще, я депутат Законодательного собрания уже трех созывов. В свое время был депутатом Совета народных депутатов. Состою в двух комитетах – финансово-бюджетном и аграрном. Являюсь депутатом от четырех районов: Колосовского, Саргатского, Марьяновского и Любинского. Естественно, во всех этих районах надо побывать, чтобы решить вопросы на местах.     

– Перестройка и реформы последних десятилетий  стали для многих предприятий «началом конца». Как вам удалось сохранить комбинат?

– Наш комбинат – единственное предприятие отрасли, собственником которого является коллектив. Наши работники являются акционерами предприятия. Кроме того, я считаю, что у руководителя должен быть дар предвидеть ту или иную ситуацию, иначе нельзя.

Мы всегда старались жить по средствам, не надеясь на кредиты. Иногда жили скромнее многих, но все средства вкладывали в развитие производства. Конечно, в чем-то нам везло. Например, в 85-м, когда ЦК КПСС и Совмин приняли решение о реконструкции предприятия. В последующие годы был построен новый огромный корпус комбината, и, самое главное, было поставлено на безвозмездной основе очень много нового оборудования, в том числе импортного.

Повезло нам и в 98-м, когда комбинат накануне дефолта получил последний госзаказ на 20 миллионов банок (примерно треть объемов нашего производства) по цене 3 рубля 50 копеек за банку, и вся продукция в итоге осталась у нас на складе. В октябре банка стоила уже 9 рублей. Если бы мы успели отдать продукцию за бесценок, потом долго выпутывались бы из этой истории.

– В чем, по-вашему, секрет жизнестойкости предприятия?

– Оно живо, как и всё в этой стране, традициями и коллективом. Я вообще убежден: если есть традиции и надежный коллектив, это живое предприятие, где интересно работать. Любое производство, а молочное тем более, очень непростое дело. Молоко – продукт особый, оно быстро теряет первоначальные качества. Ни до меня, ни в мою бытность на посту директора не было суток, чтобы завод не принимал молоко. Простой для нас – непозволительная роскошь. Что бы ни случилось, предприятие должно иметь достаточный запас мощности и всего остального для приема и переработки молока. Перерабатываем мы около 350 тонн молока в сутки, это очень много. И наши люди это понимают. Придя на комбинат и отработав полгода, человек становится «молочником». Его не нужно подгонять или убеждать поработать лишний час. Он уже сам понимает: если молоко поступило, его надо переработать во что бы то ни стало. И выпустить качественный продукт. Дети в семьях наших работников воспитываются в этой атмосфере и видят перед собой образец добросовестного отношения к делу. Не случайно на предприятии так много трудовых династий. 

…А вообще, чтобы производство развивалось, нужно постоянно жить его интересами и заботами. Руководитель должен знать, ЧТО надо делать, КАК надо делать и воспитывать коллектив. Потому что в конечном счете коллектив решает все. Это три кита, на которых стоит любое большое дело.

ДОСЬЕ

Шостя Евгений Григорьевич

Должность: ген. директор ЗАО «Любинский молочно-консервный комбинат»

Дата и место рождения: 1 января 1949 года, г. Лиски Воронежской обл.

Знак зодиака: Козерог

Образование: Воронежский технологический институт (1972), специальность «инженер-механик предприятий пищевой промышленности»  

Карьера: 1972-1974 – начальник ремонтно-механического цеха Любинского молочно-консервного комбината;

1974-1976 – гл. механик комбината;

1977-1979 – срочная служба в Советской армии в звании ст. лейтенанта на космодроме Байконур;

1979-1981 – гл. механик Любинского молочно-консервного комбината;

с 1982 – директор комбината 

Семья: жена Галина Сергеевна, педагог по образованию, дочь Ирина, филолог-лингвист, сын Богдан, предприниматель

Звания: Почетный строитель Байконура, заслуженный работник пищевой промышленности РФ

Общественная деятельность: депутат Законодательного собрания Омской области

Увлечения: спорт, рыбалка, песни под гитару

Достижения в спорте: девять первых взрослых спортивных разрядов; звание кандидата в мастера спорта по десятиборью; игра в составе сборных команд района по футболу, волейболу, хоккею; участие в летних и зимних «Королевах спорта»; в последние годы – теннис, горные лыжи

Любимый вид отдыха: общение с друзьями на природе  

Музыкальные пристрастия: бардовская песня (В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Визбор и другие), Кубанский русский народный хор, Омский русский народный хор

Любимые поэты: В. Высоцкий, А. Вознесенский

Любимые фильмы: комедии Л. Гайдая

Любимые актеры: А. Миронов, Е. Леонов, С. Крамаров

Любимые праздники: Новый год, День защитников Отечества

Кулинарные пристрастия: хорошая селедка с картошкой, сало

Один из любимых афоризмов: «Лучше быть первым в провинции, чем вторым в Риме»  

Содержание